60 долларов за баррель. Для российской экономики подготовили стрессовый сценарий

Подробности в кулуарах форума ВТБ Капитал «Россия зовет!» рассказала первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. Она также прокомментировала информацию о возможном ограничении трансграничного движения капитала

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2014/10/01/oil.jpg
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Центробанк России заложит в стрессовый сценарий, который предполагает резкое падение нефти, цену порядка 60 долларов за баррель. Об этом «Интерфаксу-АФИ» в кулуарах инвестфорума ВТБ Капитал «Россия зовет!» заявила первый зампред Центробанка Ксения Юдаева.

Базовый и наиболее вероятный, по мнению ЦБ, вариант исходит из предпосылки о восстановлении мировой экономики, незначительном снижении цен на нефть, а также снятии в течение следующего года большей части взаимных санкций.

Юдаева также заявила, что сообщения о возможном ограничении движения капитала не имеют под собой никаких оснований. «Мне очень интересно, откуда берутся ноги у таких новостей», — сказала первый зампред ЦБ.

Накануне Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщил, что ЦБ может ввести ограничение на трансграничное движение капитала при ускорении его оттока из страны.

Центробанк проведет расследование на предмет манипулирования рынком в этой связи.

Ситуацию в интервью Business FM прокомментировал главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.

ЦБ выбрал отметку в 60 долларов за баррель в своем шоковом сценарии. Почему не 70 или 50?

Евгений Надоршин: Думаю, что принципиальных отличий здесь уже нет. Нет сомнений, что сценарий с 60 долларами за баррель, действительно, будет шоковым. Также шоковым я бы назвал сценарий 70 и 50 долларов за баррель. Поэтому вопрос скорее даже не модельной, а экспертной оценки ситуации и глубины возможного снижения цен на нефть. То есть при определенных вероятностях это весьма агрессивная оценка, и сценарий может получиться весьма любопытным, с точки зрения того, что если ЦБ, действительно, подойдет адекватно к оценке изменений в российской экономике и ухудшению ситуации, пропорционально, скажем, снижению цен на нефть, то он должен будет показать очень хороший запас по различным инструментариям поддержки банковского сектора.

А что для российской экономики будут означать эти 60 долларов за баррель?

Евгений Надоршин: Я боюсь, к сожалению, что 60 долларов за баррель, точно также как 50 и 70, однозначно будут означать рецессию, причем, рецессию существенную, то есть измеряемую не десятыми долями процентов, а именно процентами падения ВВП ежегодно. Все зависит от того, насколько эти 60 в сценарии Центробанка задержатся. В моем понимании, пока подобный вариант маловероятен, и поэтому я бы относил это, действительно, к стрессовому сценарию, для проверки возможностей ЦБ поддержать систему, нежели чем к вероятному. Иметь набор инструментов для такого случая крайне полезно. И очень приятно, что ЦБ реагирует на это.

Есть ли признаки манипулирования рынком в этой истории с сообщением Bloomberg о том, что ЦБ якобы ограничит трансграничное перемещение капитала?

Евгений Надоршин: Я не могу сейчас, конечно, это сказать, но в моем понимании со стороны ЦБ было бы адекватно проверить эту информацию, особенно, если она не отвечает действительности. Таким образом играть на нервном рынке нельзя.

Министр финансов России Антон Силуанов считает, что свобода движения капитала и валюты является заслугой российских властей и вводить какие-либо ограничения на эти операции недопустимо.

Президент и председатель правления ВТБ Андрей Костин в кулуарах инвестфорума заявил о том, что не видит причин для укрепления курса рубля. «Мы предсказывали 40 рублей за доллар где-то до конца года, но вот раньше вышло», — сказал Костин журналистам в кулуарах инвестфорума ВТБ Капитал «Россия зовет!».

А замглавы Минфина Алексей Моисеев, напротив, считает, что рубль достиг дна, и в ближайшее время возможно укрепление российской валюты. Правда, как пояснил Моисеев в интервью РБК-ТВ, это не официальный прогноз, а его личная экспертная оценка.

Также сегодня стало известно, что Банк России впервые предоставил банкам валюту почти на 23 миллиарда рублей в рамках операций валютный своп по ставке в 7%.

http://www.bfm.ru/news/274508