Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Майкл Стронг. Смерть университета

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Майкл Стронг. Смерть университета: Лекция

Прямой эфир: 17 июля 2014 г. betv

онлайн http://betv.com.ua/

17 июля 19:30

Майкл Стронг - создатель проекта FLOW, автор книги The Habit of Thought: From Socratic Seminars to Socratic Practice и соавтор книги Be the Solution: How Entrepreneurs and Conscious Capitalists Can Solve All the World's Problems.

Кризис государственного образования. Как государственное образование вредит экономике? Почему будущее за гибкими образовательными планами и онлайн обучением?

0

2

Смерть университета: Майкл Стронг о свободе от учебных программ и субкультурах знаний

То, что привычные для нас системы образования переживают глубокий кризис, уже ни у кого не вызывает сомнений — но пока не очень понятно, что придет на смену традиционным вузам. Писатель и педагог Майкл Стронг, идеолог образовательного проекта FLOW, недавно выступил в DI Telegraph в рамках совместного лектория Esquire и InLiberty. «Теории и практики» поговорили с ним о том, как научить студентов нон-конформизму, нужно ли нам вообще базовое образование и почему обучение в будущем станет не только высокотехнологичным, но и гораздо более человечным.

— Вы считаете, что образование сегодня превращается в своеобразный карго-культ — повторение чужих идей без понимания?

— Да, абсолютно так. Я считаю очень важным аутентичное обучение, обучение для себя — мне нравится идея аутодидактизма. Существует тесная связь между независимым мышлением, креативностью и инновацией. Для меня все главные изменения в этом мире совершают люди, которые умеют думать самостоятельно, — и в том числе не зависят от форм внешнего обучения.

— Вы часто упоминаете эксперимент Аша: люди склонны соглашаться с тем, что одна линия длиннее другой, если большинство окружающих это утверждает. Конформизм, на ваш взгляд, и есть основной продукт традиционной системы образования?

— Я думаю, что человек по своей природе склонен к конформизму. Что меня интересует больше всего — это история нон-конформизма. Сократа приговорили к смерти за то, что он не почитал богов и государство — на самом же деле он просто задавал вопросы, которые заставляли молодых людей мыслить независимо. Мне кажется, что конформизм изначально был нормой для человечества, и самое интересное, что произошло в западной цивилизации, — постепенное развитие сократического мышления.

— Мне нравится ваша идея о том, что главное, чему нужно учить студентов, — разнообразие идей. Наверное, только так сегодня и возможно строить образование в гуманитарных науках, но как быть с технологиями? Как применять этот метод, например, в биохимии? Если допустить множество равноправных точек зрения в этой сфере, экспериментальная смесь может просто взорваться.

— Конечно, есть определенные области знания, которые сильно зависят от набора утвержденных фактов. Тем не менее, люди всегда должны думать самостоятельно, независимо от специализации. Профессиональные математики, например, мыслят очень нестандартно. Главная проблема здесь состоит в том, что нужно постоянно решать, в каких случаях принимать внешнее знание как данность, а в каких — осмыслять его и интерпретировать на свой лад. Когда я говорю о разнообразии идей, я имею в виду именно личную ответственность за взвешивание фактов, умение отнестись к ним критически.

https://tnp-production.s3.amazonaws.com/uploads/image_block/000/027/487/image/base_a1296116f3.jpghttps://tnp-production.s3.amazonaws.com/uploads/image_block/000/027/484/image/base_7517218ce3.jpg

— Получается, что система знаний современного мира представляет собой абсолютную демократию — но в то же время и торжество неопределенности. Как изменится наше общество, если мы признаем этот факт? В этом можно увидеть определенную опасность для сложившейся политики и государственности.

— Самое интересное, что происходит в этом направлении, — мир биткоинов и блокчейнов (блокчейн — база данных, в которой хранятся все когда-либо происходившие транзакции — прим. T&P). Независимые мыслители — в том числе Сатоси Накамото — создали новые возможности для многих людей, и теперь многие люди используют блокчейн-технологии, чтобы создать параллельный мир с альтернативными законами и правлением. Возникают новые уровни финансовых систем, законодательства, власти, контрактов, регистрации — целые системы, которые больше не зависят от государства. Мы застали очень интересный исторический момент, когда виртуальная реальность может стать независимой от настоящей. Свобода творческого самовыражения проявляется по всему миру, интересные люди из разных стран начинают использовать эти новые правила игры — вне зависимости от того, находятся ли они в Гонконге или Сингапуре, в США или в совершенно новых местах. И процветание этих регионов будет зависеть от талантливых активистов, а контроль «сверху вниз» постепенно потеряет свою важность. Это вселяет оптимизм.

«Меня абсолютно не интересует общее знание — нужно позволить людям выбирать. Пикассо едва ли мог решить задачку по математике, но это совсем не помешало его карьере»

— А как быть с этикой? Вы согласны с платоновской теорией о том, что в разуме каждого человека заложены истинные идеи о добре и зле и их не требуется навязывать извне?

— Я, конечно же, абсолютный платонист — но хотел бы добавить к теории философа данные эволюционной биологии и психологии. В первобытные времена из племени выгоняли тех, кто действовал не по правилам или слишком эгоистично. Я думаю, что всегда существовали те, кого мы сегодня назвали бы социопатами, но их меньшинство. Как же нам структурировать общество, в котором этичное большинство сможет контролировать социопатов, и сделать так, чтобы они не сильно навредили всем остальным? За всю историю человечества у нас накопилось множество механизмов для этого, хотя современное общество и ставит перед нами новые задачи. Никто не хочет атомного взрыва и гибели миллионов человек — и, возможно, с развитием технологий мы сможем все точнее идентифицировать людей и организации, которые представляют собой опасность.

— Каким базовым знаниям все–таки нужно учить всех людей? И какая институция должна решать эту задачу?

— Меня абсолютно не интересует общее знание — я считаю, что нужно позволить людям выбирать, какое знание они хотят получать. Пикассо едва ли мог решить задачку по математике, но это совсем не помешало его карьере. Я хотел бы позволить людям заниматься тем, к чему они имеют склонность — конечно, результатом этого будут плохие результаты по общим предметам, но многие люди плохо справляются с ними уже сейчас. Знание должно быть прежде всего полезным — и множество людей по всему миру учит английский язык сейчас. Я не знаю, знакомы ли вы с серией экспериментов Hole in the wall в Индии. Необразованные дети научились пользоваться интернетом и компьютером просто потому, что хотели этого. Я думаю, что когда какое-то знание имеет ценность, люди хотят его получить.

— Но при этом вы часто упоминаете футурологию как одну из дисциплин, которая никому не помешает в образовании.

— Я не хочу, чтобы кто-то посторонний решал, что и кому нужно учить. Умение разговаривать — это полезный навык, и все мы учимся говорить без внешних указаний. Я думаю, что когда мы сможем снизить важность этого навязанного извне общего знания, мы сможем увидеть его более аутентичные версии — например, такие как способность писать и думать. Я думаю, что это самые важные товары на рынке образования, и они имеют ценность в реальном мире. Мы увидим больше институций, которые будут развивать высокие уровни чтения, письма и мышления у своих студентов, способность создавать и воплощать в жизнь инновации, в то время как внешние авторитеты будут постепенно умирать.

https://tnp-production.s3.amazonaws.com/uploads/image_block/000/027/482/image/base_e98ce738d4.jpghttps://tnp-production.s3.amazonaws.com/uploads/image_block/000/027/485/image/base_8a330b0e7a.jpg

— Какое место вы отводите новым технологиям в образовании будущего? Это будет своего рода открытый архив для самообучения?

— Я думаю, что все задачи, которые можно будет решать при помощи быстрых и дешевых технологий, будут сняты с людей и возложены на эти технологии. Другой вопрос — и намного более важный — какое место в новой системе преподавания будет отведено человеку? Очень немногие могут учиться только с помощью технологий, большинство людей любит взаимодействие лицом к лицу. Я думаю, что тем, кто останется работать в системе образования, нужно будет специализироваться именно на «человеческих» способах преподавания — сократическом диалоге, социальном взаимодействии, обеспечении эмоциональной поддержки, связи с другими людьми и общности. А когнитивный компонент можно оставить технологиям.

— Вы думаете, именно поэтому технологии в образовании пока не произвели той революции, которой мы так ожидали?

— Для меня в современном образовании главное — это культура. Если у вас есть определенный культурный уровень, вы можете учиться с помощью технологий, если у вас его нет — то не можете. Как у преподавателя, у меня есть первичная цель — создавать культуру обучения. В некоторых субкультурах это естественно: учиться новейшим идеям, обсуждать их. Я был в средней школе города Палуато в Колумбии, и подростки в этой школе учились программировать в возрасте 14 лет. Это витало в воздухе. Но в городах вроде Нью-Йорка подростки не учатся программировать. Я знаю об одной женщине, которая делает все возможное для того, чтобы это случилось — она создает культуру, делает дискуссию о программировании интересной, показывает его ценность. Для меня образование — это создание субкультур, в которых можно активно строить позитивные отношения между студентами и поддерживать их развитие.

— Какими компетенциями должен обладать преподаватель в современном мире? Вы критикуете научных работников и исследователей за то, что они не способны побудить студентов заниматься активным самостоятельным поиском знаний.

— Роль преподавателя в основном сведется к тому, чтобы быть коучем, ментором и создавать определенную культуру. Сегодня в США многие CEO имеют персональных коучей. Как преподаватель я чувствую, что моя задача — это быть коучем для молодых. Мне не нужно передавать им никакой информации — интернет и другие люди предоставляют все, что им нужно. Я думаю, что каждый из нас станет намного лучше, если получит личного тренера — и будет получать поддержку от группы единомышленников. Как только мы сможем систематически использовать этот подход, мы будем в состоянии обеспечить качественное и недорогое образование для каждого.

«В Беркли был чувак, который катался на одноколесном велосипеде, раскрасив собственную кожу под розового леопарда. Конформизм настолько естественен, что только увидев других странных людей, мы понимаем, что можно совершенно свободно быть самим собой»

— Вы вели занятия по всему миру — какие культуры, как вам кажется, обладают более самостоятельным мышлением, а какие сильнее испытывают влияние и давление общественных идей?

— Я думаю, что одна из сильных сторон США — это то, что люди там способны думать самостоятельно. Не везде, конечно, но, например, в Остине (я знаю это, потому что открыл там школу) — слоган такой: «Позвольте Остину быть странным». Здесь есть свобода, здесь можно быть индивидуальностью. Я жил когда-то на окраинах Сан-Франциско, и там дело обстоит так: неважно насколько ты странный, всегда есть кто-то намного более странный, чем ты. В Беркли был чувак, который катался на одноколесном велосипеде, раскрасив собственную кожу под розового леопарда. Еще там был парень, который приходил в класс голым. Почему я говорю о странности? Потому что конформизм настолько естественен, что только увидев других странных людей, мы понимаем, что можно совершенно свободно быть самим собой.

Другая моя любимая история — про одного китайского виолончелиста, который сказал своим родителям: «Можно быть хорошим сыном и хорошим виолончелистом — но не одновременно». Конфуцианская культура очень конформистская, но многие не понимают обратной связи авторитета с креативностью и свободой. Если ты все время уважаешь авторитеты, ты никогда не будешь полностью свободен. Это сложный вопрос: уважение родителей и авторитетов представляет собой бесспорную ценность, но креативность — всегда про нарушение правил. Мне нравится бывать в субкультурах, где все нарушают правила, где есть ощущение свободы, освобождение ума и духа. Это невероятно важно для творчества.

— Все ли должны получать университетское образование?

— Совсем нет. Есть много разных альтернатив университетам. Людям, которые любят школьное образование, университеты кажутся важными, но при этом все больше и больше молодежи устраивает свою жизнь, не имея за плечами никакого университетского образования. Я думаю, что один из важных шагов — это создать институцию для них. Ведь главный плюс университета — это сообщество. Поэтому нам нужно дать людям возможность общаться в сообществах — и не производить при этом академическую работу.

https://tnp-production.s3.amazonaws.com/uploads/image_block/000/027/486/image/base_edf2e990ac.jpg

Я могу привести несколько примеров, в частности, бизнес-инкубатор в Сантьяго — там можно почувствовать дух сообщества, там проходит обучение, но прежде всего там собираются люди, которые работают над своими компаниями. Это не связано напрямую с образованием — эта организация напоминает прежде всего клуб, где люди едят, пьют кофе и чай, проводят свое время, но одновременно создают собственные компании и обмениваются опытом. Нужны места и пространства, похожие на это (DI Telegraph, в котором проходит беседа, — прим. T&P), куда могут прийти люди, провести время и получить чувство принадлежности к сообществу. Это, я думаю, был бы значительный прогресс в индустрии образования.

«Мне кажется, тысячи университетов разорятся в ближайшие десятилетия. Давно прошел бэби-бум, и будет намного меньше студентов, желающих учиться по-настоящему»

— Сколько университетов в Америке уже развернулось в сторону индивидуализированного учебного подхода? Слушая вас, кажется, что предстоит еще долгий путь.

— Я думаю, что их сейчас намного меньше, чем нам бы хотелось. Трудно говорить об этом в точных величинах — в большинстве университетов есть много отличных профессоров, но институции как таковые не производят впечатление здоровых. Мне кажется, тысячи университетов разорятся в ближайшие десятилетия. Давно прошел бэби-бум, и будет намного меньше студентов, желающих учиться по-настоящему. К тому же, во многих университетах нет здоровой культуры обучения: они часто становятся просто местом для вечеринок. Люди весело проводят там время и ничему за это время не учатся. А некоторые университеты очень дорогие, так что умные люди просто выбирают пространства-инкубаторы.

— Вы говорите, что, как и в случае больших корпораций, большие университеты существенно потеряют свою власть в будущем и их потеснят маленькие университеты — более прогрессивные и быстрые. У вас уже есть пример подобного университета, который вам нравится?

— Один из удачных примеров — инженерный колледж Оулин. Современное инженерное образование часто критикуют за то, что в нем очень много математики и науки, а когда человек становится инженером, ему нужно решать реальные проблемы, а не уравнения. В этом колледже студентов учат решать реальные инженерные проблемы. Есть также отличная программа MBA в Техасском Остене, где сто процентов преподавателей — это предприниматели, а не кандидаты наук. Обычно у преподавателей требуют наличие степени, но организаторы программы утверждают, что учить предпринимателей должны другие предприниматели, а не кандидаты наук. Это еще один интересный пример — люди, которые ставят своей задачей передать знание, а не транслировать эту старомодную академическую модель.

https://tnp-production.s3.amazonaws.com/uploads/image_block/000/027/483/image/base_e48009ea8f.jpg

— Каким должно быть успешное образовательное учреждение будущего?

— Я думаю, оно будет радикально плюралистским. Как, например, индустрия еды в США — сегодня она максимально разнообразна. Есть магазины, которые продают сравнительно малое количество продуктов, но полностью натуральные, есть магазины, которые специализируются на каком-то одном продукте, есть супермаркеты с дешевой едой, есть фермерские рынки, куда можно принести то, что ты вырастил сам и так далее. В Америке нет правильного способа покупать и есть еду — существуют тысячи ресторанов и тысячи магазинов. Я думаю, что образование станет таким же. Может быть, появится больше университетов, посвященных небольшим специализациям, и это здорово. Например, университеты, которые бы фокусировались только на одном типе программирования, одном виде маркетинга, одном виде графического дизайна — что угодно, что помогло бы людям увеличить ценность своей профессиональной жизни. В то же время существуют ведь и колледжи по йоге. И пока мы не думаем о них как об университетах, но, может быть, появится новая программа, например «йога + математика». Это, конечно, очень смешной пример, но я использую его, чтобы сказать: забудьте о едином правильном ответе на этот вопрос и будьте готовы к тому, что появятся тысячи правильных ответов.

Следующую лекцию цикла «Альтернативы» от InLiberty и Esquire проведет Томас Белл, эксперт по законодательству в области интеллектуальной собственности, профессор в Chapman University School of Law, автор книги Intellectual Privilege: Copyright, Common Law, And the Common Good, и многочисленных статей, в том числе Polycentric Law in a New Century, The Jurisprudence of Polycentric Law. Также Белл работал директором по телекоммуникациям и технологическим исследованиям в институте Катона.

Время проведения лекций:

Москва — 5 августа, 20-00, DI Telegraph
Санкт-Петербург — 6 августа, 20-00, коворкинг-центр «Зона Действия»
Киев — 8 августа, 19 30, коворкинг-центр Bibliotech

Фото: Алексей Калабин

http://theoryandpractice.ru/posts/9364- … ty-is-dead

https://scontent-b-ams.xx.fbcdn.net/hphotos-xap1/t31.0-8/10497356_10152266864307426_6407045758506308888_o.jpg

0

3

Злокачественное образование

Преподаватель, активист и основатель нескольких школ Майкл Стронг объясняет, почему современная система образования никуда не годится, а спасти ее может смерть университетов.

Американские родители тратят на образование своих детей больше денег, чем стоит хороший спортивный автомобиль. Это огромная сумма. В то же время вы легко найдете миллион обзоров спортивных автомобилей — их ходовых качеств, комфорта, внешнего вида, даже психологического состояния за рулем, — но никогда не увидите сравнимого анализа разных школ и университетов. В лучшем случае, это будет рейтинг, построенный на двух-трех примитивных параметрах. Родители не ищут своим детям школы так, как они ищут товары. Разнообразие предложений на рынке очень невелико. Система образования меняется куда медленнее, чем что бы то ни было еще: прогресс в этой области отстает от всех прочих. Мы всерьез пользуемся представлениями и технологиями XIX века. Человечество должно начать относиться к образованию, как к нормальной рыночной услуге. Сейчас это очевидно не так.
Чего мы хотим от образования? Вряд ли наша цель состоит в том, чтобы научить каждого школьника на земле химии. Большинству из них это ни за чем не нужно. Скорее, смысл образования в том, чтобы взять молодого человека и подготовить его к жизни. Ни в коем случае не говорить ему, что делать, а просто дать ему навыки — включая и академические, — которые позволят ему быть успешным, счастливым и востребованным в нынешнем, а не прошлом, столетии.

Чтобы реализоваться, человеку нужно блистать в чем-то — не более того. Существующая система образования плохо оценивает, что именно получается у людей лучше всего. Когда я учился в Гарварде, у меня был однокурсник с самым низким на потоке результатом единого школьного экзамена. Зато в возрасте 18 лет он умудрился стать мэром своего родного городка в Мичигане. Если в 18 лет ты способен выиграть выборы, то совершенно неважно, как хорошо ты сдал экзамены. Каждый из семи миллиардов людей на земле обладает собственными талантами и должен получать собственное образование, учитывающее это.

Получая образование, человек должен понять, что у него выходит лучше всего, и найти какой-то спрос на свою деятельность. На пересечении этих двух представлений он может быть успешен. Если он готов, скажем, блистать в математике, но не хочет думать, кому могут понадобиться его таланты, он будет жить хуже, чем мог бы. Если он — что случается реже, — будет понимать спрос, но не станет вырабатывать необходимые навыки, он тоже не сможет преуспеть. Один из самых важных навыков в XXI веке — это нахождение новых рыночных ниш. Каждый человек должен быть хотя бы немножко предпринимателем.

Мое любимое определение предпринимателя звучит примерно так: тот, кто не спит по ночам, думая, что в мире устроено плохо и как это починить. Само решение может оказаться непростым, у вас может не хватать необходимых навыков, но, по меньшей мере, вам не придется конкурировать со всем остальным человечеством, которое не озабочено решением вашей проблемы.

Есть и общие навыки, необходимые для того, чтобы не потеряться в новом мире. Хорошая письменная и устная речь, как и базовое представление о математике, совершенно необходимы, но ими дело не исчерпывается. Я думаю, например, что просто знакомство с как можно большим числом разных идей само по себе очень полезно. В школах, которые делал я, ученики читали множество текстов и научных статей самых разных направлений — от биологии до политической науки и от экономики до художественной литературы. В большинстве школ — и университетов — это совсем не так. Даже если инженер решит прослушать курс истории, это будет очень узкий и очень специализированный курс истории. Он не получит таким образом никакого представления о разнообразии идей.

Кроме того, люди должны уделять больше времени разнообразной футуристике. Футуристы совсем не всегда оказываются правы, но они хотя бы пытаются систематически думать о том, что нас ждет в дальнейшем. Для предпринимателя это совершенно необходимый навык. Мы должны бежать туда, где через несколько мгновений окажется шайба, должны видеть, что нас ждет за углом. Любой человек, который видит вперед и обладает необходимыми навыками, окажется победителем.

Так должно быть устроено образование, но на деле оно выглядит совсем по-другому. В обычном вузе, в которых учится 90% людей, есть стандартная программа и стандартные тесты, при помощи которых проверяется работа студента в конце семестра. Успех его меряется исключительно тем, насколько он способен усвоить чужие идеи. Нормальная система образования должна была бы смотреть на то, что у студента получается хорошо, и помогать ему в их развитии.

Американский преподаватель и реформатор, Джон Тейлор Гатто, говорил, что система образования в Штатах — это 13 лет обучения пассивности. Образовательная среда, добавлял он, сама по себе является образованием. В течение многих лет каждого студента учат сидеть на стуле, не шуметь, включать мозги со звонком — и выключать их со звонком, слушаться старших — эта система порождает пассивных существ, жизнь которых должна направляться другими людьми.

Реформа системы образования совсем не означает отказа от знаний. Любой студент может прослушать курс по интегральному исчислению — сейчас это несложно сделать и в интернете. Вопрос только в том, сделал ли он это потому, что ему это зачем-нибудь нужно и у него есть нормальная мотивация, или потому, что математика входит в стандартную университетскую программу. Наша задача — переключиться со внешней мотивации и внешних стандартов на внутреннюю мотивацию и внутренние стандарты.

Если мы хотим, чтобы люди получали образование, которое им поможет в жизни, то и преподаватели должны быть другими. Учителя должны быть в большей степени хорошими персональными тренерами, и уже во вторую — проводниками дидактической информации, как сейчас. Преподавание вообще ближе к перформансу, танцу, актерской игре, чем к написанию научных статей и диссертаций. Однако большинство преподавателей в университетах получили свои места как раз за способность написать научное исследование. И пусть даже у них была возможность прочесть пару курсов в начале карьеры, этого мало, чтобы развить в себе необходимые навыки.

Собственно знания можно получать и за пределами кампуса. Существует, например, Coursera — сайт, на котором у вас есть возможность прослушать тысячи университетских курсов. Это фантастический инструмент, если воспринимать его именно так — как инструмент, а не как целый университет. Обилие ресурсов в интернете, позволяющих людям учиться самостоятельно, дает нам возможность свести обучение к развитию персональных навыков. Учитель нужен не для того, чтобы пересказать студенту учебник и проверить, крепко ли он усвоен.

Традиционные университеты отживают свое. В технологическом секторе — и не только в нем — мы видим множество талантливых людей, которые полностью пренебрегли традиционным образованием. В предпринимательском мире их дюжины — не только Гейтс и Джобс, но и основатель Whole Foods Джон Макки, и основатель Virgin Ричард Бренсон. Сотни программистов без нормального образования работают в лучших компаниях мира и получают по 100 тысяч долларов в год. Это происходит потому, что в технологическом секторе не обращают слишком большого внимания на дипломы и лицензии — там смотрят только на производительность труда. Google не слишком интересно, какую школу ты закончил. В предпринимательском мире это всегда так.

Кто-то скажет, что университеты выполняют функцию социального лифта и помогают людям из третьего мира делать карьеру и выбирать себе профессию. Но даже эта их функция уходит в прошлое. Представьте себе молодого талантливого человека из индийской провинции. Он может пойти традиционным путем — сдавать экзамены, пробиваться в приличный американский университет, а затем ждать предложений о работе от лучших компаний. Но есть и другой путь. Он может, например, разрабатывать программы с открытым кодом, которые, вроде бы, не слишком прибыльны сами по себе. Но на деле крупные компании именно так и ищут таланты: в модных и популярных некоммерческих проектах. Их офисы набиты людьми, сделавшими себе имя в любительских — по формальным меркам — сообществах. Совершенно неясно, каким образом можно сделать карьеру быстрее.

Есть и области, которые отлично себя чувствуют в традиционной университетской системе, например, теоретическая математика. В математике, физике, в некоторых других профессиях университеты действительно позволяют развивать необходимые таланты и умеют оценивать их наличие. Но надо быть честными и признать, что этот набор областей — ничтожно мал по сравнению со всем многообразием человеческой деятельности. Образовательные учреждения должны быть либо столь же разнообразны, сколь и современный им мир, либо постепенно уйти в прошлое.

Я не утопист и понимаю, что большие, богатые и успешные университеты вроде Гарварда завтра не закроются. Но я не хочу занимать и другую крайнюю позицию. Не забывайте, что ни размер, ни прошлые заслуги, ни нынешний спрос на них, сами по себе не позволяют предсказывать будущее. IBM в начале 1970-х была одной из крупнейших компаний мира, но это не помешало двум сумасшедшим людям создать Apple. На всех рынках маленькие игроки зачастую вытесняют больших, и нас это уже не удивляет. Почему с университетами это должно быть иначе? Я не сомневаюсь, что Гарвард будет существовать еще долго, но у него не будет такой власти, как теперь. Единственное, что сдерживает стремительное развитие застывшей системы образования — это чрезмерная регуляция и постыдная система лицензий, которая не дает развиваться ни государственным, ни частным школам.

Существует удивительный — и очень раздражающий — парадокс. Большинство людей, которые верят в прогрессивные образовательные методики, не верят в рыночную экономику, а большинство людей, которые верят в рынки, отказываются допускать, что возможны принципиально иные, лучшие системы образования. Сторонники левых взглядов много думают про образовательные инновации, — но они все еще верят, что их можно создать в государственных или зарегулированных частных школах. Правые не имеют ничего против конкуренции, но слишком часто высказываются в том духе, что нам нужны «единые стандарты» или что-то подобное, когда мы выбираем школы для своих детей.

Я люблю приводить пример Джеймса Дайсона, который перевернул на нашей памяти человеческие представления о пылесосах. У него был диплом инженера и опыт работы, но чтобы создать свой выдающийся продукт он протестировал несколько тысяч прототипов. Несколько тысяч! По мере работы он контактировал со всеми основными производителями бытовых приборов, и никто не поверил в успех его предприятия. Своим успехом он обязан не признанным экспертам, которые не распознали его таланта и упрямства, а бесчисленным экспериментам.

В мире технологий нет профессиональных лицензий. Каждый человек, который хочет участвовать в создании новых продуктов, легко находит такую возможность, не спрашивая совета у государства или даже экспертного сообщества. Технологии благодаря этому развиваются невиданными темпами. И не потому, что лицензированные профессионалы плохи — они хороши, просто на свободном рынке инженерам с докторскими степенями помогают десятки тысяч любителей.

Стоит ли говорить, что образование гораздо важнее, чем пылесосы, и гораздо сложнее устроено. Чтобы экспериментировать, нам нужны качественные компоненты, которые — в случае с пылесосом — достать несравненно легче. В мире просто нет достаточного количества разнообразно обученных учителей. Это всего лишь значит, что нам предстоит потратить еще больше времени и провести еще больше экспериментов — пока мы не получим систему хоть сколько-нибудь успевающую за переменами в мире вокруг нас.

Я понимаю, что моя метафора довольно жалкая — но от этого она не менее верна. До тех пор, пока образование не пройдет через многие тысячи проб и ошибок, пока мы не построим тысячи прототипов и не займемся их развитием и маркетингом — не оглядываясь на экспертов — мы будем иметь то, что имеем сейчас. Образование сложно устроено, но это рыночный товар, который ждет не дождется нормальной конкуренции идей и предприятий.

Лекцию Майкла Стронга о смерти университетов в рамках совместного проекта Esquire и In Liberty «Альтернативы» можно послушать 16 июля в Москве (DI Telegraph) и 18 июля в Санкт-Петербурге («Ткачи»).

Записал Андрей Бабицкий.

http://esquire.ru/michael-strong

0