Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ЗАКОН - ТАЙГА, ПРОКУРОР - МЕДВЕДЬ » Может ли полиция перестать быть опасной для граждан?


Может ли полиция перестать быть опасной для граждан?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Реформа МВД. Вариант Кудрина. Может ли полиция перестать быть опасной для граждан?

Вера Кичанова

http://slon.ru/images3/6/1000000/632/1016533.jpg
Фото: ИТАР-ТАСС / Trend

10 ноября российские полицейские отметили День сотрудника органов внутренних дел. Дорогостоящая реформа МВД, запущенная президентом Дмитрием Медведевым, лишь усугубила существовавшие проблемы правоохранительной системы (это недавно признал даже министр внутренних дел Владимир Колокольцев). В понедельник на заседании Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин представляет новую концепцию реформы – на этот раз не только МВД, но и всех ведомств, которые призваны охранять наш покой. Документ подготовили сотрудники петербургского Института проблем правоприменения (ИПП) под руководством Вадима Волкова в сотрудничестве с фондом «Индем».

История в Бирюлеве запустила новый виток рассуждений о том, что полиция не справляется и пора брать инициативу в свои руки – создавать народные патрули, дружины, отряды самообороны. По мнению сотрудников ИПП, это опасная тенденция: рано или поздно она приведет к произволу и вооруженным конфликтам не только между подобными отрядами, но и между дружинниками и полицейскими. Но само желание людей защитить себя самостоятельно естественно – оно сигнализирует, что правоохранительные органы уже не в силах поддерживать правопорядок на вверенной им территории.

Половина россиян (51%) ожидает от сотрудников полиции незаконных действий в свой адрес (среди жителей крупных городов таких еще больше – две трети). Больше всего граждане опасаются неправомерного задержания, вымогательства и словесных оскорблений, а вот физического насилия ожидает каждый пятый (в крупных городах – каждый третий). Полиция воспринимается как источник опасности, а не защиты, поэтому люди не обращаются к ней с сообщениями о преступлениях и не хотят с ней сотрудничать.

Правоохранительная система РФ – слабое звено российской государственности, отмечают авторы: ее несоответствие общему уровню общества тормозит экономический рост и в целом приводит к нестабильности. Избирательность регистрации преступлений, игнорирование сложных дел, отсутствие обратной связи, применение незаконного насилия, уголовное «регулирование» бизнеса – вот далеко не полный перечень проблем. Но проблемы эти возникают не по внутренним причинам, а при взаимодействии ведомств, так что реформирование одного лишь МВД ситуацию не спасет, – реорганизовать придется и Следственный комитет РФ, и ФСКН, и даже прокуратуру.

В России на 100 тысяч жителей приходится 547 полицейских – больше только в Беларуси (813). Среднемировой показатель – 300 полицейских на 100 тысяч жителей. При этом на одного полицейского в России тратится 20,4 тысячи долларов в год, хотя в развитых странах этот показатель составляет от 74,2 (Франция) до 247,2 (Норвегия) тысячи долларов. На обеспечение правоохранительной функции Россия тратит до 3% ВНП (в высокоразвитых и среднеразвитых странах – от 0,5% до 1,6%). Иными словами, российская полиция сегодня – практически самая многочисленная, слабо финансируемая (в пересчете на одного полицейского) и при этом дорогая для экономики.

На одного полицейского в России приходится чуть больше одного пойманного преступника в год – это один из самых низких показателей в мире. Как так выходит? А дело в том, что больше половины сотрудников заняты администрированием. Перегруженность бумагами не оставляет им времени на содержательную работу. Так, в СК РФ только 45% сотрудников являются следователями, остальные выполняют бюрократическую работу – это при том, что СК является самым молодым правоохранительным органом в России.

Руководство МВД время от времени пытается усилить контроль – в результате растет управленческий аппарат, что порождает новые отчетные показатели и рост бумажной работы. Работа «на показатели» влечет за собой фальсификации или незаконные методы работы. Деятельность подразделений становится еще менее прозрачной для руководства и общества. Рано или поздно осознается необходимость усилить контроль – и порочный круг запускается заново.

Реформа полиции, по мнению авторов, должна состоять из трех частей:

1) Предложено создать полицию трех уровней: муниципальную, региональную и федеральную. Функциями муниципальной полиции станут охрана общественного порядка, профилактика преступлений, регистрация правонарушений. Слияния муниципальной полиции с местным криминалом опасаться не стоит, считают в ИПП: у муниципальной полиции сохраняются только те полномочия, которые сложно использовать для нелегального давления. Наоборот, именно централизованность полиции создает возможность для существования банд вроде Цапков: достаточно «приручить» местных силовиков, чтобы на тебя работала вся мощь правоохранительной системы. Децентрализация же создаст систему множественного контроля: на одной и той же территории будут работать полиции федерального, регионального и местного подчинения.

Региональная полиция займется уголовным преследованием по нетяжким преступлениям и преступлениям средней тяжести, охраной зданий органов власти субъектов федерации и регулированием дорожного движения. Она также будет отвечать за поддержание общественного порядка на крупных мероприятиях, спецобъектах местного и регионального значения. В компетенцию федеральной полиции войдет расследование тяжких и особо тяжких преступлений на всей территории РФ, борьба с международной, межрегиональной и организованной преступностью и другие федеральные функции. Для их выполнения будут созданы подразделения федеральной полиции на региональном и местном уровнях.

Отдельно авторы предлагают создать федеральный орган, который займется борьбой с должностными преступлениями. Одними из пионеров-создателей подобного антикоррупционного ведомства были Сингапур и Гонконг – в 2011 году они заняли пятое и двенадцатое места в рейтинге наименее коррумпированных стран, по данным Transparency International. Ведомство сможет выполнять оперативную работу, вести следствие и поддерживать гособвинение в суде по коррупционным делам. Оно же возьмет на себя функцию «единого окна» по приему заявлений о коррупции, станет работать с правозащитными и общественными организациями.

Что самое интересное, МВД как отдельное федеральное ведомство предлагается упразднить.

2) Правоохранительные органы стоит освободить от непрофильных функций. Начать можно с упразднения отделов УБЭП, которые, по мнению авторов реформы, оказывают давление на бизнес. Ущерб, который наносится экономике такой «борьбой», как утверждают авторы, превышает ущерб, который наносится самой экономической преступностью. Функции УБЭП следует передать федеральной полиции и Федеральной службе по расследованию должностных преступлений.

ФСКН создавалась как структура, которая возьмет на себя основную работу по пресечению наркопреступлений, – но опыт показывает, что большая часть работы в этой области по-прежнему выполняется МВД. Реализация функции контроля над законным оборотом наркотических средств привела к охоте на ведьм в медицинской, фармакологической и пищевой отраслях промышленности, отмечают авторы. ФСКН, по их мнению, стоит сохранить как орган власти, ответственный за выработку государственной политики в сфере оборота наркотиков, а функции оперативно-разыскной деятельности и уголовного преследования передать полиции.

Вневедомственную охрану, по мнению сотрудников ИПП, можно безболезненно приватизировать. Полномочия по лицензированию частной детективной и охранной деятельности и контролю над ними – передать специальному агентству, подчиненному Министерству юстиции, полномочия инспекций по делам несовершеннолетних – органам опеки, а полномочия по выдаче прав на вождение – гражданским ведомствам. Наконец, внутренние войска авторы проекта реформы предлагают передать Министерству обороны.

3) Чтобы уйти от пресловутой «палочной системы», нужно полностью поменять систему оценки и контроля. Это потребует, во-первых, повышения прозрачности правоохранительных органов – вплоть до установки видеокамер на полицейских участках. Во-вторых, принятые заявления граждан и раскрытые дела придется считать отдельно – тогда у полицейских пропадет стимул не регистрировать заявления по трудно раскрываемым преступлениям. А вот у следователей и оперативных работников, вместе работающих над делами, наоборот, должна быть общая система оценки деятельности. Необходимо включить механизмы обратной связи, которые позволят выяснить реальные результаты работы правоохранителей: уровень безопасности, степень неотвратимости наказания, криминогенность, доверие населения, эффективность расходования ресурсов и так далее.

Реформа других правоохранительных организаций, по мнению экспертов ИПП, является не менее, а в чем-то и более важной, чем реформа полиции. Что касается Следственного комитета РФ, здесь работу по выяснению реальных обстоятельств дела предложено перенести на более ранние этапы процесса. Сегодня следователи фактически формируют уголовное дело, которое прокурор, подписывающий обвинительное заключение, а за ним и судья – лишь «проверяют». А суды слишком слабы, чтобы выполнять функции арбитра, – в результате данные, полученные в ходе предварительного расследования, имеют полный приоритет над обстоятельствами, выяснившимися на судебном заседании.

Количество прекращенных уголовных дел в ходе следствия по инициативе следователя или прокурора, а также оправдательный приговор в суде не должны рассматриваться как отрицательные показатели для полиции, следователя и прокурора. Отрицательными показателями должны стать количество обоснованных жалоб на противоправные действия сотрудников. Один и тот же помощник прокурора должен курировать следствие по конкретному делу и потом представлять это дело в суде. Обжалованное и проигранное в вышестоящих инстанциях дело также должно быть отрицательным показателем для прокурора.

Преимущество реформы, которую предлагают аналитики ИПП, – отсутствие дополнительных расходов: повышение зарплат полицейским планируется за счет сокращения их численности и урезания других расходов. Передать функции на региональный и муниципальный уровень они тоже предлагают вместе с финансированием. Чего же авторы ожидают от такой реформы?

Во-первых, удельная численность полиции и удельное финансирование приблизятся к уровню стран Центральной и Восточной Европы: 400–450 полицейских на 100 тысяч населения и около 40 тысяч долларов в год на одного полицейского.

Во-вторых, исчезнут внутрисистемные барьеры при регистрации преступлений. Сведения об уровне преступности и активности правоохранительных органов будут поступать из нескольких источников, включая специализированные независимые опросы.

В-третьих, приоритет в расследовании будет отдаваться не наиболее простым случаям, а наиболее общественно опасным деяниям.

В-четвертых, гражданское общество и независимые эксперты смогут участвовать в постановке задач правоохранительным органам. Граждане будут не только знать в лицо своего участкового, но и охотно сотрудничать с ним.

В-пятых, законность методов оперативной работы и следствия будет обеспечена взаимным контролем правоохранительных органов друг за другом и независимым судом.

В-шестых (и это кажется совсем уж фантастикой), в случае задержания и предварительного заключения человека, вина которого затем не подтверждается, ему принесут извинения и выплатят компенсацию.

Авторы подчеркивают, что подобную реформу ни в коем случае нельзя принимать в спешке, – нужна широкая общественная и экспертная дискуссия, нужен диалог общества и правоохранительных структур. В конце концов, реформа правоохранительных органов должна устраивать самих правоохранителей.

http://slon.ru/russia/reforma_mvd-1016533.xhtml

0

2

Осторожно, День полиции!

Дмитрий Колбасин

http://slon.ru/images3/6/1000000/632/1016157.jpg
Фото: ИТАР-ТАСС / Trend

10 ноября российские полицейские отметят День сотрудника органов внутренних дел. Правозащитники посчитали, какие преступления совершали стражи порядка в свой профессиональный праздник. В списке оказались незаконное проникновение в жилище, угон, разбои, торговля наркотиками, избиения (в том числе друг друга), изнасилования и один труп.

Есть народное поверье: в больницу в День медика лучше не попадать. В новогодние или майские праздники важно терпеть, но ни в коем случае не рожать. И с десантниками в День ВДВ, от греха подальше, не стоит пересекаться. Переименованный День милиции, судя по всему, не исключение. Особенность же большинства совершенных в праздник преступлений сотрудников МВД – они напрямую не связаны с работой. Гуляли, выпивали и натворили.

Смерть. В Самаре 19-летний Мамука Кахишвили скончался 10 ноября 2011 года после задержания полицейскими, которые отмечали в кафе профессиональный праздник. Друзья утверждают, что Мамука просто зашел узнать, есть ли свободные места. Закончилось это не только гибелью парня, но и поджогом «Нивы» его друга.

Сотрудники полиции заявили, что Кахишвили к моменту «случайной встречи» в кафе находился в розыске за разбой. Якобы при попытке задержания он попытался скрыться, поранил ножом руку сотрудника полиции, но был схвачен за воротник и закован в наручники двумя неизвестными, после чего скончался. Следствие пришло к выводу, что эти сознательные граждане только помогали сотрудникам полиции в задержании, а сами вряд ли имеют отношение к правоохранительным органам. Полицейские заявили, что умер Мамука якобы от приема внутрь глазных капель тропикамид в сочетании с алкоголем.

После смерти Кахишвили двух его друзей, включая владельца «Нивы» Дмитрия Тришкина, который обвинял полицейских в убийстве, арестовали по подозрению «в разбойном нападении с целью завладения пакетом с пивом стоимостью 600 рублей». По этому же «пивному делу» прошел обыск у отца Мамуки. Камеры видеонаблюдения по периметру злополучного кафе, по словам адвоката, были кем-то «вырваны с мясом», а хозяин заявил, что 10 ноября никакого полицейского праздника у него не было и кафе вообще было закрыто.

В результате Следственный комитет по Самаре дело о превышении должностных полномочий с применением насилия полицейскими, которое привело к смерти Мамуки Кахишвили, прекратил в связи с отсутствием события преступления. Дело формально продолжилось по факту причинения смерти по неосторожности неизвестными, однако и оно было приостановлено, так как не удалось найти «гражданских помощников», задержавших Кахишвили. К этому времени уже было известно, что Кахишвили скончался не от глазных капель, которые используют для усиления действия наркотиков, а от удушения, и что следов от инъекций на теле покойного не было. Опорочить молодого человека не удалось. Для этого родным пришлось настоять на независимой экспертизе, которую провели специалисты Саратовского областного бюро судебно-медицинской экспертизы.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова заявляла, что в версию полицейских могут поверить только сами следователи. Тем временем самарские суды обязали местные телекомпанию и радиостанцию дать в СМИ опровержение  информации о вине полицейских в гибели молодого человека.

От угона до пыток. 10 ноября 2011 года неспокойно было и в Нижнем Новгороде. В День сотрудника органов внутренних дел трое оперуполномоченных отдела полиции Автозаводского района незаконно остановили автомобиль и выволокли из него 33-летнего водителя. По версии следствия, дальше два майора и лейтенант избили мужчину, отвезли его домой, забрали ноутбук, диски и деньги, после чего доставили в отдел. Как утверждают следователи, в служебном кабинете несчастного пытали – например, надевали на голову пакет, перекрывая доступ воздуха. В итоге полицейские отняли у жертвы еще 22 тысячи рублей и отпустили. В мае этого года суд приговорил экс-оперуполномоченных к лишению свободы на срок от трех лет и двух месяцев до четырех лет.

10 ноября 2012 года полицейский 1-го взвода отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по Пензе Станислав Чернышков после праздника вернулся домой пьяным и так разругался с женой, что ей пришлось вызвать полицию. По дороге в отдел Чернышков ударил в челюсть одного из сопровождавших его коллег. В марте этого года суд приговорил теперь уже бывшего полицейского к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком один год.

Торговля наркотиками. 30-летний оперуполномоченный уголовного розыска УВД Перми Георгий Развозжаев 10 ноября 2010 года в свой профессиональный праздник решил продать 95 граммов гашиша. Встреча с покупателем состоялась в личной иномарке майора милиции. Причем опытный сыщик оперативно-сыскного отдела с десятилетним стажем работы в органах подвоха не почувствовал. После задержания в гараже его школьного товарища нашли еще 700 граммов гашиша. На суде Развозжаев утверждал, что наркотики ему были нужны для расслабления и исключительно для личного потребления. Индустриальный районный суд Перми майору не поверил и приговорил его к десяти с половиной годам колонии строгого режима. В мае 2011 года приговор вступил в законную силу.

Изнасилования. В Тюмени сорокалетний спецназовец после празднования Дня милиции 10 ноября 2004 года попытался четырежды (!) изнасиловать двух своих коллег. Три раза майору это сделать удалось. Следствие пришло к выводу, что одну женщину старший инспектор Отряда специального назначения криминальной милиции ГУВД Тюменской области изнасиловал в собственной машине, когда та после праздника попросила отвезти ее домой. Затем майор милиции вернулся в помещение службы тыла УБОП ГУВД, где после праздника продолжалось застолье, и изнасиловал еще одну сотрудницу. Через некоторое время он снова попытался овладеть своей жертвой, однако на этот раз девушка сумела отбиться. Она смогла выбежать в коридор, где встретила уборщицу. Тем не менее спецназовец догнал коллегу, заставил ее сесть в свою машину и по дороге домой снова изнасиловал. Оказавшись дома, женщина позвонила в прокуратуру. Через пару часов майора милиции задержали. В июле 2005 года суд Калининского округа Тюмени приговорил милиционера к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. 

В Санкт-Петербурге 10 ноября 2006 года 35-летний сотрудник патрульно-постовой службы УВД Московского района Андрей Маркевич, хорошо отпраздновав День милиции, пристал к 16-летней студентке факультета культуры Санкт-Петербургского университета профсоюзов. Он потребовал предъявить документы, а затем бросил девушку на асфальт и избил. После этого пьяный страж порядка затащил жертву в машину, заковал в наручники, стал душить и нанес ей, как посчитали следователи, около 60 ударов. При этом Маркевич украл у нее кошелек. Затем милиционер попытался ее изнасиловать, но девушка смогла вырваться через заднюю дверь. Наручники у нее сняли только в 12-м отделе милиции Московского района. А утром в отдел явился тот самый милиционер Маркевич. В декабре 2008 года Московский районный суд Петербурга приговорил Андрея Маркевича к пяти с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима. Суд признал его виновным в превышении должностных полномочий, разбойном нападении и покушении на изнасилование.

Должностные преступления. Значительно реже 10 ноября полицейские совершают должностные преступления. В основном, судя по всему, они связаны с нежеланием в профессиональный праздник заниматься своими прямыми обязанности. Так, 10 ноября 2012 года участковый уполномоченный отдела полиции №1 УМВД России по городу Иваново Дмитрий Козловский уговорил пострадавшего от разбойного нападения, у которого похитили мобильный телефон, написать заявление, что телефон тот потерял. Полицейский порвал протоколы принятия заявления о преступлении и осмотра места происшествия, а также составил рапорт, что пострадавший потерял свой мобильник и противоправных действий в отношении него не было. За злоупотребление должностными полномочиями Козловского в июне этого года приговорили к полутора годам условно.

Юристы ассоциации «Агора» предостерегают: по возможности не вступайте в негативное общение с полицейскими в День сотрудника органов внутренних дел. Реформы и аттестации провозглашаются и забываются, а потенциальная угроза для россиян в профессиональный полицейский праздник остается.

http://slon.ru/russia/ostorozhno_den_po … 6157.xhtml

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ЗАКОН - ТАЙГА, ПРОКУРОР - МЕДВЕДЬ » Может ли полиция перестать быть опасной для граждан?