Ловкость рук, или ремонт компьютера. Жертвам «компьютерной помощи» негде искать защиты

Текст: Михаил Баженов

Как заработать миллион долларов в год на обмане и не иметь проблем с законом? Ответ есть почти в каждом столичном подъезде — в объявлениях «Быстрая компьютерная помощь»

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2014/07/29/comp.jpg
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Как пятиминутный ремонт ноутбука обходится в сумму равную стоимости нового компьютера? Кто запугивают одиноких стариков и женщин? И почему после работы мастера компьютер перестает работать, а клиент не может добиться справедливости.

Эта реклама есть почти в каждом подъезде: «Компьютерная помощь». Выезд мастера на дом. Телефон. Сайт. Все как надо. Журналист Дарья обратилась в подобную компанию.

Дарья
пострадавшая

«Я вызвала мастера, мне нужно было настроить роутер. На сайте было написано, что данная услуга стоит 1200 рублей. Я позвонила, 150 раз уточнила, действительно ли это будет стоить именно 1200 рублей или возможны какие-то дополнительные выплаты по итогу. Меня уверили, что нет, 1200 рублей, и не более того. Приходит мастер, очень долго ковыряется с моим роутером, в итоге выставляется мне счет на 8,5 тысяч рублей».

Эта стандартная история. Точно такая же есть у каждого клиента «компьютерной помощи». Копеечные услуги на сайте выливаются в огромные счета после приезда мастера. И это только начало. Если после ремонта компьютер снова не работает, клиент не сможет ни вернуть деньги, ни заставить компанию исправить ошибки.

Мы нашли человека, который проработал в «компьютерной помощи» несколько лет. Александр утверждает, что квалифицированных специалистов в подобных компаниях нет.

Александр
бывший сотрудник «компьютерной помощи»

«Обычно раскрутка происходит в таких случаях, когда взяли не очень много — 3,5-5 тысяч рублей. Человек не может доказать, добиться, чтобы к нему приехали и починили. Его могут просто «кормить завтраками», говорить, что мастер завтра приедет, потом или еще когда-то. И человек просто устает дозваниваться, выбивать что-то, пытаться доказать и отстает от этой компании и перестает с ней сотрудничать».

Подобные компании построены по одной схеме. На самом верху — владелец, который работает как индивидуальный предприниматель. Он открывает колл-центр и нанимает десятка два «мастеров», как правило, студентов. Сотрудников не оформляют, зарплаты нет, исполнители получают от 10 до 30% от суммы заказа. Если приносят в контору меньше трех тысяч рублей с выезда, их выгоняют. Каждый месяц персонал обновляется почти полностью, рассказывает Александр.

Когда претензий становится слишком много, владельцы компаний меняют название, сайт и телефоны. Журналист BusinessFM позвонил по одному из объявлений и попытался выяснить, где можно найти офис фирмы и ее руководителей.

— Сервисный центр, здравствуйте.

— Я хотел бы привезти к вам в офис письменную претензию на качество ваших работ.

— А какой номер договора?

— Мне бы хотелось узнать адрес вашего офиса.

— Эту информацию я вам выдать не могу, я могу передать менеджеру, чтобы он вам набрал.

— Мне бы хотелось узнать телефоны вашего руководства и то место в Москве, где они работают, чтобы я мог подъехать туда лично.

— Еще пожелания будут?

Примерно так происходят все разговоры с колл-центром, заканчиваются они каждый раз одинаково: «Я просто могу, положить трубку, и мне за это ничего не будет».

По словам Александра, бывшего сотрудника «компьютерной помощи», каждый день его компания выполняла до полусотни заказов. Это 18 тысяч человек в год, в основном, одинокие женщины и пожилые люди. Их легче убедить и запугать.

Александр
бывший сотрудник «компьютерной помощи»

«По моим данным, работало около восьми таких ИП, которые раскручивались, мало того, тот, кто хотел, нанимал вообще другие компании типа ИП знакомых или еще кого-то. Получается один и тот же человек мог работать, например, под тремя разным ИП с тремя разными названиям, разными телефонами и т.д. С одного ИП за год оборот был 7-7,5 миллионов».

В Общество защиты прав потребителей ежедневно обращаются по два-три человека, которые стали жертвами компьютерных мошенников. Как говорит юрист общества Олег Фролов, помочь этим людям, как правило, нельзя.

Олег Фролов
юрист Общества защиты прав потребителей

«Судебных разбирательств у нас не было, потому как нам не с чем ходить в суд. Люди в основном отдавали деньги на руки, договоров никаких не заключалось, поэтому здесь мы уже помочь не можем, если люди отдают деньги, не взяв ни расписки, ни договоров о выполненных работах, то, естественно, искать некого».

В помощь пострадавшим есть еще два структуры. Первая — Роспотребнадзор.
BusinessFM отправила запрос в ведомство с вопросом: «Сколько раз к ним обращались жертвы компьютерных мошенников?» В пресс-службе сослались на трудности в работе с архивом и отвечать отказались.

Вторая структура — МВД. Там также не смогли вспомнить, сколько людей к ним обратилось за помощью. Есть данные за 2009 год: тогда сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями завели несколько уголовных дел против мошенников. Дошло ли до наказания, неизвестно.

Есть еще участковые, которым постоянно жалуются на обилие объявлений, которые лепят на окна и стены в подъездах. Участковые не реагируют.

Теневой компьютерный бизнес попал в «тепличные условия», вытеснил с рынка приличные компании. И ни у кого к мошенникам не возникает вопросов. Кроме клиентов… Но до них никому нет дела…

http://www.bfm.ru/news/267108