Туркомпании теряют деньги из-за самостоятельности туристов
Сергей Соболев
Завершившийся летний сезон ознаменовался целой чередой банкротств туроператоров, пострадавших, по их словам, из-за резкого падения спроса. При этом меньше россияне за границу ездить не стали, свидетельствует собранная РБК статистика. Просто с каждым годом растет число самостоятельных туристов, не пользующихся услугами турфирм.
Фото: Lori
Продажи туров с начала года упали на четверть, объяснял в середине июля причины краха «Невы», одного из старейших туроператоров страны, ее гендиректор Максим Пирогов. На резко снизившийся спрос указывал и приостановивший свою деятельность в августе «Лабиринт». Другим туроператорам, также признавшим в минувшем сезоне свою финансовую несостоятельность, было уже проще: они могли ссылаться не только на общую неблагоприятную экономическую ситуацию, но и на скандальный уход с рынка других игроков.
Так, в сентябре «Южный Крест» объявил, что не может исполнить свои обязательства перед клиентами «из-за сильного падения спроса на туристский продукт на фоне банкротства ряда крупнейших туроператоров». Как пояснял тогда РБК президент «Южного Креста» Андрей Кузнецов, после краха «Лабиринта» компания оказалась в ситуации, «когда на входе стоят клиенты, которых надо отправить на уже оплаченный отдых, а новые, которые несут деньги, не появляются». «Это как из банка вкладчики все разом забирают свои деньги», – пояснял Кузнецов.
В августе, после того как около 37 тыс. клиентов только «Невы» и «Лабиринта» не смогли воспользоваться уже оплаченными турами, а многих из примерно 33 тыс. находившихся за границей туристов пришлось эвакуировать домой, продажи туров снизились на четверть, констатировала Ассоциация туроператоров России.
Снижение спроса подтверждают и розничные продавцы туров. С мая по август продажи турпакетов снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 20%, заявляли РБК в «Сети магазинов горящих путевок». В другой агентской сети, «Горячие туры», это падение оценивали в 14%.
Но доступная зарубежная статистика снижение турпотока из России этим летом не подтверждает. Количество россиян, побывавших в Турции, в минувшем июне, по данным Министерства туризма этой страны, увеличилось на 17%, до 805,3 тыс. человек, в июле – на 20%, до 805,4 тыс. Предварительные данные за август также свидетельствуют о росте, пусть и не таком крупном, как в предыдущие летние месяцы, – на 6%, до 776,6 тыс. россиян.
Турция – самое массовое летнее направление, с которым по количеству туристов из России не может сравниться ни одна другая страна. Поэтому в силу своих колоссальных объемов прирост на турецком направлении с лихвой компенсирует снижение турпотока в другие страны.
Но и на других популярных пляжных направлениях зафиксирован рост. Российский турпоток из России на Кипр, по данным его статистической службы, в июне вырос на 22%, до 118 тыс. человек, в июле – на 21%, до 116,7 тыс., в августе – на 12%, до 110,7 тыс. В первые месяцы лета был рост и на болгарском направлении: в июне – на 14%, до 152,3 тыс. человек, в июле – на 1%, до 150,7 тыс. В августе уже было падание на 6%, до 132,6 тыс. человек.
Правда, на более популярном направлении – испанском – был все-таки спад турпотока. В июне – на 14%, до 222 тыс. россиян, в июле – всего на 2%, до 245,6 тыс., а в августе – уже на 9%, до 260,1 тыс. В целом для Европы характерно снижение российского турпотока. С весны каждый месяц уменьшается количество россиян, посетивших Германию, Финляндию, Чехию, Польшу, Швейцарию, свидетельствует статистика этих стран.
На большинстве дальнемагистральных пляжных направлений этим летом рост продолжился. Мало того, по итогам этого лета Вьетнам, показывавший рост на 10–36% в зависимости от месяца, стал среди стран Юго-Восточной Азии более популярным направлением, чем Таиланд. Вьетнам в июне-августе посетили 65,5 тыс. россиян, Таиланд – 50,7 тыс. После нескольких месяцев спада в мае-июле вновь рос турпоток на индонезийский остров Бали.
На Карибах отрицательная динамика этим летом зафиксирована в Мексике. В июне российский турпоток в эту страну снизился сразу на 47%, до 3,4 тыс. человек, в июле – на 34%, до 3,7 тыс. Интерес к отдыху в Акапулько и на других мексиканских курортах практически перестал расти еще в декабре 2013 года, ежемесячный прирост составлял всего 1–3%, за исключением января, когда турпоток увеличился на 7%, до 13,5 тыс. человек. Зато с мая этого года наконец-то начал расти турпоток на Кубу, который до этого постоянно снижался с ноября 2012-го. В минувшем июне число россиян, посетивших остров, выросло сразу на 33%, до 4,9 тыс. человек, в июле – на 25%, до 4,4 тыс. Рос в июне и июле турпоток и в Доминиканскую Республику – соответственно на 14%, до 8,5 тыс. россиян, и на 4%, до 8,3 тыс. В августе было уже снижение на 5%, до 8,7 тыс.
Общий турпоток из России действительно растет, но при этом снижается количество отправляющихся на отдых по линии туроператоров, поясняет президент «Натали Турс» Владимир Воробьев. Он признает, что туроператоры сегодня уже не могут игнорировать этот фактор.
Исследования потребительских предпочтений россиян подтверждают: число самостоятельных туристов увеличивается год от года. По данным Synovate Comcon, в первой половине 2010 года 24,9% жителей городов-миллионников, выезжавших хотя бы раз в год за границу, заявляли, что не пользуются услугами турфирм, в первой половине 2012-го таких было уже 28,8%, в первой половине 2014-го – уже 31,9%.
Количество самостоятельных туристов будет и дальше расти, особенно после этого летнего сезона, серьезно подорвавшего доверие к отрасли, констатирует исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Но, отмечает она, западный опыт показывает, что туроператоры могут удерживать клиентов за счет дополнительных сервисов, например предлагая билеты на концерты, которые проходят поблизости от курорта, и т.п. Кроме того, массовый турист вряд ли откажется от услуг туроператоров, когда речь идет об отдыхе в стране с другой, отличной от западной, культурой, говорит Ломидзе.