Как выбирать экотовары? (из книги «Зеленый драйвер»)
Роман Саблин
Сегодня мы публикуем первый отрывок из экотренера Романа Саблина «Зеленый Драйвер. Код к экологичной жизни в городе». Книга вышла в августе 2013 года в экоиздательстве «Зеленая книга» (Москва) и стала первым в России учебником по экологичной жизни. Причем учебником не только информативным, но и вдохновляющим. Роман всю информацию пропускает через свои личный опыт и свои ощущения. Читатель становится собеседником автора.
Глава 6. Зеленое потребление – это новое качество жизни
Люби землю. Ты не унаследовал ее от своих родителей, ты взял ее взаймы у своих детей
Сидящий Бык, Сиэтл, Белое Облако и другие индейские вожди XIX века
Экопродукции сейчас появляется много, по крайней мере на многих упаковках пишут «эко», «био», «органик» и прочее. Важно быть грамотным экопотребителем и уметь в такой продукции ориентироваться. Важно не стать жертвой гринвошинга (greenwashing) – зеленой спекуляции, экологичного позиционирования компании или товара/услуги без достаточных для этого оснований.
Для начала предлагаю тебе увидеть за каждым покупаемым товаром те килограммы и тонны мусора, которые появились при его производстве. И чувствовать, что ты тоже несешь за них ответственность.
Еще в начале прошлого столетия академик Вернадский подсчитал, что из всего объема энергоносителей и сырья, что мы извлекаем из недр земли, до потребителя в виде готовой продукции доходит не более 6%, остальное уходит в отходы на разных стадиях технологической цепочки. В среднем на 1 кг готового продукта приходится 25 кг отходов. Да и сами готовые продукты потребления через некоторое, причем весьма короткое время, сами становятся бытовыми отходами.
Я понимаю, это длинная цепочка, но для меня не все равно, сколько мусора на планете я создаю.
Например, у меня есть сотовый телефон, которому уже пять лет. При его производстве образовалось около 74 кг мусора, и сейчас он лежит где-то на планете, скорее всего в Китае, и отравляет землю. Я не могу поехать туда и переработать эти отходы, но я могу пользоваться телефоном пять лет и не покупать новый, пока работает этот. А когда он сломается – сдать в пункты приема электронного мусора для переработки и извлечения всех ценных и ядовитых веществ. Такие места есть – просто поищи в интернете.
Важно знать, что любые электронные отходы (выброшенные компьютеры, телевизоры, телефоны и их части) содержат высокотоксичные вещества, включая тяжелые металлы. Платы, аккумуляторы и корпуса электроприборов – это свинец, кадмий, ртуть и прочие опасные вещества.
Cреднестатистический абонент мобильной связи меняет свой телефон раз в 18 месяцев. При этом, как правило, старая модель если не перепродается, то отправляется в мусорное ведро. По оценкам Программы ООН по окружающей среде (UNEP), количество электронного мусора уже сейчас достигает 20−50 млн т в год. В России в ближайшие годы объем выбрасываемой электроники, по разным прогнозам, возрастет в 3-5 раз. Cуммарный вес электронных отходов московской семьи за год может достигать 60 кг.
Не секрет, что для многих из нас важным критерием при выборе товара служит цена. Экологически безопасная продукция пока стоит дороже. Почему? Натуральные ингридиенты, непоточные технологии производства, порой ручная работа, плюс в цену многих экотоваров заложена стоимость безопасной утилизации отходов. Далеко не всегда это просто бешеная наценка в расчете на экомоду, хотя такое бывает.
Важно просто однажды понять, что экотовары содержат меньше опасных для твоего здоровья компонентов. Сколько, по-твоему, стоит твое собственное здоровье и здоровье твоих детей? Тебя же не удивляет то, что дом посреди старинного парка на берегу чистого пруда с лилиями стоит дороже такого же, но с видом на оживленную автомагистраль или рядом со свалкой!
Еще один аспект зеленого потребления – использовать власть потребителя. Твоя власть – это купюры, монеты и пластиковые карты, которыми ты стимулируешь производство того или иного товара. И чем больше человечество будет использовать экологичные, натуральные и органические товары, тем больше будет развиваться это направление рынка.
Уже сейчас ты можешь воспитывать продавца и производителя – сообщать в проверяющие органы о просроченности товара или о заведомо ложной информации на упаковке. Делать это вежливо и твердо. Есть Закон о защите прав потребителей и хорошо всем нам научиться им пользоваться.
Обращайся за помощью, например, в «Принцип» – Общество защиты прав потребителей и окружающей среды (Москва) (http://greenstartup.ru). Пиши отрицательные отзывы на сайтах неэкологичных товаров. Пиши положительные отзывы на сайтах экотоваров и услуг.
Это работает. Приведу пример из жизни.
Моя супруга Любовь, еще 3 года назад, будучи уже экологически осознанной, обратила внимание на огромное количество пластиковых пакетов в магазинах одной большой косметической сети. Она там постоянно покупала продукцию по этическим соображениям: эта компания не тестирует косметику на животных и к тому же занимается зеленой политикой уже более 20 лет.
Итак, жену возмутило несоответствие эколозунгов куче пластиковых пакетов, в которые заворачивали каждую покупку. Россиский офис проигнорировал первое письмо на электронный адрес, на второе пришло письмо в одну строчку, что обращение будет рассмотрено. Такие же письма написали две подруги Любови. В ответ на третье письма, во Францию руководству на английском языке супруга получила развернутый комментарий и благодарность за неравнодушие.
Cейчас вся эта сеть перешла на бумажные пакеты. Более того, в качестве компенсации, часть заработанных денег тратится на посадку деревьев во Франции. Посажено уже более миллиона деревьев, по данным компании.
Секреты походов в магазин
Я часто бываю в обычных магазинах, иногда – в огромных супермаркетах. Мне важно, чтобы мне было там комфортно, не тратились лишние деньги и снижалась лично моя нагрузка на окружающую среду. Приведу некоторые хитрости, которые я применяю.
1. В супермаркет ходить сытым. С пустым желудком вероятность непроизвольно набрать полные сумки ненужного возрастает в разы.
2. Перед походом в магазин составить список и при совершении покупок неукоснительно следовать этому списку. Нет спонтанным покупкам!
3. Брать с собой только ту сумму денег, которую собираешься оставить в супермаркете. Если платишь картой – поставь себе лимит.
4. При входе в супермаркет бери корзинку вместо тележки. Если одной корзинки мало, возьми две. Будет меньше соблазна потратиться.
5. Стремись не брать с собой детей или приучай их к осознанным покупкам. Детей важно баловать, но ценными и полезными для них товарами.
6. Отказывайся от зомбирования вывесками «скидка» с перечеркнутыми ценами и прочими рекламными трюками. Покупай только то, что нужно.
7. Напоминай себе, что все эти продукты и вещи будут завтра и послезавтра, через месяц и через год. В любое время, если понадобится, ты сможешь заехать за ними и купить. Времена острого дефицита остались далеко позади.
8. Всегда бери с собой чек и дома внимательно его просматривай, что ты купил и за сколько. Задайся вопросом, что можно было не брать.
9. Выбирай магазин с весами на кассе – так ты сможешь использовать свои бумажные пакеты, экосумки и авоськи и резко снизить количество используемых пластиковых пакетов.
10. Стремись ходить в один и тот же супермаркет. Спустя некоторое время ты будешь точно знать, что где лежит. В результате ты будешь быстрее совершать покупки и покидать магазин. Помни, супермаркет – потенциально опасное место для твоего кошелька.
11. Правильно выбирай время для посещения супермаркета. Лучше заходить в магазин, когда ограничено время.
Практикум
На своих тренингах я часто провожу одно упражнение, и сейчас предлагаю его тебе сделать, мысленно или практически. Положи на стол банан в пластиковом пакете, сок, упакованный в тетрапак, и бутылку минеральной воды. Изучи их и в течение 5 минут, запиши, чем полезен для тебя каждый из товаров, и чем он вредит окружающей среде и тебе лично. Посмотри – чего больше – плюсов или минусов? Как можно снизить вред от этого товара? Есть ли у него заменители? Затем сравни свои ответы с информацией ниже в книге.
Суть упражнения в том, чтобы посмотреть по-другому на то, что ты покупаешь. Многие люди не задумываются, что они покупают, как это было доставлено к ним, как покупка влияет на их здоровье. Стоит, например, осознать, что пластиковая бутылка делается из нефтепродуктов, добыча, транспортировка и переработка которых вредит планете.