Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Россия ввела санкции сама против себя

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Россия ввела санкции сама против себя

Андрей Мовчан

Меня искренне удивили (и даже – очаровали) комментарии по поводу моего замечания, что Россия сама против себя ввела санкции: «Мовчан, плохо тебя научили американцы в Чикаго, ни в яблоках, ни в экономике не разбираешься!»; «Что за бред от Мовчана! Все эти санкции только на пользу российским аграриям!»; «Любой истинный патриот государства выберет путь освобождения от зависимости»; «Западные продукты – производства химической промышленности! Пусть сами едят»; «Это Москва и Питер едят импорт, а мы – только отечественное»…

Видимо, действительно пора рассказать, чему меня учили в Чикаго. В сущности, меня учили считать до четырех, то есть определять цепочку «мотив – экономическое действие – реальный результат – побочные результаты». Этим я и занимаюсь, часто – успешно.

Например, зачем обычно вводят санкции (действие)? Чтобы наказать врага, принудить его пойти на уступки (мотив). Как запрет на ввоз продуктов накажет США или ЕС? Да никак: нет крупных компаний в США или ЕС, которые поставляют в РФ более 2–3% от своего экспорта. Перенаправят, а если не получится – потеряют 2–3% продаж (при сезонных колебаниях цен в 20%, межгодовых – до 25%, годовом изменении продаж – 10–15%). Заметят? Вряд ли. Только логистика проще станет (реальный результат). А кто заметит? Заметят (это побочный результат) дистрибьюторы (российские) – потеряют больше половины своего бизнеса; заметят ритейлеры – упадет объем, заместить его срочно нечем; заметят граждане – как бы ни было плохо австралийское мясо, но те, кто его покупает, не покупают отечественное. Не будет австралийского – что сделают эти привередливые покупатели? Правильно – купят отечественное, куда деваться. Спрос на отечественное мясо вырастет на 20–35%, и не надо думать, что провинция, где австралийского мяса и не было, не пострадает: Москва и Питер придут и перетащат поставки на себя. А к чему это приведет? К росту цен на отечественное мясо; судя по эластичности этого рынка, процентов на 50–70 (это главный побочный результат). Получилось, что санкции не работают против врага, зато работают против существующего российского рынка! Я, может, не против пострадать в борьбе с врагом, но если врагу ни холодно ни горячо…

Я вам больше скажу. Эти злые США и ЕС не потеряют свои 2–3% продаж. Они их через Казахстан, или Белоруссию, или третьи страны с переклейкой бирок обратно продадут нам. А мы – купим, раз у нас будет дефицит продуктов (временный, как вы говорите; постоянный, как я говорю). Но перевозка, переклейка, контрабанда денег стоит. Вот и будут у нас те же продукты, но только дороже. Итак, они – продали столько же, мы – купили то же самое, но дороже. Это успех.

А может быть, санкции – это для того, чтобы наш рынок защитить? Помочь российскому производителю? Мысль интересная. Только тогда зачем запрещать ввоз продуктов, которые мы вообще не производим и не будем? Кому помогаем? Или наше правительство не знает, что у нас оливковое масло не растет?

Ну хорошо, с маслом погорячились, но уж яблоки, мясо и прочее у нас растет. Защитим? Попробуем. Для начала – почему в России так хорошо покупают импортные продукты? Вариантов два: либо импортные продукты лучше и дешевле, либо – на нашей земле продукты питания в достаточном количестве не растут. Согласитесь, если бы это было не так, то потребитель предпочитал бы отечественные, и за 15 лет разгула нефтяных цен, благодатной стабильности и питательного денежного дождя из недр Россельхозбанка отечественных продуктов уже было бы (при наших-то просторах) столько, что импорт сам бы захирел и умер. А импорт с каждым годом растет.

Итак, у нас две версии «защиты». Версия первая: импорт лучше и дешевле, он забивает отечественные дорогие и плохие продукты. Надо запретить импорт и помочь отечественному производителю. А скажите мне, с какой стати этот производитель, который не мог еще вчера делать лучше и дешевле, в отсутствие конкуренции вдруг улучшит качество и снизит цену? Больше он, может, еще и произведет, но – хуже и дороже, конкуренции-то нет, а он и при конкуренции не мог! Так что приготовьтесь к общему ухудшению качества и росту цен на продукты! Вы думаете, это все? Нет, это еще не все.

Допустим, отечественный производитель принял вызов, вложил деньги и начал делать существенно больше продуктов питания (хуже и дороже, но все же). А скажите мне, санкции – это навсегда? А когда мы победим Запад и он, бросая печеньки, желто-голубые свастики и радужные флаги с шестиконечными звездами, убежит, поджав хвост, – вы санкции отменять будете? А теперь представьте себе: отечественный производитель понастроил новых мощностей, чтобы производить еще больше, дороже и еще хуже (лучше и дешевле он мог и раньше, но не стал), а вы – санкции отменили! И на рынок снова пошли более хорошие и дешевые продукты с побежденного Запада! Скажите, где вы найдете идиота-производителя, который при такой перспективе вложит в новые мощности хоть рубль? Только разве – государственный. Чтобы потом его ВЭБ в свой портфель купил банкротом на деньги, занятые на Западе (санкции-то уже отменили) или, проще, – взятые из пенсионных накоплений.

Не получилось с первой версией. Тогда допустим, что продукты с Запада хуже и дороже, но наш заколдованный производитель просто не в состоянии обеспечить нас пропитанием, хоть что делай. (Эта версия, кстати, близка к реальности, дело, конечно, не в производителе, а в бизнес-среде, созданной нашим правительством, в коррупции, в стоимости кредита, в отсутствии инфраструктуры и пр.). Но если не может – чего же мы тогда защищаем? Он же все равно не может. Или от запрета импорта цена денег снизится, инфраструктура вырастет, а чиновники перестанут брать взятки? Выходит, мы просто даем производителю возможность поднять цены за счет снижения предложения на рынке?

Кстати, у многих есть иллюзия, что малый объем производства отечественных продуктов питания – результат заговора дистрибьюторов, которые просто не дают отечественному производителю развернуться. Это, конечно, заблуждение. Дистрибьюторам, в общем, все равно, импортный продукт или местный. Они радостно продавали бы отечественное, установив заслон импорту, только если бы отечественное приносило большую маржу (то есть было бы дешевле и/или лучше продавалось). Если они этого не делают, значит, отечественное хуже или дороже. Конечно, запретив ввоз автомобилей (не еда, но наглядно), мы увеличим продажи «жигулей». Но «жигули» не станут лучше – наоборот, они подорожают и станут хуже. Это будет вредно для России, как ни крути. А Запад – Запад проживет без российского рынка.

Итак, похоже, что в результате этих санкций Запад сильно не пострадает, цены вырастут, качество – упадет, а отечественное производство не увеличится. Тогда зачем все это?

Думаю, подобный запрет придуман специально для нас. Вы когда-нибудь видели бои сверчков в Китае? (Не зря, совсем не зря мы так Китай полюбили.) Так вот, боевых сверчков перед поединком хозяин раззадоривает, больно тыча в них соломинкой, чтобы вызвать агрессию; а если сверчок устает и не хочет сражаться – подкидывает его вверх, к вентилятору под крышей, чтобы тот перепугался и кинулся на врага. Наша власть, видимо, решила, что санкции-лайт, которые вводит Запад против России, не вызывают у русского человека достаточной злобы и желания драться. Самозапрет на импорт еды, отказ от оливкового масла, средиземноморской рыбы, подорожание и дефицит мяса и птицы должны для народа России играть роль соломинки, возбуждающей агрессию и патриотизм. И, судя по реакции, получается.

Остается вопрос: что делать с теми, кто даже от соломинки не готов лезть в драку? Какой вентилятор будет придуман и как наша власть собирается нас туда подбросить?

http://slon.ru/economics/eda-1140274.xhtml

0

2

Почему Путин выбрал именно еду для мести Западу

Максим Саморуков

http://slon.ru/images2/2014/08-08/f_big.jpg
Винсент Ван Гог. Фермеры сажают картофель

Вот мы и дождались первого серьезного ответа российского режима на санкции, введенные против него Западом. Теперь Евросоюз, США, Австралия и Норвегия не смогут экспортировать в Россию длинный список самой разной сельскохозяйственной продукции, от козьего сыра до морских гребешков. Понятно, что США и Австралию вписали в новый запретительный указ скорее для порядка, потому что их продовольственный экспорт на российский рынок не играет особой роли ни для них самих, ни для России. А вот в случае Европы это уже похоже на весомый экономический аргумент, которым Кремль пытается подкрепить свое требование к европейцам перестать плясать под американскую дудку и немедленно замириться.

Миллиарды еды

Аргумент этот действительно довольно внушительный: в 2013 году Евросоюз экспортировал в Россию продовольствия на общую сумму 10,5 млрд евро. Это второй по важности внешний рынок для европейского аграрного сектора после США, на него приходится около 10 процентов всего сельскохозяйственного экспорта ЕС. И рынок этот очень быстро растет: сейчас ЕС продает в Россию в три раза больше продовольствия, чем десять лет назад. Тут, правда, сыграло свою роль и расширение на Восток, добавившее к Евросоюзу за это время еще 13 стран, но весь рост на него не спишешь.

Кроме того, аграрный экспорт – это важное направление, которое позволяет Евросоюзу хоть как-то сбалансировать огромное отрицательное сальдо в торговле с Россией. Понятно, что по машинам и оборудованию или по готовой продукции у европейцев огромный плюс, но даже этих плюсов не хватает, чтобы перекрыть поставки российской нефти и газа. Так что дополнительные несколько миллиардов от аграрного сектора здесь для Европы совсем не лишние, тем более что едой они с Россией торгуют практически односторонне. ЕС поставляет в Россию в десять раз больше продовольствия, чем получает: такого положительного разрыва у них нет ни с одним другим крупным партнером.

И тем не менее 10,5 млрд евро выглядят внушительно, только если взяты сами по себе. А так продовольствие давным-давно перестало быть крупной составляющей международной торговли, в том числе и европейско-российской. Если размазать эти 10,5 млрд евро на 28 государств с общим населением полмиллиарда человек и уровнем развития значительно выше среднемирового, то получится совсем немного. Доля продовольственного экспорта в Россию в общем экспорте ЕС – это всего 0,6%. Доля еды в экспорте ЕС в Россию – 8,5%, что, конечно, побольше, но далеко не самое важное. При желании Кремль мог бы найти гораздо менее значимые для массового российского потребителя отрасли, запреты в которых нанесли бы европейской экономике гораздо более серьезный ущерб. Но Кремль выбрал еду, и выбрал совершенно правильно с точки зрения хоть европейской, хоть российской политики.

Деревенская «пятая колонна»

В новом экономическом противостоянии России и Европы важно не столько то, как велик будет ущерб от запретов, сколько то, по кому первым делом он ударит в Евросоюзе. Запрет на экспорт продовольствия ударит прежде всего по европейским фермерам, а это чуть ли не самая уязвимая, беспокойная и политически влиятельная группа населения в Европе.

Во-первых, количество фермеров в Европе непропорционально велико по сравнению с их вкладом в экономику. Практически в любой стране ЕС доля аграрного сектора в занятости будет намного выше его доли в ВВП. Поэтому реальных убытков от российского запрета для аграрного сектора какой-нибудь Португалии или Греции может быть всего на несколько миллионов евро, но волны недовольства от них разойдутся по сотням тысяч греческих и португальских крестьян.

Во-вторых, фермеры работают в очень консервативной отрасли, где быстро не перестроишься. Если продукция фермера перестала вдруг пользоваться спросом, то он в своих полях не может просто так взять и найти себе другую работу. Даже на то, чтобы просто поменять один вид выращиваемых овощей или фруктов на другой, и то уйдет несколько лет. А ведь все это время фермеру надо будет на что-то жить.

Поэтому фермеры в Европе люди очень организованные, с большим опытом лоббирования и привычкой устраивать бурные и массовые демонстрации при малейшей угрозе их благополучию. У официальных зданий Евросоюза в Брюсселе всегда можно найти митингующую группу рыбаков или крестьян, которые так высказывают свое возмущение очередной директивой в области продовольствия. А если уж дело идет о сколько-нибудь серьезных изменениях в области аграрной политики, то тут уже обязательно будут и многотысячные толпы, и тракторы, и коров могут пригнать, и кур или полить улицы молоком из брандспойта. 

Отколотый юг

Остальные европейцы, пускай даже не имеющие никакого отношения к аграрному сектору, обязательно отнесутся к таким демонстрациям с пониманием и сочувствием. Ведь речь идет не о ерунде какой-нибудь, а о продуктах, которые они едят по многу раз в день и обойтись без них не могут. Так что любой европейский политик, обидевший фермеров, рискует потерять не только непосредственно их голоса, но и поддержку многих других европейцев, уверенных, что обижать можно много кого, но фермеров надо беречь обязательно, потому что без них никак.

Из-за такой повышенной чувствительности власти Евросоюза уже два десятилетия без особых успехов бьются над тем, чтобы провести рационализирующую реформу своей аграрной политики. В этом вопросе они зажаты с двух сторон. С одной на них давят избалованные фермеры из старых стран ЕС, которые наотрез отказываются смириться с малейшим сокращением аграрных субсидий. С другой – напирает орда крестьян из Восточной Европы. При вступлении в ЕС для них придумали переходные периоды, в течение которых они должны были получать только небольшую часть той поддержки, которая положена их западным коллегам. Но сейчас эти периоды (около 10 лет) постепенно подходят к концу, и тогда Евросоюзу придется платить не только чешским, но и  многочисленным румынским, болгарским и хорватским крестьянам столько же, сколько французским. Единый бюджет ЕС, где и так на аграрные субсидии сейчас уходит почти половина всех расходов, может и не выдержать такой нагрузки.

Российский запрет на европейское продовольствие, видимо, был придуман в расчете на то, чтобы воспользоваться этими трудностями аграрного сектора ЕС и попытаться расколоть единую позицию Союза. Например, страны Южной Европы и так без особого энтузиазма относились к санкциям против России и присоединялись к ним исключительно ради того, чтобы не предавать европейскую солидарность. А теперь введение санкций будет означать для них не только возможные проблемы с турпотоком, но и ощутимые убытки для их и без того проблемного и многочисленного сельского хозяйства. Правда, Кремль в своем цинизме наверняка, как обычно, недооценивает принципиальность западных лидеров и их готовность идти на жертвы ради идеи европейской солидарности, особенно когда речь идет о таком беспределе, как пересмотр границ, но все равно удар по сельскому хозяйству был лучшим выбором с точки зрения соотношения потерь и эффекта.

Продуктовая мобилизация

Для внутренней российской политики выбор именно продовольственного запрета тоже можно назвать лучшим. Это только кажется, что власти бездумно выбрали для своих геополитических игр наиболее болезненную для массового потребителя сферу. Какие-нибудь запреты на долгосрочные кредиты или на нефтебуровое оборудование напрямую мало кого касаются, а тут сыры и фрукты, которые едят все. Но на самом деле оно и к лучшему, что новый запрет коснется всех.

Ведь понятно, что все государственные СМИ сейчас будут рассказывать, что это не мы сами себе запретили есть пармезан и греческую клубнику. Нет, это все коварные санкции Запада, от которых наши лидеры только отбиваются, как могут. Так что это вы Обаме скажите спасибо, что теперь «Костромской» сыр жуете, а запретивший нормальные сыры Путин просто не мог поступить иначе, ему любовь к России не позволяла.

Также обязательно пойдут разговоры, что запрет скажется только на всякой роскошухе, потому что всего остального у нас своего полно. И нормальному, не развращенному западной гнилью патриоту отечественной продукции более чем достаточно. А это уже получается никакое не наказание, а совсем наоборот, сплошной праздник. Потому что большая часть населения России получит гораздо больше удовольствия от мысли о том, что кого-то насильно лишили пармезана, чем от возможности самому этот пармезан попробовать.

Теперь каждый, отказываясь от хамона и зимних польских яблок, будет чувствовать, что вносит свой вклад в защиту российского суверенитета, что тоже жертвует чем-то ради того, чтобы российский режим мог суверенно творить в международных отношениях все, что ему вздумается, без оглядки на разных мировых жандармов. Говорите, общество у нас недостаточно мобилизовано для серьезного противостояния с Западом? Ну так вот вам и мобилизация.

Правда, как это часто бывает у Путина, решение о запрете западного продовольствия выглядит образцом эффективности только в краткосрочном периоде. А вот с долгосрочными последствиями все уже не так радужно. Удар по аграрному сектору, конечно, создаст дополнительное напряжение между странами ЕС, которые и без того не особо друг с другом согласны. Но и не для того полвека промывали друг другу мозги про европейскую солидарность, чтобы слиться при таком серьезном вызове. А силовой пересмотр послевоенных европейских границ – это вызов серьезнее некуда.

В конце концов, в свое время даже Молдавия после российских запретов смогла кое-как переориентировать свой сельскохозяйственный экспорт. Евросоюз тоже как-нибудь справится с этой задачей. Западная Европа десятилетиями жила рядом с СССР, чей рынок был в десятки раз более закрытым, чем нынешний российский. И ничего, как-то развивались. Тем более они смогут это сделать сейчас, самые быстрорастущие рынки переместились в третий мир.

Внутреннюю российскую мобилизацию тоже не получится продлить до бесконечности. Можно похорохориться несколько месяцев, но все-таки здесь не Зимбабве, и люди давно отвыкли даже от намека на продуктовый дефицит. И вот так просто приучить избаловавшееся население обратно одними рассказами о защите суверенитета будет очень не просто. А российский аграрный сектор, конечно, получит дополнительный стимул для развития, но тут за пару месяцев принципиально ничего не изменишь, нужны годы. Годы быстрого роста продовольственных цен и резкого снижения ассортимента, которые далеко не все будут готовы безропотно прождать.   

http://slon.ru/world/pochemu_putin_vybr … 0372.xhtml

0

3

Продуктовые санкции заставят 30% россиян недоедать

Екатерина Алябьева

http://slon.ru/images3/6/1100000/632/1140697.jpg
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Ограничения на ввоз импортных продуктов ставят на грань выживания порядка 30% российских семей. Уже сейчас они экономят на пище и недоедают – не получают необходимое количество калорий и питательных веществ, рекомендованное Минздравом. После запрета их рацион еще больше оскудеет, а общее число недоедающих вырастет. К такому выводу приходит директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.

«Из-за ограничений на импорт продовольствия увеличится риск роста доли населения, которое не сможет обеспечить себя минимальным необходимым питанием», – прогнозирует она. Причины две: во-первых, продовольствие в целом подорожает из-за снижения конкуренции производителей. Во-вторых, из российских магазинов исчезнут отдельные дешевые товары, которыми питались в основном малоимущие: куриные «ножки Буша» из США, украинский сыр, украинская говядина.

О том, насколько критична эта проблема, можно судить по отчету РАНХиГС «Продовольственная безопасность в России», подготовленному в феврале 2014 года. Шагайда и ее коллеги проанализировали данные Росстата о потреблении продуктов питания российских домохозяйств и пришли к выводу, что порядка беднейшие 30% семей съедают существенно меньше нормы по всем продуктам, кроме сахара.

Примерно 10% самых бедных уже находятся на грани риска, за которой возникает угроза жизни – их рацион содержит лишь 65,5% белка от нормы, рекомендованной Минздравом. При этом 30% самых богатых семей наоборот существенно переедают. Поэтому средние показатели выглядят в целом нормально.

http://i68.fastpic.ru/big/2014/0808/bf/f6f124f5abdd6fb9a3c9c2c6123c94bf.jpg http://i67.fastpic.ru/big/2014/0808/81/19c0951d2ff1f869fadd5fa2a7360f81.jpg http://i65.fastpic.ru/big/2014/0808/ab/b957e6420c3095742dbe3129f49fe3ab.jpg

Если сравнить фактическое потребление с рекомендациями Минздрава, выходит, что аж 70% россиян недополучают необходимые калории. На самом деле цифра не вполне показательна, потому что эти нормы потребления заметно различаются по возрастам и в зависимости от уровня физической активности человека. Авторы отчета приводят нормы для мужчин и женщин 32-39 лет со средней активностью. Тем, кто младше, нужно съедать больше, а старшим – меньше. Но данных о потреблении каждого конкретного россиянина в сравнении с нормой – нет.

Эти расчеты очень примерны, предупреждает Шагайда. Они основаны на масштабном обследовании Росстата, в котором участвовали десятки тысяч домохозяйств во всех субъектах России – респонденты по памяти перечисляли все, что съели за сутки накануне опроса. Затем все семьи были поделены на 10 групп в зависимости от уровня доходов – по 10% семей в каждой группе. Для каждой группы считалось среднее значение по каждому показателю. В итоге исследование не охватывает тех людей, которые постоянно проживают в казармах, больницах, монастырях. Зато учитывает питание в кафе и ресторанах.

У Росстата есть и другой метод расчета потребления еды: он запрашивает информацию о количестве произведенных и проданных продуктов у производителей (включая частные хозяйства) и торговцев, затем вычитает экспорт и прибавляет импорт по данным ФТС, а то, что получилось, делит на всех россиян. При таком подходе некоторые показатели заметно изменятся. Например, домохозяйства по опросам в среднем съедают 65,6 кг картофеля на человека в год, а по данным производителей и торговцев выходит почти в 2 раза больше – 113,8 кг. Объяснить это разночтение можно тем, что значительная часть выращенного и даже проданного картофеля портится на всех этапах хранения и транспортировки – на самом деле люди съедают меньше. Так что данные опросов представляются более корректными. Впрочем, по другим продуктам расхождения невелики.

Наталья Шагайда проанализировала основные товары, которые теперь подпали под запрет, и обнаружила три группы, критически важные для бедных слоев. Она уверена, что государству необходимо поддержать малоимущих россиян и предлагает ввести для них продуктовые талоны.

Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС

Запрет касается не только дорогой, но и дешевой продукции. С запретом продукции с Украины исчезает дешевый украинский сыр (сейчас его доля в импорте больше 11%), охлажденная говядина (13% в соответствующем сегменте), у которой цена ниже, чем у других поставщиков. Замена дешевых «ножек Буша» (доля в импорте курятины около 50%) курами из Бразилии приведет к необходимости увеличения расходов почти в 2 раза. Во всяком случае по статистике соотношение цен именно такое.  До этого запретили ввоз продукции из Молдовы. Это означает, что самой дешевой черешни также не будет на рынке. Для бедного населения эти продукты просто исчезнут.

Кроме того, закрытие рынка всегда приводит к росту цен. Когда Россия присоединилась к ВТО, в середине лета прошлого года цены на свинину, например, упали, и наши производители просто застонали. Потом Россельхознадзор по разным причинам стал ограничивать ввоз то из одной, то из другой страны – цены стали расти. В условиях, когда не надо бороться за рынок, у производителей, конечно же, будет желание повысить цены. Объяснение всегда есть: модернизацию нужно проводить, издержки производства в России выше. И будут правы: и нужно, и выше. Только при этом российский потребитель будет нести эти расходы.

Государство вряд ли сможет удерживать цены на социально значимые товары. Нет такого положительного опыта. В Белоруссии, где цены на некоторые продукты устанавливаются административно, производители этих товаров работают просто на грани закрытия. В итоге правительство каждый год вынуждено сокращать этот список, а производители находят обходные пути. Если творог регулируется, то производители фантазируют и у нах получается не творог, а «творог-новинка» или «творог с кальцием».

Раньше российскому правительству нужно было думать, как обеспечить продовольствием только города, так как сельские жители многое выращивали сами. Сейчас они больше покупают в магазине, чем выращивают. Осталось только два продукта, которые преимущественно производятся в их хозяйствах: картофель и овощи. Теперь нужно думать за всю страну.

Мы говорим уже лет 20, что нужно вводить новые меры поддержки местных производителей, например, через поддержку малообеспеченных семей. Сейчас у около 30% населения рацион питания существенно хуже рекомендованного. Для таких граждан нужна поддержка. Тем более, если цены вырастут. Но не талонами на сколько-то килограммов еды, а на сумму, за которую они могли бы купить набор продуктов по рекомендуемой норме. Если этими талонами можно было бы расплачиваться только, покупая у местного сельхозпроизводителя, то была бы поддержка всем. Фермер бы обменивал талоны на деньги в банке, у него бы рос рынок сбыта. Семья могла бы пополнить свою продуктовую корзину. Тогда можно было бы помочь местному производителю, не вмешиваясь в рыночный механизм ценообразования. Но нужны особые нормы для этого. Их и нет.

У нас традиционно продовольственную безопасность понимают, как самообеспеченность продуктами собственного производства. Но в широком контексте продовольственная безопасность – это когда люди имеют экономический доступ к продовольствию. Страна должна стремиться к производству достаточного количества продуктов для своих нужд, когда для этого есть сравнительные преимущества. И должна быть в состоянии импортировать доступное для граждан продовольствие, если требуется. Но это для нормальной ситуации. У нас после введения санкций этот тезис уже не срабатывает. Все говорят о своем производстве. Но нужно говорить еще и о том, какой ценой.

http://slon.ru/economics/produktovye_sa … 0697.xhtml

0

4

Траты на еду: 40-42% доходов

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20140818133720_6894.jpg

Бывший замминистра экономики — о том, в каком состоянии находится российское сельское хозяйство, поможет ли продуктовое эмбарго отечественным фермерам, что выпало из бюджета после «аккуратного ответа» Западу и что со всем этим делать накануне надвигающегося кризиса

Иван Валентинович Стариков — из тех людей, кто знает о сельском хозяйстве все. По образованию — агроном, работал главным агрономом, директором совхоза, был в Государственной думе зампредом профильного комитета, почти шесть лет работал заместителем министра экономики, четыре с половиной года возглавлял аграрный комитет в Совете Федерации. Сейчас он работает вице-мэром Новосибирска, но остается одним из лучших экспертов в стране, которая ввела торговые санкции именно на продовольствие. Видеолекцию Ивана Старикова можно найти на сайте «Новой», а сейчас вы можете прочитать то, что он нам рассказал.

О сельском хозяйстве

Необходимо четко представлять, что сельское хозяйство отличается от других секторов и отраслей национальной экономики двумя особенностями.

Во-первых, это абсолютно немонопольная отрасль. В классике агропромышленный комплекс делится на три сферы: производство сельскохозяйственной техники, удобрений, техническое обслуживание; животноводство и растениеводство (крупные сельскохозяйственные холдинги где-нибудь на Кубани, личные подворья, садоводы, дачники) и, наконец, пищевая и перерабатывающая промышленность, от пивоваренной до производства мороженого плюс товаропроводящие сети и продовольственные магазины. Такого количества хозяйствующих субъектов ни в одном секторе национальной экономики нет.

Во-вторых, в значительной степени успех в агропромышленном комплексе зависит от агроклиматического фактора, в значительной степени неподвластного человеку, и от так называемых биологических циклов. Если у вас сегодня родилась телочка, то спустя 18 месяцев она станет телкой случного возраста, к ней можно будет подвести бычка. Она станет нетелем, нужно ждать еще девять месяцев, потом она станет коровой и даст первую товарную продукцию — молоко. То есть почти три года нужно тратиться на животину, холить, лелеять для того, чтобы она стала окупать затраты. В связи с этим, допустим, у вас упали цены на молоко, и вам его некуда девать. Но если корову раз не подоить, ее нужно везти на мясокомбинат, где ее лишат жизни за тридцать секунд. И это после трех лет трудов.

В связи с этими двумя особенностями доходы сельского хозяйства, даже в самых процветающих странах и экономиках, всегда отстают от других секторов. И в зависимости от бюджетной, налоговой политики, агропродовольственной политики страны по-разному это отставание сельского хозяйства компенсируют.

Если мы будем говорить об агропродовольственной политике России, то нужно констатировать: крайне непоследовательные действия в эти две недели — это отказ от самой попытки формировать связную политику, переход в фазу спонтанных действий.

Средняя российская семья в прошлом году потратила на продовольственную корзину порядка 35% своего семейного бюджета. Это очень много, потому что, допустим, в Соединенных Штатах Америки это около 9%, а в Европе — около 11—13%. В ближайшее время мы станем свидетелями достаточно серьезного увеличения цен при одновременном снижении реальных располагаемых доходов населения. Значит, мой прогноз: к концу года средняя семья будет тратить на еду 40—42% доходов. Это плохо, и вот почему.

Во-первых, если вы значительную часть доходов своих начинаете тратить исключительно на еду, то вы покупаете меньшее количество других товаров. Проблемы в сельском хозяйстве будут углублять депрессию, по крайней в розничной торговле и в производственных отраслях.

Во-вторых, если вы посмотрите структуру потребительской инфляции, даже отталкиваясь от 8% росстатовских, то примерно 5—6%, то есть 2/3 от общего уровня инфляции, в стране составляет рост цен на продовольственную корзину. Если и дальше компенсировать бюджетникам, пенсионерам деньгами повышение цен на продовольствие, то это не будет сильно помогать, потому что рост цен из-за такой структуры потребительской инфляции всегда будет серьезно опережать социальные выплаты.

В-третьих, сельхозпродукция имеет высокую эластичность по цене. Что это означает? Допустим, вы покупали сливочное масло, и цена этого масла выросла на 10 или 15 процентов. Вы откажетесь от покупки сливочного масла. Начнете покупать спреды или его заместители — маргарины либо перейдете на растительные масла. То есть цена повысится на 10—15% на сливочное масло, а совокупный спрос упадет на 30%. Для того чтобы произвести один килограмм качественного сливочного масла, нужно около 20 литров молока. Когда у вас резко падает спрос на сливочное масло, у вас резко падает спрос на сырье. Только-только были потрачены большие деньги на поддержку молочного животноводства в стране, мы завозили дорогущих племенных телок из Германии или Австрии, построили большое количество современных молочно-товарных ферм с современным оборудованием. Но как только произошло резкое падение спроса (а молоко долго хранить нельзя), то начнется сброс поголовья, попросту говоря, животных начнут отправлять на мясокомбинаты.

О санкциях

Помогут ли ограничения на ввоз импортного продовольствия национальному сельскому хозяйству? Безусловно, помогут, потому что это уменьшение давления импорта, это облегчение конкурентной среды. Но не во всем. Например, мясом птицы или свининой в течение полутора-двух лет мы себя сможем обеспечить. А вот современное производство говядины — более сложная технология, ее развитие потребует времени. А качественное производство полуфабрикатов или колбасных изделий без этой важной составляющей — говяжьего мяса — практически невозможно. У нас в этом сегменте появилось несколько хороших предприятий и национальных брендов, которые вполне

стали конкурентоспособны, в том числе на европейском рынке. Они, конечно, начнут испытывать проблемы, потому что заместить отечественным сырьем говяжье мясо у них нет возможности, а потеря качества, безусловно, будет репутационно очень серьезно на них влиять.

Поэтому, с моей точки зрения, крайне важно на сегодняшний момент, если мы приняли политическое решение, правительству заняться реальной ревизией. Какие из видов продовольствия, которые ограничены сегодня к ввозу на российский рынок, являются незаменимыми для массового потребителя и что нужно сделать для того, чтобы повышение цен не было катастрофическим.

Но способно ли сегодня правительство провести ювелирную работу в рамках так называемых таможенных кодов товарных позиций для того, чтобы отделить продукты, пользующиеся наибольшим спросом, и аккуратно вывести их из-под санкций и, наоборот, оставить те, которые относятся к «премиум» или к еде «лакшери»? Вот на «премиум» можно вводить санкции, или повысить таможенные пошлины, либо использовать тарифные квоты.

Например, у вас потребление внутреннее миллион тонн мяса птицы, внутреннее производство, условно говоря, 700 тыс. тонн, то есть вам не хватает 300 тыс. тонн. Вот на 700 тыс. тонн у вас, соответственно, закрыта внутренняя потребность, а на 300 тыс. вы разрешаете ввезти, но это повышенная таможенная пошлина. И тогда вы закрываете баланс, но и не теряете доходы в федеральный бюджет. Потому что, вводя запрет на импорт, мы теряем значительную часть таможенных платежей. Примерно 37—38% доходной части российского бюджета формируется за счет экспортно-импортных пошлин, и около 7—8% в общей копилке доходов федерального бюджета дают как раз пошлины на ввозимое продовольствие или сырье.

О потерях бюджета

В условиях, когда у нас есть проблемы с наполняемостью федерального бюджета, мы приняли меры, которые в значительной степени будут ограничивать поступления в бюджет, и эти выпадающие доходы нужно будет чем-то компенсировать.

Правительству нужно отказаться от попыток в своем воспаленном сознании, воображении, стуча кулаком по столу, придумать нечто такое, как у Леонида Алексеевича Филатова в «Федоте-стрельце»: «Ты должон мне добыть то, чего не может быть».

Если правительство даст право решающего голоса отраслевым союзам производителей, сетям, объединенным в свои ассоциации, начнет вести открытый диалог, позволит им участвовать в принятии тех или иных решений в ювелирном регулировании рынка, тогда можно будет минимизировать последствия от применения санкций. Но для этого опять нужно вернуться к истории, которая называется «равноправный диалог бизнеса и власти». Остались ли навыки у нынешних чиновников? Не знаю.

Если диалога с обществом не получится, то в любом случае в правительстве сидят не самоубийцы. Они пристально следят за рейтингами, за ситуацией в регионах. Безусловно, по мере ухудшения ситуации на потребительном рынке, обусловленной еще и тем, что идет ползучая девальвация рубля, будут расти и цены. Учитывая высокую долю расходов домохозяйств на еду, все это будет серьезно раскачивать социально-политическую ситуацию в обществе. И я думаю, власть по-тихому начнет некоторые санкции отменять.

Для того чтобы не потерять лицо, отменять их нужно потихоньку и аккуратно, а не так, как ввели, одним махом.

О нормах ВТО

Еще одна проблема — это работа в условиях присоединения к ВТО. Это международный акт, он ратифицирован Федеральным собранием и подписан президентом, а значит, в соответствии с Конституцией, имеет приоритет над национальным законодательством.

Так вот, мы согласовали размер агрегированной поддержки всего сельского хозяйства в размере $9 млрд в год. Много это или мало? В Соединенных Штатах — $19 млрд, при этом их объем сельского хозяйства раз в 12 больше нашего, а объем поддержки — всего в два раза. Мы сегодня на поддержку сельского хозяйства тратим около $5,5—6 млрд. Вроде бы мы должны еще увеличивать, но по нормам ВТО все меры поддержки сельского хозяйства разложены в три корзины.

«Красная» — такая поддержка совсем запрещена, потому что она серьезно деформирует условия конкуренции и торговли. Ну, например, если вы напрямую поддержите производство на литр молока или килограмм мяса, то производитель получает ложный сигнал с рынка о спросе на вашу продукцию.

«Желтые» меры — условно разрешены. Это, например, субсидирование процентных ставок по сельскохозяйственным кредитам. В этом смысле у нас есть серьезные достижения, но мы должны будем постепенно уменьшать размер субсидий.

И, наконец, «зеленая» корзина — это то, что разрешено без ограничений. И вот здесь у нас, что называется, конь не валялся. Поэтому, когда я услышал заявление заместителя председателя комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике Сергея Лисовского о том, что он поставит вопрос завтра о выходе из ВТО, то, по крайней мере мне, это слышать странно из уст очень неглупого человека. Не так давно мы с ним были в эфире. Он подъехал на «Роллс-Ройсе Фантом», точно на таком же ездит английская королева. Вот если он такой ура-патриот, я бы ему поверил, если бы он подъехал хотя бы на «Волге».

Была разработана «дорожная карта» постепенного перемещения мер поддержки из «желтой» в «зеленую» корзину. Что я здесь имею в виду? Первое — это гарантированный платежеспособный спрос. И в этой части есть большой объем государственного заказа, касается ли это региональных бюджетов — школы, больницы, детские дошкольные учреждения, касается ли это федеральных потребителей — вооруженные силы, пенитенциарная система, Росрезерв. Если все государственные потребности сложить, то около 30% производства мы можем вполне убирать с рынка, решая, с одной стороны, социальные задачи, с другой стороны — помогая сельскому хозяйству.

Я ярый поклонник еще одной меры из «зеленой» корзины — так называемых фудстемпс. По-русски слово «талоны» не нравится, давайте назовем «продовольственные наборы». В этом году порядка 47 млн граждан Америки, малообеспеченных американцев, получают от 150 до 300 долларов на кредитную карточку. На эту кредитную карточку можно прийти и купить только определенный вид продовольствия, которое привязано к домашнему хозяйству, которое приготовить можно. Только по этой программе — адресной поддержки малоимущих — $90 млрд долларов в год американцы и социальные проблемы решают, и помогают сельскому хозяйству.

У нас эту программу необходимо срочно внедрять, это гораздо лучше, чем компенсировать 600—1000 рублей бедным пенсионерам в год деньгами, которые тут же сжирает инфляция.

О «белорусских устрицах»

Безусловно, это очень выгодный бизнес — переклеивать этикетки и зарабатывать на этом. На этом будет зарабатывать Александр Григорьевич Лукашенко и бюджет Республики Беларусь и терять российский бюджет. Да, можно закрыть возможный дефицит на российском рынке, но потери для российского бюджета компенсировать не удастся, потому что у нас прозрачные границы с Белоруссией и Казахстаном в рамках Таможенного союза. Соответственно, мы вроде бы ввели запрет, товары не исчезли, но те доходы, которые мы получали от цивилизованных импортеров, теперь будут получать не совсем цивилизованные, «серые» и зачастую не сильно законные элементы в Белоруссии и отчасти в Казахстане.

Иван Стариков

Из выпуска от 17-08-2014 рассылки «Новая газета»

http://digest.subscribe.ru/economics/mo … 29309.html

0

5

Экономику пропагандой не обманешь

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20140822151621_23547.jpg

Решение о запрете на поставки продовольствия из стран Европы, Канады, США, Австралии является экономической глупостью, и вот почему

1. Белоруссия и Казахстан, с которыми у России таможенный союз (что означает отсутствие таможенного контроля на границе), не поддержали это решение. Следовательно, те же товары, но гораздо дороже, будут приходить в Россию как контрабанда. Думаю, никто в этом и не сомневается. По официальным опубликованным данным за пять месяцев 2014 года, белорусских лимонов в Россию поставлено на $1,7 млн, белорусских бананов — на $183 000, белорусских ананасов — на $37 000, белорусских кокосовых и миндальных орехов — почти на $1,8 млн, белорусских мидий — на $792 000, белорусских осьминогов — на $449 000.

2. Все сделанные в последнее время и уже опубликованные расчеты показывают, что в результате этих «ответных санкций» вырастут цены на продовольствие в наших магазинах. Известно, что на поставки из стран, в отношении которых наложен запрет, приходится порядка 20% от общего объема потребления. Одной из главных причин роста цен станет сокращение поставок мяса, тем более что цены на мясо на мировом рынке растут. В результате рост цен в ближайшие полгода составит от 10 до 20%.

3. Решение о запрете на ввоз продуктов принято в условиях, когда российская экономика уже с осени минувшего года резко тормозит, а по итогам первой половины этого года вошла в рецессию, т.е. начался экономический спад (стагнация). В сочетании с ростом цен это — начало опасной экономической болезни, которая называется стагфляция (стагнация + растущая инфляция). Это означает одновременно три процесса: а) доходы у людей будут падать; б) начнется скрытая безработица (т.е. работа за мизерную зарплату); в) цены в магазинах будут расти.

4. Стагфляция разрушает экономику очень глубоко: невозможно ничего планировать, инвестиции стремятся к нулю, все пытаются решать только мелкие сиюминутные задачи. Например, ищут деньги на Крым — отбирают пенсионные накопления и повышают налоги. Деньги для отправки в Крым (будет ли от них там польза — это еще отдельный вопрос) найдут, но навсегда угробят накопительную пенсионную систему и еще сильнее придавят предпринимателей налогами, а граждан ценами.

5. Руководители страны говорят, что запрет на импорт продовольствия приведет к оживлению российского сельского хозяйства. Это не так! Во-первых, сейчас нет у государства таких денег, которые нужны в этом случае сразу нескольким секторам сельского хозяйства. Во-вторых, эти деньги некому давать — на селе уже никого не осталось, и всякий, кто бывал в российской деревне, знает, что там происходит. В-третьих, в условиях высокой коррупции значительная часть денег просто исчезнет, и на этом все и кончится. В-четвертых, восстановление российского села — серьезный и очень долгосрочный проект, а такой проект не в интересах, да и не по зубам нынешней власти.

6. Кого наказали запретом на ввоз импортных продуктов? Скорее всего, главным проигравшим от этих санкций будет сама Россия. Из иностранцев пострадают только Литва и немного Польша, а для ЕС в целом общий негативный эффект от этих санкций микроскопический. Суммарный объем экспорта запрещенных к ввозу продуктов ЕС в Россию составляет примерно $7 млрд, что чуть меньше 0,05% ВВП ЕС (или 0,1% объема европейского экспорта). А в Москве продуктовые цены до конца года вырастут существенно или товары исчезнут. Это как закон имени Димы Яковлева — «бей своих, чтоб чужие боялись». Странная логика — наказывать собственных граждан за собственные грубые внешнеполитические ошибки и провалы.

7. В целом ситуация складывается тревожная: экономический потенциал нынешней политической системы исчерпан, а признаков того, что руководство страны задумывается над серьезными экономическими реформами или хотя бы шагами в этом направлении, — нет. Вместо этого принимаются лишь «политические» решения, направленные только на одно: как бы по сути ничего не менять, как бы только сохранить систему «распилов», откатов, бюджетного воровства, телевизионного вранья и беспредельного самолюбования. Однако жизнь и экономику не обманешь — раньше или позже, но проблемы — рост цен, низкое качество жизни, снижающиеся реальные доходы, бедность и бесправие — как спрятанные, так и новые, встанут во весь рост и придется держать ответ.

Григорий Явлинский

Из выпуска от 22-08-2014 рассылки «Новая газета»

http://digest.subscribe.ru/economics/ne … 56970.html

0

6

Курица взлетела под санкции

http://image.subscribe.ru/list/digest/business/im_20140123155135_21322.jpg

Продовольственные санкции России привели к росту цен на продукты, признал Минсельхоз. В отдельных регионах цена на курицу взлетела на 15%, на свинину — на 23%, а на говядину — на 40%. Пока повышение коснулось оптовых цен на сырье, в то время как цены для простых потребителей, по данным Росстата, за три недели почти не изменились. Однако население может ждать подорожание мяса птицы, так как растет спрос на более дешевые продукты.

Введенное Россией эмбарго на продовольственные товары из США и ЕС привело к росту цен на мясо, рыбу и другие продукты, передает «Интерфакс» со ссылкой на данные Минсельхоза России. В ходе мониторинга, который начал проводиться ведомством с 11 августа, был выявлен скачок цен на говядину в ряде регионов.

Если в среднем по стране стоимость говядины в полутушах выросла всего на 0,1%, то в отдельных областях, например в Калининградской, рост составил 40,5%, в Северной Осетии — 23,5%, в Республике Алтай — 15,7%, а в Московской области — 12%.

Подорожало и мясо курицы. В Тульской области стоимость курятины в тушках возросла на 15,4%, в Тверской — на 12,7%, в Ленинградской — на 12%. Впрочем, в ряде регионов России цена этого продукта, наоборот, снизилась: в Красноярском крае — на 3,1%, в Иркутской области — на 8,2%.

Цены на свинину в полутушах, по данным Минсельхоза, резко подскочили в Республике Алтай, где мясо поднялось в цене почти на треть. Также свинина подорожала в Московской, Тюменской, Ленинградской, Воронежской областях: стоимость полутуш свинины выросла там на 22,5, 18,1, 11,1 и 8,8% соответственно. Как и в предыдущем случае, в некоторых регионах России цены на свинину, напротив, существенно снизились: так, в Приморском крае было зафиксировано падение цены на 9,1%.

После введения продовольственных санкций на российском продовольственном рынке идет сложный переходный период, который продлится два-три месяца, пояснил «Газете.Ru» председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян.

«В связи с тем что российский спрос резко переключился на продукцию предприятий стран из «несанкционного пула», у поставщиков возникло закономерное бизнес-желание заработать больше, — поясняет участник рынка. — Экспортеры подняли цену на свою продукцию, например, на некоторые виды свинины закупочная цена выросла на 30%».

Однако Мамиконян подчеркивает, что сейчас эта тенденция характерна для оптового звена и почти на затрагивает простых потребителей. В настоящее время крупные мясоперерабатывающие предприятия и ритейлерский сегмент не поднимают конечные цены на свою продукцию.

Согласно данным Росстата, потребительские цены на эти продукты за те же отчетные даты (11, 18, 25 августа) изменились мало.

Стоимость килограмма говядины (кроме бескостного мяса) в большем количестве регионов страны выросла незначительно, а в некоторых субъектах Федерации даже понизилась на 0,5–1%. Наибольший рост цены на этот продукт — на 6,1% — был зафиксирован Росстатом в Магаданской области. Максимальное подорожание килограмма свинины в рознице за три недели отмечено в Архангельской области и составило 6,3%. Больше росли потребительские цены на курятину: в Псковской области и Санкт-Петербурге повышение составило 4,8%, в Дагестане — 5,8%, в Башкирии — 6%. Больше всего цена килограмма охлажденной курицы выросла в Тыве (на 10,1%) и Хакасии (на 9%).

Вырисовывается достаточно сложная картина, говорит Мамиконян: розничная цена по субъективным причинам не растет вслед за ценами на сырье.

Однако долго это не продлится.

«Ситуация с санкциями сейчас находится на пике, — поясняет он. — Те поставщики, которые подняли цены для России, увидят, что мы не будем покупать по такой стоимости, потому что дальше по цепочке цены не растут». Таким образом, полагает глава Мясного союза России, цены придут в равновесие. По прогнозам эксперта, до конца года говядина и свинина больше существенно не подорожают.

Что касается роста розничных цен на мясо птицы, то Мамиконян объясняет это перестройкой спроса населения. Из-за возросших цен на говядину и свинину в результате санкций и произошедшей в начале 2014 года вспышки АЧС потребители переключились на этот вид продукта, чтобы не перерасходовать бюджет семьи на мясо. «Мясо всех видов является взаимозаменяемым продуктом, так как в любом виде содержится белок», — говорит эксперт.

По причине возросшего спроса, а также того, что Бразилия пока не увеличила объемы поставок птицы, тенденция к подорожанию этого продукта сохранится.

Из выпуска от 29-08-2014 рассылки «Газета.Ру - первая полоса»

http://digest.subscribe.ru/economics/mo … 44170.html

0