Константин Симонов: «Эта история гораздо более крутая, чем с Ходорковским»
В бизнес-сообществе увидели «плохой сигнал» в аресте основного акционера АФК «Система» Владимира Евтушенкова. По мнению экспертов, это произошло не в самый нужный момент и может негативно повлиять на развитие бизнеса в России
Нефтяные скважины АНК «Башнефть», расположенные на территории Удмуртии. Фото: ИТАР-ТАСС
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин сказал, что РСПП готов дать поручительство, что арестованный основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков будет сотрудничать со следствием и не будет скрываться от него. Шохин отметил в разговоре с «Интерфаксом», что ситуация вокруг Евтушенкова напоминает ему «ЮКОС номер два».
«Безусловно, это все очень похоже на «ЮКОС номер два», потому что речь идет о том, что обвинение предъявляется руководителю компании, которая заплатила 2,5 миллиарда долларов за актив и теперь обвиняется в хищении соответствующих акций и в отмывании денег.
Если приватизация «Башнефти» происходила с нарушениями, то это не повод предъявлять обвинения добросовестному приобретателю на следующем этапе этого актива.
Надо действительно проводить расследование тех событий, которые были связаны собственно с приватизацией этого актива.
И если кто-то из участников этой сделки пытается переложить с больной головы на здоровую, выведя себя из-под тех или иных угроз, связанных с реальными сроками и так далее, то это не повод, не проведя тщательного исследования всех материалов, предъявлять обвинение респектабельному и уважаемому предпринимателю, который на протяжении последних более чем 20 лет вел прозрачный, транспарентный бизнес, вывел свои компании в разных секторах экономики — и в электронном бизнесе, и в мобильном бизнесе, и в нефтяном бизнесе - на уровень передовых компаний, которые добросовестно платят налоги и являются тем, что принято называть национальными чемпионами.
Моя личная позиция — домашний арест Евтушенкова явно ухудшает ситуацию с экономическим и деловым климатом в стране, потому что нет никаких оснований полагать, что Владимир Петрович Евтушенков будет скрываться от следствия и не будет сотрудничать с ним».
Ранее сегодня уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов в эфире Business FM заявил, что для Владимира Евтушенкова могла бы быть избрана более гуманная мера пресечения.
Ситуацию вокруг ареста главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова в интервью Business FM прокомментировал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Шохин и Титов говорят, что домашний арест — чрезвычайная мера для бизнесмена такого уровня. Вы можете это оценить, с точки зрения системного решения, не запущен ли какой-то необратимый процесс?
Константин Симонов: Это очень шоковая история. Я не думал, что дело зайдет столь далеко. И когда я слышу комментарии, что это принципиально иная история по сравнению с Ходорковским, я с этим согласен. Действительно, эта история гораздо более крутая. Здесь мы имеем системного бизнесмена, это раз. Во-вторых, история с «Башнефтью» — это же история путинского времени, это не какой-то кейс из ельцинских девяностых. Получается, уже идет пересмотр решений, принимавшихся в период Путина. Дальше идем. Решение абсолютно несвоевременно, потому что сейчас говорится о необходимости консолидации элиты вокруг Путина, говорится о необходимости возвращения капиталов, необходимости задуматься о внутренних источниках роста на фоне санкций, ну, и чего мы имеем? Одного из лояльных, системных, встроенных в процессы бизнесменов помещают под домашний арест, а его компанию «отжимают» грубыми силовыми методами. Какой это сигнал, с точки зрения сплочения элиты? И вопрос очень принципиальный насчет санкции со стороны первого лица.
Кремль отдельно отметил, что об этом решении узнали уже постфактум.
Константин Симонов: Вы же понимаете, это у нас история известная: прокурору нельзя дозвониться, министр обороны в горах. Такие бывают же случаи. Одно дело официальные объяснения, нас больше волнует реальная подоплека. Как вы понимаете, крутое решение принимается, а потом уже обратный ход дать нельзя. В любом случае, это крайне рискованная игра. Если уж речь идет о включении «Башнефти» в какую-нибудь из государственных структур, тут вообще миллион вопросов возникает — а зачем это делать?
По поводу «Роснефти». Компания категорически отрицает, что была заинтересована в приобретении «Башнефти», а Ходорковский наоборот говорит, что присоединение «Башнефти» могло бы помочь «Роснефти» поднять добычу, которая упала. Вообще, есть такая проблема в «Роснефти», можно было бы ее так решить?
Константин Симонов: Категорически отрицает… Давайте через год, просто позвоните мне, и мы выясним, у кого оказался этот актив в итоге. Скажите мне, кто еще, во-первых, заинтересован был в получении этого актива, а, во-вторых, имеет такие колоссальные административные рычаги, чтобы поднять всю эту силовую машину и бросить ее на пересмотр этой сделки?
Прогноз каков? Могут Евтушенкова вынудить дешево продать «Башнефть» или он может вообще лишиться активов просто?
Константин Симонов: Сценарий понятен. Сейчас, конечно, будут склонять его к продаже по дешевке. И в этом плане весьма важный момент, что он находится под домашним арестом, а не как с Ходорковским, которого в самолете забрали, и уже потом он вышел через много лет. Я думаю, что сейчас будут идти довольно серьезные переговоры, и Евтушенкова не случайно все-таки оставили, по крайней мере, у себя дома. Но Евтушенков был частью более серьезной схемы. Это не он персонально этой компанией владел, это была часть межэлитной договоренности, он просто был формальным владельцем этого актива. То есть вопрос гораздо более масштабный, гораздо более объемный.
Летом он еще хотел встретиться с Путиным, встречи не произошло. Он тогда должен был почувствовать, что тучи сгущаются, как-то смягчить позиции? Можно сказать, что Евтушенков переоценил свое влияние?
Константин Симонов: Нет, я думаю, вряд ли он переоценил свое влияние. Понятно, что сигнал он должен был почувствовать, когда начались все эти следственные дела, аресты людей, которые связаны были с этой историей. Но речь не идет о каком-то бизнесмене из прошлого. Речь идет о влиятельном бизнесмене уже нынешнего уровня, за которым стоят довольно серьезные аппаратные союзники. Поэтому история с «Башнефтью» — начало, я думаю, можно ждать каких-то более масштабных тектонических сдвигов и в аппаратной истории. Это не только проблема собственника, это проблема глобального расклада сил наверху.
Предыстория ареста
Владимиру Евтушенкову принадлежит 64% акций компании АФК «Система». Крупнейшие активы холдинга: мобильный оператор МТС, где у «Системы» 53%, и «Башнефть» с 89%. Кроме того, холдинг владеет пакетами «Детского мира», «Интуриста», сети клиник «Медси».
В 2014 году Евтушенков занял 15-е место в списке Forbes богатейших бизнесменов России. Его состояние оценивается в 9 миллиардов долларов.
Госпакет «Башнефти» был приватизирован в 2003 году компанией «Башкирский капитал», владельцем которой считался сын президента Башкирии Урал Рахимов. Счетная палата России называла эту сделку «беспрецедентным случаем хищения активов из федеральной собственности».
В 2005 году экс-президент Башкирии и отец Урала Рахимова Муртаза Рахимов распорядился вернуть акции в собственность государственной компании БТК, но в результате стороны пошли на мировую. В том же году «Башкирский капитал» продал блокпакет «Башнефти» компании АФК «Система». В 2009 году корпорация Евтушенкова довела свою долю в нефтяной компании до контрольной, заплатив за нее 2,5 миллиарда долларов.
Позже следствие посчитало, что «Башнефть» была продана на 500 миллионов долларов дешевле договорной цены. В июле этого года было возбуждено дело против Урала Рахимова, который обвиняется в легализации преступных доходов при приватизации и продаже акций «Башнефти» «Системе». Тогда же был наложен арест на принадлежащие «Системе» акции, а в московском аэропорту «Домодедово» был задержан армянский бизнесмен Левон Айрапетян, который якобы был причастен к продаже.
По данным СМИ, поводом для возобновления следственных действий стали показания, которые дал экс-сенатор от Башкирии Игорь Изместьев, отбывающий пожизненное заключение за серию особо тяжких преступлений. Летом Евтушенков уже был допрошен по делу Урала Рахимова. Тогда предприниматель назвал происходящее вокруг «Башнефти» «обычным рейдерством».
До этого в СМИ появлялись сообщения, что «Башнефтью» интересовались представители «Роснефти». «Башнефти» четыре года назад досталась лицензия на крупнейшее и очень перспективное нефтяное месторождение имени Требса и Титова. После того, как других участников конкурса, среди которых был и «Лукойл», не допустили до тендера, компания стала единственным претендентом. А незадолго до этого от конкурса отказалась «Роснефть».