Неприятность на ровном месте. Когда оплаченный штраф потерялся в Сети
Водители оплачивают выписанные штрафы, система их теряет, судебные приставы работают вхолостую. Что делать, если погашенный штраф ГИБДД не зафиксирован?
Текст: Михаил Баженов
Фото: ИТАР-ТАСС
Электронная система оплаты и учета штрафов ГИБДД дала сбой. Водители находят на портале Госуслуг и на сайте ГИБДД свои оплаченные штрафы в статусе неоплаченных и получают письма от судебных приставов.
Москвичка Елена на сайте Госуслуг зашла в раздел проверки штрафов — всего их было шесть, и напротив каждого статус «оплачен». Через час пришло письмо.
Елена
пострадавшая«Получаю на почте письмо от Госуслуг о том, что постановление по такому-то штрафу передано судебным приставам. Я точно помню, что штраф был оплачен — перезвонила на горячую линию. Госуслуги отвечают мне: «В таком случае делайте скриншот, отправляйте в техподдержку это письмо, мы будем разбираться».
Похожая история у Михаила. Он проверил себя на сайте ГИБДД и на Госуслугах. Оба ресурса выдали список штрафов со статусом «не оплачены». И снова письмо — «ваше дело у судебных приставов».
Михаил
пострадавший«Я считаю, что после того как я залогинился на сайте Госуслуг и проверил эти штрафы, система поняла, что я их увидел, что я достаточным образом уведомлен, и теперь дело передано судебным приставам».
И еще сотни таких же историй на любом автофоруме. Водители платят, система теряет, судебные приставы работают вхолостую. Только в прошлом году они отменили 900 тысяч постановлений о взыскании штрафов, потому что они были оплачены. Впервые проблема возникла в мае 2013 — как объяснили в ГИБДД, из-за некорректной передачи данных со стороны банков в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (коротко — ГИС ГМП). Тогда водителям посоветовали 11 проверенных банков. Прошло больше года, а проблема осталась, даже при оплате через эти самые проверенные банки. Почему информация о штрафах некорректно фиксируется на сайте Госуслуг? В Ростелекоме на этот вопрос ответили коротко: проблема на стороне ГИБДД. В ГИБДД так не считают.
Андрей Лесников
начальник отдела главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения«Мы напрямую с порталом Госуслуг по обмену этой информацией не работаем, это не предусмотрено. Мы питаемся исключительно из государственной информационной системы о государственных муниципальных платежах. Проблемы есть, но опять же они не на нашей стороне. Если кредитная организация правильно не проинформировала ГИС ГМП о факте платежа, тогда мы эти данные не получим».
Такой разный подход к проблеме со стороны Ростелекома и ГИБДД — плохой знак для автомобилистов. Пока ведомства не договорятся друг с другом, кто виноват, не решат, что делать. По оценке владельца сервиса статистики liveinternet Германа Клименко, на решение проблемы может уйти еще год.
Герман Клименко
владелец сервиса статистики liveinternet«Когда вы говорите про Москву, это еще понятно. А когда вы, например, уехали в Тулу и в Туле у вас штраф получился, это сложнее, потому что эти же деньги должны поступать в бюджеты разных областей, регионов. Это достаточно сложная задача, но я думаю, что рано или поздно она будет решена. В конце концов, сайт Госуслуги сделали, штрафы в целом как-то научились принимать. Надеюсь, что по крайней мере до конца года или середины следующего справятся».
А что делать водителям до тех пор, особенно если сумма штрафов превышает десять тысяч рублей и есть опасность не выехать за границу? Способ один, но проверенный не одним поколением автомобилистов: квитанции об оплате в руки и на прием к чиновникам. За удобство электронных госуслуг иногда приходится платить именно так.