Марина Эфендиева
Opera Software не бросит дружить с сотовыми операторами
На чем зарабатывает компания Opera Software, чьи продукты распространяются в Интернете бесплатно, и зачем с ней работают российские сотовые операторы, рассказал в интервью BFM.ru вице-президент ее подразделения Mobile&Internet Devices Даг Улав Норем
Вице-президент подразделения Mobile&Internet Devices компании Opera Software Даг Улав Норем. Фото предоставлено пресс-службой компании.
Норвежская компания Opera Software в конце прошлой недели сообщила в своем русскоязычном блоге, что количество уникальных пользователей мобильного браузера Opera Mini достигло рекордных 100 млн человек в месяц. За сутки пользователи Opera Mini просматривают более 2 млрд страниц в Интернете. В марте компания выпустила новые версии продуктов Opera — Opera Mini 6 и Opera Mobile 11. По данным ресурса StatCounter на март текущего года, около 71% россиян, выходящих в Интернет с мобильного телефона, делают это с помощью браузера Opera Mini.
На чем зарабатывает компания, чьи продукты распространяются в Интернете бесплатно, в интервью BFM.ru рассказал вице-президент подразделения Mobile&Internet Devices компании Opera Software Даг Улав Норем.
— На чем зарабатывает Opera Software после отказа от платных продуктов?
— У нас есть 2 основных пути заработка: монетизация трафика и лицензионные отчисления. Поскольку у нас есть большая база пользователей — больше 170 миллионов, учитывая настольные и мобильные браузеры, мы можем зарабатывать не на пользователях, а опосредованно. Мы продаем трафик другим компаниям, перенаправляя пользователей на те или иные ресурсы. У нас есть сделки, например, с поисковиками Google, «Яндекс», Bing и другими, которым мы через браузер приводим пользователей.
Если речь идет о мобильных браузерах, то мы зарабатываем на их кастомизации. В частности, так мы работаем с мобильными операторами — AT&T, Verizon, Vodafone и другими. Они устанавливают на телефоны, продающиеся в их сетях, браузер Opera Mini. Причем пользователи могут об этом даже не знать, поскольку дизайн браузера и логотип будет уникальным — это решение white label. В таком случае нам платят лицензионные отчисления за каждого пользователя.
И третий путь — промежуточный — кобрендовые продукты с операторами. Это, например, когда в Opera Mobile или Mini включаются дополнительные операторские опции — закладки на их ресурсы, ссылки на порталы дополнительных услуг и прочее. Таким образом, оператор привлекает пользователей на свои сайты, а мы за это получаем деньги с оператора. Этот способ получил интересное продолжение — операторы стали внедрять тарифы на безлимитный Интернет при условии, что абонент заходит в Сеть через Opera Mini. Причем такая бизнес-модель была придумана и впервые реализована именно в России. Сейчас такие тарифы предлагают «МегаФон», Tele2, НТК, а также несколько операторов в других странах СНГ.
— Какой из способов заработка приносит вам больше денег?
— Мы не разделяем доходы в своих отчетах, могу только сказать, что все они довольно существенны. Выделяются только доходы от настольных браузеров.
За прошлый год общий доход Opera Software составил 692,2 млн крон — это на 13% больше, чем в 2009 году. При этом 242,3 млн крон — это доля настольных версий. Соответственно, направление Internet Devices — телефоны, телевизоры планшеты и т.п.— принесло 450 млн крон. По сравнению с 2009 годом рост составил 5%. Операционная прибыль компании составила 103,6 млн крон — это примерно 20 млн долларов.
— Зачем операторам нужна мобильная Opera, если вы мешаете им зарабатывать на трафике, сжимая его?
— Компрессия трафика также выгодна операторам, как и пользователям. Операторская инфраструктура имеет определенную емкость, и чем больше пользователей одновременно заходят в сеть, тем меньшую скорость они получают. За счет сжатия данных оператор может сохранить емкость сети, не перегружая ее и предоставляя пользователю хороший уровень сервиса. Поэтому как раз у Opera заключены контракты с «МегаФоном», МТС и «Билайн», НТК и Tele 2.
Поскольку получая положительный опыт, люди начинают чаще и больше пользоваться мобильным Интернетом, операторы получают более активную аудиторию.
Есть вторая сторона, почему это выгодно операторам. Возможности браузера довольно широки, и люди, которые раньше мало пользовались Интернетом в мобильных сетях, начинают чаще это делать.
Мы недавно проводили исследование в Пакистане, чтобы понять, насколько больше или меньше люди выходят в Интернет с мобильного после того, как внедряется Opera Mini. Выяснилось, что ARPU от услуги мобильный Интернет у операторов вырастает в среднем на каждого пользователя на 50%, и на 54% вырастает объем трафика. За счет того, что это быстрее и удобнее с дружелюбным интерфейсом, люди перестают этого бояться и с удовольствием пользуются.
Есть еще прослойка людей, которые никогда не пользовались мобильным Интернетом, и то, что Opera Mini позволяет их привлечь — дополнительный бонус для операторов.
— Какую долю занимают Opera Mini и Opera Mobile на рынке мобильных браузеров?
— Opera Mini пользуется более 100 миллионов человек, Opera Mobile — еще 15 миллионов. Если считать оба этих браузера, то мы занимаем, по разным данным, 26-27% глобального рынка — это первое место в мире. У Opera Mini сейчас 21% пользователей. Точно можно сказать, что каждый месяц с Opera Mini в Интернет выходит больше людей, чем было продано iPhone с начала продаж и до сих пор.
— Кстати, об iPhone, и заодно об Android. Пользуются ли их владельцы Opera Mini и если да, то зачем — ведь у Apple и Google по умолчанию есть свои браузеры?
— Мы не считаем, сколько пользователей той или иной платформы используют Opera, у нас нет такой статистики. Но могу сказать, что когда Opera Mini 5 появилась в AppStore, первый миллион закачек произошел в первый же день.
У нас два мобильных браузера, у них разные задачи. Opera Mini сжимает данные, Opera Mobile больше похож на настольный и на те браузеры, которые стоят по умолчанию в «андроидах» и iPhone. Чтобы использовать определенный продукт, у пользователя должна быть причина. Вопрос, зачем нужен «другой» мобильный браузер очень напоминает то, как лет 6-7 назад люди спрашивали, «зачем нужны другие компьютерные браузеры, ведь есть Internet Explorer».
В случае Opera Mini речь о скорости и компрессии. Даже с iPhone человек может оказаться в ситуации, когда у него нет быстрого WiFi, а есть в лучшем случае 3G, а то и EDGE. В таком случае Opera Mini работает до 6 раз быстрее, чем нативный браузер. Кроме того, если вы платите за мегабайты, тем более в роуминге, компрессия позволяет существенно снизить расходы на мобильный Интернет.
— Сейчас пользователям для того, чтобы зайти в соцсеть, проверить почту, определить свое местоположение, в принципе не нужен браузер — для этого достаточно приложений. Нужны ли будут мобильные браузеры в будущем?
— Могу ответить однозначно — нужны. Приложения позволяют получать доступ к разного рода информации — погода, почта, соцсети и прочее. Но когда ты хочешь чего-то большего, нужно либо отдельное приложение, либо браузер. Кто-то выбирает одно, кто-то другое. Но отсутствие браузера в принципе очень сильно урежет возможности пользователя, его доступ к огромным массивам информации в Сети.
— Доля российского рынка для Opera Mini по - прежнему остается самой большой в мире?
— Россия с точки зрения количества пользователей — рынок номер один для Opera Mini. Следом идут Индонезия, Индия, Китай, Украина. Россия и Индонезия периодически спорят за первенство по количеству пользователей. Сейчас Россия вновь выбилась в лидеры — это во многом зависит от реализации соглашений с операторами.
— Как вы собираетесь в ближайшее время развивать партнерские отношения с российскими сотовыми операторами? Чем это чревато для пользователей?
— Обещать что-то не хочется, потому, что если мы потом изменим точку зрения, пользователи будут не очень довольны. Что мы точно будем делать — развивать свои продукты, чтобы они были более удобными для пользователей. Будем и дальше улучшать технологию компрессии. Еще год назад, когда мы запускали Opera Mini 5, никто не знал, что через год такое распространение получат планшеты, устройства на ОС Android и т.п. Поэтому Opera Mini 6 вышла совсем не такой, какой ее можно было представить год назад.
В прошлом году мы купили американскую рекламную платформу AdMarvel, которая позволяет проводить рекламные кампании в мобильном Интернете. Она сейчас интегрирована в наш пакет бизнес-предложений. Скорее всего, следующие наши предложения для российских операторов, и, может быть, не только для них, будут связаны именно с мобильной рекламой.
Также возможно, что наши дальнейшие инициативы по работе с сотовыми операторами будут связаны с мобильным Интернетом на ноутбуках. Мы работаем над совместными тарифами с операторами, чтобы при включении опции Opera Turbo у пользователей модемов был безлимитный Интернет — по той же схеме, что и в мобильном браузере Opera Mini. Пока деталей нет, но мы не скрываем, что думаем об этом.
Кроме того, мы думаем, как распространить наш опыт по предоставлению безлимитных тарифов пользователям мобильного Интернета, который был впервые опробован с российскими сотовыми операторами, на операторов из других стран.
http://www.bfm.ru/articles/2011/04/17/o … .html#text