Альтернатива кредитам: как приобрести автомобиль с выгодой

http://pics.lf.rbc.ru/lf_pics/uniora/40/1401862103_0040.120x120.jpg

04 июня 2014

Банки ужесточили требования к новым клиентам, и им теперь трудно получить одобрение на получение кредита. Эта ситуация не обошла стороной и сегмент автокредитования. Объем автомобильного рынка РФ падает, а автокредитование осталось без государственных субсидий. В этих условиях клиенты ищут вариант, который бы мог стать альтернативой автокредитования. Эксперты, опрошенные «РБК. Личные финансы», уверены, что в ближайшее время лизинг может стать такой альтернативой.

Из-за ужесточения требований ЦБ РФ кредитные организации стали более осторожно относиться к новым клиентам. Теперь, чтобы получить кредит, придется серьезно постараться и доказать банку, что вы сможете обслуживать кредит без проблем. О тревожной ситуации в сфере кредитования свидетельствует рост объема просроченной задолженности. В марте этого года ее доля в портфеле розничного кредитования достигла самого высокого показателя с декабря 2010 года – 13,3%. Дает о себе знать «бум» потребительского кредитования прошлых лет, когда банки предоставляли займы без сегодняшней строгости.

Теперь банки заинтересованы не в количестве заемщиков, а в их качестве. Подробнее об этом вы можете прочесть в статье «Старые кредиты тянут россиян в долговую яму».

Эта ситуация сказывается и на сегменте автокредитования. Получить машину, привлекая средства банков, становится очень сложно. По данным аналитиков компании «Major Лизинг», из-за увеличения объема просрочки по кредитам банки все чаще отказывают новым клиентам. В связи с этим в среднесрочной перспективе покупка машины в лизинг может занять до 30% розничного рынка продаж автомобилей. Кроме того, развитие лизинга сможет поддержать падающий автомобильный рынок. Напомним, что одна из опор российского авторынка – государственное субсидирование автокредитования – была отменена.

Президент холдинга Major Auto Михаил Бахтиаров отмечает, что падение продаж легковых автомобилей в 2013 году по сравнению с 2012 годом, по данным Ассоциации европейского бизнеса, составило 5,5%, а за первые четыре месяца этого года – еще 4%. И никаких предпосылок для возобновления роста спроса в отрасли до конца года пока нет. В таких условиях, полагает эксперт, лизинг становится важным инструментом стимулирования продаж. «Это своего рода «точка роста» на стагнирующем рынке», – считает он.

М. Бахтиаров приводит в пример Европу, где более трети автолюбителей владеют машинами именно по такой схеме. Президент Major Auto напоминает, что лизинг автомобиля может быть как с переходом права собственности (в таком случае первоначальный взнос должен составлять от 20% до 49% от стоимости машины), так и без перехода. В случае лизинга без перехода права собственности первоначальный взнос должен составлять от 10% от стоимости автомобиля, при этом остаточная стоимость на момент возврата определяется экспертами в индивидуальном порядке в зависимости от марки, модели, комплектации и срока лизинга.

С таким мнением соглашается директор по продажам Ауди Центр Восток, ГК «АвтоСпецЦентр» Екатерина Чагаева. «Продажа автомобилей в лизинг во всем мире составляет существенную долю – в разных странах этот показатель колеблется от 30% до 50% от общего количества продаваемых транспортных средств», – рассказывает эксперт. Она поясняет, что эта услуга позволяет пользоваться автомобилем, не выплачивая его полную стоимость. При этом лизингодатель снимает с клиента часть забот по страхованию авто, упрощает процесс замены на новый и пр. Эксперт полагает, что с учетом негативных тенденций в области автокредитования и изменения культуры потребления люди начинают иначе относиться к автомобилям как к собственности. Все это делает лизинг настоящей альтернативой автокредитованию.

По словам председателя правления «Автоторгбанка»  Ярослава Бобровича,  к 2014 году доля автомобилей, продаваемых в России с привлечением банковского финансирования, достигала 50%. Но спрос на автокредитование снижается, в том числе и из-за снижения покупательной способности населения. Банкир также говорит о том, что из-за роста просроченной задолженности кредитные организации начинают ужесточать требования к заемщикам. Ужесточение требований направлено на регулирование роста кредитования среди населения, снижение рисков банков и ограничение роста проблемной задолженности.

«Сейчас банки могут отказать клиенту в автокредитовании, если у него уже есть ипотека, и, наоборот, купив автомобиль в кредит, клиент может столкнуться с тем, что банк не одобрит ему ипотеку на жилье, пока он не погасит автокредит», – приводит пример Я. Бобрович. Банкир прогнозирует, что в ближайшем будущем клиенты, желающие приобрести автомобиль, но уже имеющие кредит, все чаще будут рассматривать вариант лизинговой схемы.

Марат Селезнев

РБК.Личные Финансы

http://www.lf.rbc.ru/recommendation/aut … l#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[theme_body]-[item_5]