ТЕСТ ДИЗЕЛЬНЫХ МИНИ-ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ 4-6 кВт (осень 2003 года)
Рассказывая о дизельных однофазных станциях 4-6 кВт, мы частично возвращаемся к уже обсуждавшейся теме: агрегат средней мощности для резервирования дачного дома или для автономных работ. В чем принципиальная разница между бензиновыми и дизельными установками такой мощности и стоит ли тратить дополнительные средства, приобретая аппарат на "соляре"? Ответ на этот вопрос неоднозначен, ведь при схожем количестве киловатт разница в цене - двукратная.
Одно из основных достоинств дизельного мотора - экономичность, по крайней мере именно о ней думают в первую очередь. Но насколько обоснованно рассматривать этот фактор в качестве ключевого? Если принять во внимание разницу цен на бензин и "соляру" (в московском регионе это примерно 12 и 9 рублей за литр соответственно) и средний расход топлива (0,5-0,6 и 0,3 л/кВт*ч), то получится, что срок окупаемости составит не менее 1300 часов - и это при 75-процентной загрузке, при меньшей и того больше. Иными словами, резон есть лишь тогда, когда агрегат эксплуатируют достаточно интенсивно.
Исходя из расчета, можно сделать вывод, что дизель нужен лишь профессионалам, вынужденным много трудиться на выезде, и тем, у кого длительные отключения электроэнергии стали нормой. Но это немного упрощенный взгляд, ведь у мотора с воспламенением от сжатия есть и другие достоинства, не менее важные, в том числе и при редкой непродолжительной эксплуатации. Прежде всего стоит отметить высокие ресурс (с этим все ясно) и надежность. Правильно установленный агрегат способен длительное время обходиться без обслуживания и запускаться без особых проблем "по первому требованию". Чем это обусловлено? Причин много.
Одна из основных - отсутствие системы зажигания: перепады температуры и влажности никак не влияют на вероятность успешного пуска. Кстати, сбои бензинового мотора могут быть вызваны не только метеоусловиями, но и неблагоприятными режимами работы. Типичный пример: автоматизированная станция несколько раз подряд стартует и останавливается, что бывает при частых и непродолжительных отключениях электричества. Электроника каждый раз закрывает воздушную заслонку, переобогащая смесь. В камере сгорания и на электродах свечи накапливается сажа, и если аппарат не успел поработать в прогретом состоянии с приличной мощностью, "гарь" останется и сильно осложнит последующий запуск. Сажа, адсорбируя топливо, обеднит смесь, а "искра" будет ослаблена, если будет вообще... Собственно, даже при нормальных условиях работы свеча остается слабым местом бензинового двигателя и требует повышенного внимания. Возможны проблемы и с питанием: при длительном простое (от двух недель) бензин в баке расслаивается и испаряется из поплавковой камеры.
Все эти проблемы дизелю чужды. Единственное, чего он не любит, - продолжительной работы с малой нагрузкой, но, как мы уже выяснили, покупать агрегат для такой эксплуатации не следует и по другим причинам - экономически невыгодно. При установке в доме или поблизости проявляется еще одно очень важное достоинство - "дизтопливо" не взрывоопасно и в обычных условиях почти не горюче. Вывод из всего сказанного однозначный и, к слову, давно сделан специалистами - когда речь идет о системе автоматического резервирования, дизелю нет равных. В случае мобильной эксплуатации все зависит от условий и требований - единого мнения тут уже не составить.
Как "минус" стоит отметить тот факт, что дизельный мотор, безусловно, более требователен к качеству обслуживания и культуре эксплуатации - разгильдяйства он не прощает. Кончилось горючее - извольте прокачать топливную магистраль; не перешли на зимние сорта к первым морозам - отогревайте мотор; залили низкосортное горючее или, не дай бог, бензин - раскошеливайтесь на дорогой ремонт.
КОНСТРУКЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
В этом пункте мы рассказываем о конструктивных отличиях агрегатов и об особенностях, связанных с обслуживанием. При этом внимание уделяем лишь сравнительно простым и доступным малоподготовленному пользователю операциям, полагая, что сложные (замена деталей и регулировки) он доверит профессионалам, передав агрегат в сервис. Рассмотрены замена, очистка или контроль фильтрующих элементов, а также такая характерная для дизеля процедура, как удаление воздуха из топливных магистралей. Какие-либо общие слова на этот счет вряд ли уместны, отметим другое: все моторы примерно одного технического уровня. Если сравнивать "движки" с бензиновыми аналогичной мощности, то можно сказать, что дизель занимает более высокую ступень "на эволюционной лестнице": по крайней мере, все двигатели были оборудованы системой смазки под давлением и масляными фильтрами.
В ряду испытуемых станций особняком стоит лишь одна - Kubota GL-6500S. Ничего плохого в плане сравнительного анализа тут нет, ведь, как правило, мы выбираем ту или иную вещь, исходя не столько из цены и потребительских свойств, сколько из соотношения между ними. Иначе говоря, потребителю предоставляется возможность прикинуть, как много он получит в сравнении со средним уровнем, если купит станцию класса "люкс" (Kubota как раз к таковым и относится).
РАБОТА
Этот раздел посвящен главным образом особенностям управления агрегатами. Также отмечены субъективные замечания, возникшие при работе.
КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Традиционная и основная часть испытаний. С помощью нагрузочного стенда и точных аналоговых приборов мы проверяли выходные параметры агрегатов. Важнейшим результатом упражнения следует считать максимальную мощность станции - чем она выше, тем лучше. Не менее важно и то, при каких значениях частоты и напряжения она достигается. Эти цифры объективно показывают, на что способен агрегат, ведь обещать можно всякое, особенно учитывая, что все без исключения установки хорошо (незаметно для глаза) переносят токовые перегрузки. Речь вот о чем: тот факт, что 3-киловаттный аппарат питает 3-киловаттный обогреватель, еще не означает, что последний греет на все 3 кВт. Очень может быть, что напряжение занижено, и реальная мощность составляет, скажем, 2,7 кВт. Иными словами, факт такой проверки еще ни о чем не свидетельствует. Естественно, когда речь идет об обогревателе, большой беды нет, проблемы могут возникнуть в случае подключения более сложного оборудования.
Если же мы говорим о питании электронных приборов, все чаще применяемых в быту, советуем ознакомиться и с результатами осциллографирования. Помимо формы кривой напряжения, нами фиксировались и его скачки, возникающие при включении нагрузки.
УСЛОВИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
Испытания проводили на базе сервисного центра компании "Энергоспецтехника". Все агрегаты тестировали в идентичных условиях на одном и том же оборудовании. Для более корректного сравнения перед испытаниями у всех станций отрегулировали частоту холостого хода, стараясь приблизить ее к 52 Гц.
Впервые мы попробовали измерить уровень шума. Генераторы устанавливали в одно и то же место площадки, ориентируя одинаковым образом. Поскольку условия были далеки от идеальных (имелись ограждения, способные отражать звук), отметим, что полученные значения носят сравнительный, а не абсолютный характер. Измерительный прибор последовательно располагали в четырех точках на расстоянии 5 м от станции на уровне груди оператора и фиксировали значения по шкале дБ и дБ(А) (значение, скорректированное с учетом специфики человеческого восприятия). Позиции обозначены так: А - со стороны выхлопа, B, C и D - остальные, последовательно по часовой стрелке (при взгляде сверху). Замеры проводили при работе агрегатов вхолостую и с фиксированной нагрузкой (2 кВт).
Тест провел Дмитрий ДОЛГОПОЛОВ, осень 2003 года.
Вепрь АДП4,2-230ВЯ-Б Цена: розничная - $1700 (январь 2004 года).
Портативная дизельная мини-электростанция (Россия)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ: номинальная мощность - 4,2 кВт; напряжение - 230 В; частота - 50 Гц; выход по постоянному току - 12 В, 8,3 А.
ДВИГАТЕЛЬ: Yanmar L100 (Япония); тип - дизельный 1-цилиндровый 4-тактный; рабочий объем - 406 куб.см; мощность двигателя (при 3600 об./мин.) - 7,4 кВт; запуск - ручной (с декомпрессором) с автонамоткой шнура; система смазки - под давлением; масляный фильтр - металлическая сетка; топливный фильтр - со сменным фильтрующим элементом (картонный картридж); воздушный фильтр - сменный картонный с поролоном предочистки.
УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ: указатель уровня топлива - механический индикатор; аварийный останов по низкому давлению масла.
ТОПЛИВО: дизельное; емкость топливного бака - 19,5 л.
ГЕНЕРАТОР: Sincro (Италия); тип - синхронный бесщеточный 1-фазный; коэффициент мощности - 1; номинальный ток - 18,3 А; защита от перегрузок - тепловой автомат, тепловой автомат в цепи постоянного тока; класс защиты - IP 23 DIN40050.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 750х550х590 мм. Вес: 90 кг.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
КОНСТРУКЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ:
агрегат отличается продуманной и удобной конструкцией. Несмотря на закрытый дизайн, все узлы, нуждающиеся в обслуживании, легко доступны. Большой топливный бак оснащен широкой горловиной с сеткой и указателем уровня. Пролитое горючее не "затопляет" узлы станции. Приятная и весьма полезная мелочь - наклейка на баке с указанием вида применяемого топлива.
Придраться можно к запорному крану - расположен он не лучшим образом. Радует, что регулярно открывать/закрывать его вовсе необязательно. Фильтр - в баке и вынимается вместе с краном, доступ к винтам нормальный. Сменный элемент промывают через 200 часов работы и заменяют еще через 200. Топливозаборник оборудован сепаратором, отделяющим пузырьки воздуха, образующиеся при стекании "обратки".
Обращаешь внимание на топливопровод - трубка аккуратно проложена и закреплена, где требуется. Чтобы полностью удалить из системы питания воздушные пробки, придется снимать защитный кожух, иначе к форсунке не подберешься. Это повышает трудоемкость операции, так что за наличием "соляры" в баке рекомендуем следить повнимательнее.
Пробка для слива отработки на виду и отвинтить/завинтить ее не проблема. Расстроило другое: дорога маслу только одна - на поддон рамы, причем порция смазки неизбежно "достанется" и резиновым опорам, а это не очень хорошо. Замену проводят каждые 200 часов или через 3 месяца - очень приличный сервисный интервал для мотора данного класса. С вдвое меньшей периодичностью промывают масляный фильтр, картридж которого скрыт за пластиковой заглушкой, расположенной рядом со сливным отверстием. За давлением масла следит датчик, подающий в случае аварии сигнал на соленоид останова двигателя.
Воздушный фильтр довольно интересен. Крышка притянута "барашком", под ней картонный элемент с поролоновым чехлом предочистки. Особенность системы в другом: забор воздуха происходит через два полукольцевых канала в крышке, способных задержать крупные включения, например, сухие листья.
Генератор установки оборудован двумя розетками европейского стандарта и клеммами для подзарядки внешнего аккумулятора (12-вольтовый выход), причем цепь низкого напряжения снабжена полноценным предохранительным автоматом. На раме предусмотрено место и для собственной батареи, а "движок" допускает дооснащение стартером - есть модификации и с ним.
Агрегат не очень удобен для переноса. Причина в том, что как следует взяться за раму со стороны кожуха весьма затруднительно. К слову, существует модификация, лишенная этого недостатка, - с двумя колесами и ручками (наподобие тачки).
РАБОТА:
мотор оснащен декомпрессором, так что запустить его особого труда не составит. Давление сбрасывают, повернув рычаг на головке цилиндра. Конструкторы правильно поступили, что не стали "городить" систему тяг для дистанционного привода, а просто предусмотрели в кожухе окно. Простое и удачное решение.
Регулятором подачи топлива управляют два рычага, в соответствии с назначением названные "Start" и "Stop". По сути, это управляющий рычаг и его фиксатор, так что после нажатия на "Stop" ничего удерживать не надо.
Работает агрегат негромко, а судя по объективным измерениям, так и тихо - спасибо большому глушителю. Однако нашелся повод и для огорчения: вибрации вызывают перемещения и разворот станции: она неспешно, но неуклонно "уползает" с отведенного ей места. Можно предположить, что на мягких покрытиях (грунт, трава и т.п.) такого не будет.
КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ:
общая картина аналогична той, что наблюдается у второго "Вепря" - АДП6-230ВЛ-С. Напряжение почти всюду завышено, что будет благом при подключении длинными проводами, но в остальных случаях хотелось бы иметь привычные 220 или уж на крайний случай 230 вольт. При увеличении нагрузки от нуля наблюдается небольшой подъем, далее же "вольтаж" постепенно снижается.
Частота очень стабильная, в рамках дозволенной производителем мощности ее разброс составил всего 1,6 Гц, общий же, при нагрузке сверх нормы, тоже невелик - 3,3 Гц. Безусловно, агрегат порадовал своей перегрузочной способностью: наш опыт показывает, что 114% от номинала - это очень хороший результат.
Что касается осциллографических исследований - станция приятно удивила и тут. Минимум помех, хорошая способность к восприятию дополнительной нагрузки - "синусоида" почти не искажена, "провал" при набросе минимальный.
РЕЗЮМЕ:
сбалансированный и довольно удачный агрегат. Особенно приятно, что потребитель получает сверх обещанного целых 14% мощности. Учитывая, что станция не была обкатана перед испытаниями, в перспективе можно надеяться и на большее.
[реклама вместо картинки]
ДЕТАЛИ
Доступ к рычагу декомпрессора через окно на верхней панели. Удобно и просто. Заливная горловина большая и оборудована сеточкой-фильтром.
Воздушный фильтр довольно необычен: забор воздуха происходит через два полукольцевых канала в крышке, способных задержать крупные включения.
Регулятор
Вепрь АДП6-230ВЛ-С
Цена: розничная - $2400 (январь 2004 года).
Портативная дизельная мини-электростанция (Россия)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ: номинальная мощность - 6 кВт; напряжение - 230 В; частота - 50 Гц.
ДВИГАТЕЛЬ: Lombardini 3LD510 (Италия); тип - дизельный 1-цилиндровый 4-тактный; рабочий объем - 510 куб.см; мощность двигателя (при 3000 об./мин.) - 9 кВт; запуск - ручной (с декомпрессором) с намоткой шнура вручную или электростартером; система смазки - под давлением; масляный фильтр - сменный с картонным фильтрующим элементом; воздушный фильтр - сменный картонный.
УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ: сигнальная лампа низкого давления масла и зарядки аккумулятора; аварийный останов по низкому давлению масла.
ТОПЛИВО: дизельное; емкость топливного бака - 5,3 л.
ГЕНЕРАТОР: Sincro (Италия); тип - синхронный бесщеточный 1-фазный; коэффициент мощности - 1; номинальный ток - 26,1 А; защита от перегрузок - тепловой автомат; класс защиты - IP 23 DIN40050.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 820х510х700 мм. Вес: 111 кг.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
КОНСТРУКЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ:
агрегат трудно назвать элегантным, а его исполнение изящным, он прямо-таки поражает брутальной "кондовостью". Считать это недостатком было бы неверно - это особенность. Конструкция использованного двигателя Lombardini ведет историю еще с довоенных времен, когда и был разработан первый прототип, с незначительными изменениями благополучно доживший до наших дней. Учитывая реалии эксплуатации подобной техники, стоит признать, что станция с таким дизелем, безусловно, найдет своего покупателя, ведь от более современных "движков" этот отличается не только устаревшим дизайном и большой массой, но и выносливостью, неприхотливостью и ремонтопригодностью. Легко догадаться, когда важны последние качества. Вдали от "цивилизации" приходится рассчитывать только на то, чем располагаешь: дизельное топливо марки "соляра", сорт масла "моторное" да набор стандартных ключей... Кроме того, мотор допускает продолжительную работу с продольным или поперечным наклоном до 25 градусов и кратковременную до 35 градусов.
В обслуживании "движок" вполне удобен. Масло сливают через пробку в поддоне (совсем как на автомобилях), пусть и не такую доступную, как сбоку картера, но тоже вполне удобную. Кстати, производить данную процедуру придется нечасто - раз в три месяца или через 250 часов работы (обычно интервал составляет 50-100 моточасов) благодаря не только неприхотливому характеру мотора, но и системе смазки с полноценным фильтром автомобильного типа. Рядом с ним - датчики давления, один зажигает контрольную лампу, другой глушит мотор. Заправка/доливка свежего масла образцова - большая горловина на крышке клапанного механизма позволяет обойтись без воронки, не пролив при этом ни капли. Нареканий заслуживает масляный щуп: вставить его в отверстие слишком тяжело - посадка очень тугая. Возможно, со временем уплотнители щупа разработаются, но пока этого не произошло, желания регулярно проверять уровень не возникает.
То же можно сказать и про воздушный фильтр. Корпус стянут четырьмя винтами, два из них расположены за щитком с надписью "Вепрь". Не то чтобы он делал их недоступными - подлезет и обычная отвертка, но "крутить" не с руки. Внутри коробки - огромный (по меркам других агрегатов) картонный элемент без какой-либо предочистки, что вполне простительно, учитывая размеры (а значит, и пылеемкость) картриджа.
Топливный фильтр со сменным картонным элементом расположен внутри бака. Чтобы его достать, необходимо слить горючее и отвинтить узел топливного крана-заборника-фильтра. Кстати, кроме ТНВД, топливная система содержит и подкачивающий насос с рычажком для ручного "привода". Особенно полезен он при удалении воздуха, попавшего в магистраль. Еще одна дополнительная возможность - вместо бака легко подключить любую другую емкость, причем она может быть расположена ниже самого агрегата (типичный пример - бак грузовика, на котором установлена станция).
Сам бак хорош по меркам "робустов", но в контексте остальных участников не впечатляет. Радует, что существует модификация с "полноценной" емкостью для хранения горючего, впрочем, подключить к дизелю собственную с произвольными "характеристиками" тоже особого труда не составляет. При дальнейшем осмотре оказывается, что и этот "танк" есть за что похвалить: добротно и прочно изготовлен и к тому же оснащен оригинальным фильтром. Его особенность в том, что при критически низком уровне топлива станция "хватает" воздух не сразу и "капитально", а по чуть-чуть, засасывая его в виде мелких пузырьков - мотор начинает работать нестабильно и, если вовремя спохватиться, можно избежать прокачки магистралей.
Глушитель имеет минимальный объем и никак не огорожен. При этом назвать систему выпуска слабым местом конструкции сложновато: при работе станции глушитель слишком сильно вроде не нагревается, в шумовом же "оформлении" "солируют" металлические звуки (выхлоп до их громкости не дотягивает).
Рассказ об особенностях станции, не связанных с мотором, не столь продолжителен. Тут все привычно, но отметить кое-что хотелось бы. Во-первых, рама. Традиционно прочная, с достойным качеством изготовления и покраски, при переноске удобная. Понравилось крепление аккумулятора - легко закрепить практически любую батарею. Во-вторых, электрика. Понравилось, что для подключения нагрузки предусмотрели две разные розетки - очень удобно и технически грамотно. Бытового потребителя разумной мощности можно подключить к обычному разъему, a когда требуется снять с агрегата полные киловатты (правильнее сказать, более половины), подсоединяются к полноточной розетке евростандарта. И придраться есть к чему: оба провода аккумулятора черные и не промаркированы, хотя догадаться, какой из них "плюс", а какой - "минус", несложно. Вот только правильно ли это, ведь все уже привыкли к тому, что "положительный" обязан быть красным.
РАБОТА:
запускают агрегат электростартером или вручную. С первым все ясно: открыл кран, повернул ключ - и готово. Второй способ требует пояснения. Система запуска проста донельзя: шкив на валу, закрытый подпружиненной крышкой, да шнур - "автонамотка" ручная. Система крайне надежна (сломать что-либо не представляется возможным) и "ремонтопригодна" (порвался штатный шнур - бери любую веревку). Кроме того, в сложной ситуации (проще говоря, на морозе с "севшим" аккумулятором), когда запустить мотор вручную не хватает сил, реально воспользоваться средствами механизации, "дернув" пусковой шнур, например, трактором. Ситуация, пусть и крайне редкая, но вполне жизненная. Работает двигатель ровно, под действием вибраций агрегат не "убегает", но шум!.. Вообще правильнее было бы сказать "грохот" - на близком расстоянии он просто подавляет.
Заглушают мотор рычажком на картере, который заодно "заведует" и декомпрессором. Для его включения "штучку" вытягивают на себя, а для останова "движка" поворачивают и удерживают до тех пор, пока вал не перестанет вращаться по инерции.
КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ:
вполне соответствует общему "имиджу" агрегата. В широком диапазоне нагрузок напряжение высокое - проблем с питанием мощного непривередливого оборудования не возникнет, касательно же разного рода электроники - вопрос открыт. Частота довольно стабильна, ее разброс составил всего 2,4 Гц. Тем более неожиданным показалось поведение агрегата при нагрузках, близких к максимальным, - незначительное превышение выявленного порога (5,8 кВт) повергало агрегат в "уныние". Заявленную производителем мощность станция выдать не смогла, хотя недобор совсем мал. Это позволяет предположить, что после обкатки аппарат разовьет-таки обещанные киловатты.
Три из четырех осциллограмм не дают поводов для беспокойства - показатели отличные. А вот на четвертой диаграмме (скачок нагрузки от 0 до 75% от номинала) зафиксирован заметный провал. Догадаться, почему так получилось, несложно: недостаточен задел мощности, ведь если ориентироваться не на паспортные, а на измеренные данные, то окажется, что станция попала в очень жесткие условия.
РЕЗЮМЕ:
главные достоинства агрегата - прочность, неприхотливость и "всеядность". Вдали от благ цивилизации такие качества выходят на первый план, заслоняя некоторые недостатки вроде сильного шума и больших массо-габаритных показателей.
[реклама вместо картинки]
ДЕТАЛИ
Механический топливоподкачивающий насос.
Пусковой шнур наматывают вручную - неудобно, зато надежно.
Заглушают мотор, повернув и удерживая рычажок на двигателе. Вытянув его, включают декомпрессор.
Вепрь АДП 5-230 ВЯ / АДП 7/4-Т400/230 ВЛ-С
Цена: розничная - $1800/ $2600 (июнь 2001 года).
Портативные дизельные мини-электростанции (Россия)ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ: номинальная однофазная мощность - 5/ 4 кВ*А; максимальная однофазная мощность - 5,5/ 4,4 кВ*А; номинальная/ максимальная трехфазная мощность (только АДП 7/4-Т400/230 ВЛ-С) - 7/ 7,7 кВ*А при коэффициенте мощности 0,8; трехфазное/ однофазное напряжение - 400/ 230 В; частота - 50 Гц; выход по постоянному току - отсутствует.
ДВИГАТЕЛЬ: Yanmar L 100 AE-DG (Япония)/ Lombardini 3 LD 510 (Италия); тип - дизельный одноцилиндровый четырехтактный с верхним расположением клапанов (OHV); рабочий объем - 406/ 510 куб.см; мощность двигателя при рабочих оборотах (3000 об./мин.) - 7,4/ 9 кВт; запуск - ручной с автонамоткой шнура и электростартером; система облегчения запуска - декомпрессор; охлаждение - воздушное; подача топлива - самотеком (возможна установка топливоподкачивающего насоса с механическим приводом); воздушный фильтр - с картонным фильтрующим элементом и сухим поролоновым фильтром предварительной очистки (очистка по мере загрязнения, рекомендуемая периодичность - 250 моточасов).
УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ:
регулятор оборотов - центробежного типа; устройства повышения экономичности - отсутствуют; система стабилизации напряжения - AVR; дистанционное управление - предусмотрена система автоматизированного управления; система контроля уровня масла - аварийное выключение двигателя и контрольная лампа на приборной панели; вольтметр - аналоговый; указатель уровня топлива - отсутствует.
ТОПЛИВО: дизельное; емкость топливного бака - 5,5/ 5,3 л; время работы без дозаправки (при нагрузке 100%) - 2,5/ 2,2 ч.
СМАЗКА: SAE 10W-30, API СС/CD и более высоких групп качества (или М-10Г2, М-10Г2К, М10Г, М-8Г2К и более высоких групп качества); периодичность замены масла - 250 ч; система смазки - под давлением; масляный фильтр - с картонным фильтрующим элементом.
ГЕНЕРАТОР: Sincro (Италия); тип - синхронный бесщеточный однофазный (щеточный трехфазный у АДП 7/4-Т400/230 ВЛ-С); защита от перегрузок - тепловой автомат без плавкого предохранителя; класс защиты - IP 23.
УРОВЕНЬ ШУМА (на расстоянии 7 м): 76 дБ.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 80x48x62/ 102х48х62 см.
ВЕС: 91,3/ 112 кг.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТИ:
как и бензиновые, свои дизельные установки АМП "Комплект" собирает из комплектующих импортного производства. При этом набор узлов может несколько различаться: двигатели - итальянские (Lombardini) или японские (Yanmar), альтернаторы - только итальянские (Sincro или NSM). Конструктивно же генераторы практически идентичны и бывают как щеточными (трехфазные), так и бесщеточными (однофазные).
ПРИМЕНЕНИЕ: наиболее полно агрегаты проявляют себя в условиях стройплощадки. Они прекрасно переносят длительные перегрузки и способны подолгу обходиться без обслуживания. Мощности моделей вполне достаточно для энергоснабжения практически любого ручного инструмента и некоторых видов стационарного оборудования, например, небольшой бетономешалки или циркулярной пилы.
Несмотря на возможность оснащения системой автоматизации, рекомендовать машины для частного применения сложно. Прежде всего из-за довольно высокого уровня шума. Никаких звукоизолирующих кожухов или капотов не предусмотрено. Хотя в принципе для обеспечения резервного или даже основного электроснабжения станции использовать никто не запрещает. Правда, для этого как минимум придется приобрести увеличенный топливный бак (45 л).
ОБСЛУЖИВАНИЕ:
на всех моторах установлен воздухоочиститель из гофрированного картона обслуживаемого типа. А вот масляные фильтры бывают разные: применяют "многоразовые" из металлической сетки и "одноразовые" картонные. С точки зрения долговечности двигателя предпочтительнее второй вариант. Кстати, если вы надумали покупать именно его, то обязательно узнайте у продавца, какие фильтры подходят. Тогда при необходимости сможете "отовариваться" в обычном магазине автозапчастей.
РЕЗЮМЕ:
для тех, кто покупает электростанцию, а не имя производителя, "Вепрь" - прекрасный вариант. Кстати, у сборки на российской территории есть два важных преимущества: во-первых, рабочая сила и материалы обходятся гораздо дешевле, во-вторых, всегда выгоднее растаможивать комплектующие, нежели готовый продукт.