БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА: КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ШКОЛУ

Из года в год родители принимают важное решение – куда отдать учиться ребенка. Выбор школы — это не только определение будущего для сына или дочери, но и то, как будет организована жизнь всей семьи на протяжении многих лет

В любой школе ребенок должен получить фундаментальные знания по базовым предметам. И, конечно, главная роль в этом процессе отведена школьной «фабрике звезд» — стабильному и опытному педагогическому составу. «Все педагоги имеют квалификационные категории, есть доктора и кандидаты наук. Можно сравнить стаж и опыт работы учителей разных школ», — дает подсказку Анна Шнякина.

Специально для этого материала мы попросили два десятка опытных родителей, помочь решить главную семейную дилемму: как правильно выбрать ребенку школу? А затем задали тот же вопрос детскому и семейному психологу Анне Шнякиной.

ДОРОЖНАЯ КАРТА

Согласно «закону истощения», сформулированному еще в 19 веке, утомление человека растет быстрее, чем вызывающие его нагрузки. Уставшему организму одна и та же работа стоит двойных усилий, в сравнении с отдохнувшим. Что и говорить про детей, которым приходиться пересекать несколько районов Москвы на пути к престижному «храму знаний». Через тернии к звездам? Как бы не так! Правило «доброй дороги» гласит: если не хотите, чтобы ребенок приходил на занятия измотанным и уставшим, путь до места учебы не должен занимать 15 минут пешком или 30 минут на общественном/личном транспорте. Не случайно педагоги нередко жалуются на неуправляемость и неусидчивость учеников младших классов, которым приходиться проводить больше рекомендованного времени в дороге. К сожалению, на практике взрослые не очень-то обращают внимание на транспортные нагрузки на ребенка, если на чащу весов встают такой критерий, как престиж школы. Интересное наблюдение. Среди опрошенных нами родителей 90% назвали именно близость места учебы к дому — приоритетным. Однако, в процессе анкетирования, больше половины были готовы пожертвовать именно этим пунктом, если по другим параметрам школа их полностью устраивала. А ведь гигиена труда и отдыха свидетельствует об общей культуре человека, которую нужно воспитывать с детства. Да и, в конце концов, экономя время на дорогу, вы даете своему ребенку (и себе) возможность выспаться!

Другие важные факторы по мнению компетентного детского специалиста: обеспечение безопасности детей на территории школы и в здании; наличие хорошей спортивной площадки; необходимое медицинское обслуживание (регулярные обследования, профилактические мероприятия); контроль за здоровым питанием; развитая психологическая служба (отслеживание и тестирование каждого ребенка, контакт с родителями); дисциплина (в школе не могут допускаться нецензурная брань, курение и т.п.); уровень материально-технического оснащения и ремонт здания.

«Узнайте как можно больше о школе, в которую планируете поступать: рейтинг, программы обучения, преподавательский состав и контингент. Это можно сделать, зайдя на сайт учреждения и внимательно его изучив. Можно поговорить с родителями, которые дожидаются детей, расспросить самих учеников. Важно сходить в школу на экскурсию, встретиться с директором или членами администрации, тем самым получить больше информации, а общая культура и уровень доброжелательности этих людей могут сказать о многом», — заключает психолог.

Чтобы «не запутаться в показаниях», составьте краткую таблицу для сравнительных характеристик. С левой стороны запишите в столбик номера школ-кандидатов, справа сделайте несколько колонок, по числу определяющих для вас факторов. После каждой «экскурсии» внесите в табличку свой вердикт: поставьте оценку школе по каждому из пунктов, сделайте важные пометки и посчитайте общую сумму баллов. Так вам будет проще ничего не забыть и принять окончательное решение, выбирая из 2-3 школ с наибольшим количеством очков. 

DO YOU SPEAK ENGLISH?

Желание родителей «дать больше и лучше» вполне очевидно и, в перспективе, конечно, оправдано. Благо инфраструктура современных районов Москвы позволяет выбрать школу с учетом требований самых взыскательных родителей и детей.18 из 22 опрошенных нами мам и пап, в числе ведущих критериев для выбора школы назвали: специализацию учебного заведение и блок дополнительных кружков. Показательный пример — московский район Строгино.

Сразу три местные школы попали в рейтинг 300 лучших учебных учреждений столицы 2013 года, составленный Департаментом образования города Москвы. Одна из них, государственная гимназия № 1519 и вовсе попала в «золотой запас» — топ-50, разместившись на 36 месте. Другие почетные позиции в рейтинге у школы № 1302 с углубленным изучением английского языка и центра образования имени Марины Цветаевой № 1619 (в том числе здесь есть лингвистический профиль). Очевидно, родители ратуют за углубленное изучение иностранных языков, которые назвали одним из решающих показателей выбора школы при прочих равных. В этом отношении «козырь» того же Строгино — частный образовательный центр, где детей обучают сразу тремя иностранным предметам. 

http://minipolis.realty.rbc.ru/writeable/editor_uploads/images/Pict-6_725.jpg

К слову о платном обучении. Половина родителей выразили готовность отдать ребенка в частную школу в случае острой необходимости, приемлемой цены или колоссальной разнице в предоставляемых услугах с местными бюджетными организациями.

Отдельная категория — кадетские школы. 5% респондентов, с ходу, сами выразили желание отдать детей на обучение в военный корпус, еще 60% — с охотой рассмотрели такой вариант, когда им предложили рассмотреть такую возможность. За районными примерами далеко ходить не надо — в Строгино успешно работает Кадетская школа №1700 Московского объединенного кадетского морского корпуса Героев Севастополя (один из четырех корпусов «семьи» гимназии Nо 1619). Плюсы: высокий показатель эффективности обучения; возможность интернатного размещения — ребенок может здесь жить с понедельника по пятницу; штат опытных психологов; школьников учат хорошим манерам, дисциплине и крепкой физической форме.

Не списывайте со счетов и разносторонние увлечения, и возможные скрытые таланты детей. «Для ребенка особенно важно иметь возможность проявить себя и получить одобрение, но не у всех получится быть успешными в учебе, — предупреждает Шнякина. — В таком случае, важно, чтобы ребенок имел возможность реализовать себя если не в учебе, то в спорте, творчестве и т.п. Для этого необходимо понимать насколько хорошо организованна в школе вторая половина дня: есть ли факультативы, кружки по интересам и спортивные секции, досуговая деятельность». Помните как у Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота». Умерьте пыл и не переборщите с нагрузкой. Прислушайтесь и присмотритесь к собственным чадам: «Чтобы понять, какую школу выбрать для своего ребенка, необходимо, в первую очередь, объективно оценить его способности и возможности. Некоторым детям просто необходимо идти в обычную школу, для других же такая школа может стать тюрьмой и не разовьет имеющихся способностей. Существует несколько типов школ: общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением того или иного предмета, школы-лицеи, школы-гимназии, частные школы и т.д, Но важнее всего — это понять, в какой из них вашему ребенку будет комфортно, где он будет наиболее успешен. Например, если вы видите, что ваш ребенок робкий, «домашний», не умеет работать в коллективе, то, вероятно, его лучше отдавать в школу, где маленькие классы и учитель сможет уделить ему особое внимание. Если ребенок часто болеет, нужно понимать, что выбрав школу, например, с углубленным изучением каких-либо предметов, нагрузка будет очень велика и процесс обучения может превратиться для ребенка в «каторгу», ещё больше подорвав его здоровье».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Если с выбором школы вы определись, осталось «дело за малым» — грамотно подготовить ребенка к началу учебного года. «Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к учебе. Не стоит рассказывать ему неприятные истории из школьной жизни, тревожиться по поводу неуспехов и озвучивать это, — предостерегает детский психолог. — Настройте себя и ребенка на то, что все будет хорошо, все получится. Обсудите правила поведения в школе, особенности отношения с учителями и одноклассниками, порассуждайте, чем первоклассник отличается от дошкольника. Поощряйте игры ребенка в школу, таким образом, он усваивает нормы предстоящей жизни. Для ребенка очень значима школьная атрибутика, поэтому осуществите совместный поход за необходимыми принадлежностями, позвольте ребенку самому что-то выбрать. В преддверии нового учебного года занимайтесь с ребенком, но не стоит часами заставлять его читать, писать или решать примеры, чтобы не сформировать негативное отношение к школе. Лучше заниматься часто, но по 15-20 мин».

Развивать память, внимание, мышление ребенка лучше в игровой форме.  Например, на прогулке запоминать слова и числа, придумывать как можно больше слов на определенную букву, давать определения словам, находить сходства и различия между предметами и явлениями. Развивайте мелкую моторику — так вы лучше подготовите ребенка к письму. Для этого можно больше лепить из пластилина, делать бусы из мелкого бисера, рисовать тоненькой акварельной кисточкой, собирать конструктор, обводить узоры, придумывать орнаменты. «Мелкую моторику важно развивать еще и потому, что пальцы руки связаны с отделом головного мозга, отвечающего за речь. И работая руками, дети активизируют речевой отдел головного мозга», — заключает специалист.   

В числе других советов психологов-педагогов — простые семейные истины: «Чтобы избежать проблем с пробуждением и выходом в школу, очень важно научить ребенка придерживаться режима дня. Лучше поднимать ребенка с постели пораньше, делать вместе утреннюю зарядку. Укладывать его спать пораньше, а просмотр телевизора и компьютерные игры лучше заменить совместным чтением книг или настольной игрой. Безусловно, дети вряд ли обрадуются таким переменам, поэтому приучать их к режиму нужно постепенно – отправляйте детей в постель каждый день на 15-20 минут раньше предыдущего дня. Первоклассникам рекомендуется ложиться спать не позже 21:00».

Хорошее развитие речи, интеллекта, моторики, эмоциональной и волевой сфер ребенка, личности в целом возможно только при создании определенной семейной среды воспитания, включающей в себя тонкие чувственные и эмоциональные связи между родителями и ребенком, умение внимательно слушать (родителем ребенка и ребенком родителя) и частые и долгие совместные беседы, общие, интересные для двух сторон совместные дела (как общий труд, так и совместное времяпрепровождение) и многое другое. Будет полезно, если родители найдут время для вечерних прогулок с детьми, игры на свежем воздухе помогут детям получить заряд положительных эмоций. Родители должны обязательно проявлять интерес ко всем аспектам жизни ребенка.

http://minipolis.realty.rbc.ru/bigchange#xtor=AL-[internal_traffic]--[top.rbc.ru]-[right_block_today]-[item_3]