Китайцы травят Кубань?
На недавнем совещании руководителей правоохранительных органов ЮФО кубанский губернатор рассказал о мерах, принимаемых в крае для охраны порядка и борьбы с нелегальной миграцией в курортный период. Среди прочего говорилось и о «китайской угрозе».
Дежа вю
По словам Александра Ткачева, «китайские жители сотнями приезжают на Кубань, чтобы работать, но после окончания рабочей визы единицы из них возвращаются домой или продлевают право на законное пребывание на территории края». Он также подчеркнул, что подавляющее большинство китайцев остается нелегально. Китайские предприниматели занимаются на территории края овощеводством, используя удобрения неизвестного происхождения. Краевым Россельхознадзором в ряде китайских овощеводческих хозяйств были изъяты образцы почв, удобрений и выращиваемой продукции. Результаты проверок, как подчеркнул губернатор, «оказались шокирующими».
«Практически, китайские аграрии просто травили нашу землю и воду, производили опасные для здоровья людей овощи, – рассказал Александр Ткачев. – Только в одном из районов края было выявлено сорок тысяч квадратных километров ядовитых китайских теплиц».
По его словам, у кубанских правоохранителей появились законные основания для прекращения деятельности некоторых предприятий. Несколько производств, принадлежащих гражданам Китая, были оштрафованы за ненадлежащее использование земель сельхозназначения и нанесение ущерба окружающей среде, а из нескольких районов края в 2013 году было выдворено более пятисот китайских нелегалов.
Совсем недавно по предписанию Россельхознадзора одно из таких хозяйств оштрафовали на двадцать пять миллионов рублей.
«Если сегодня мы не остановим этот поток, то, конечно, завтра может быть уже поздно», – в свойственной ему манере говорил Александр Ткачев.
Случайно ли в очередной раз на Кубани, да еще в период сбора урожая, краевые власти обращают внимание на китайскую угрозу?
В прошлом году примерно в то же время в крае началась аналогичная кампания. Главной движущей ее силой стали жители села Львовское во главе с местным правозащитником Игорем Дударчуком. Его письма, обращения в различные контролирующие органы неиссякаемым потоком лились в различные контролирующие и надзорные инстанции. А сам он, словно «городской сумасшедший», бегал по разным редакциям в надежде на публикацию. Надо сказать, его усилия увенчались успехом. В край за «горячими» материалами поехали журналисты из федеральных СМИ.
Власти вынуждены были отреагировать. Формальным поводом для масштабных проверок китайских сельхозтоваропроизводителей, работающих на Кубани, стало обращение инициативной группы жителей Львовского сельского поселения муниципального образования Северский район. На граждан Поднебесной обрушили всю мощь бюрократического административного аппарата: специалисты администрации МО «Северский район», министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю.
Перед всеми поставили одну задачу: выявить в китайских помидорах пестициды и всякую разную гадость. В ходе осмотра земельных участков трех предприятий контролеры, надо сказать, обнаружили многое: несанкционированные свалки отходов, скважины, пробуренные без разрешения, установили факты забора воды из реки Кубань для полива. На всех руководителей предприятий наложили административные взыскания за нарушение действующего законодательства. Не думаю, что нарушения столь вопиющие. Уверен, аналогичные нарушения можно выявить у любого отечественного агрария. И самое главное: китайские помидоры были признаны нормальными. Что и подтвердило исследование, проведенное специалистами Северского филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае». По данным исследования, в отобранных образцах превышения допустимых норм содержания пестицидов, нитратов и наличия тяжелых металлов и нефтепродуктов во взятых пробах обнаружено не было. Все исследованные пробы соответствуют гигиеническим требованиям, заверяли тогда в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. Информированные источники утверждают, что глава администрации МО Северский район Адам Джарим и его подчиненные дружно под бдительным оком вице-губернатора Джамбулата Хатуова на одной из планерок ели китайские помидоры, чтобы окончательно успокоить общественность.
Тем не менее и жители района, и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, и силовые структуры края в категоричной форме до сих пор делают публичные заявления об угрозе, которая исходит со стороны китайских гастарбайтеров. Вот это и есть главная загадка.
Экономический фактор
В общем, дело вовсе не в том, что кого-то не устраивает качество китайских овощей. А в чем же? Признаться, мне в голову пришла идея о том, что китайских рабочих смогли бы замещать украинские беженцы, часть которых наверняка осядет в кубанских селах. Тем более, что предприниматели, нанимающие китайцев на работу, кладут последним конкурентную по кубанским меркам зарплату – что-то около 23 тысяч рублей. Предлагают работу и местным, однако аборигены не горят желанием работать в поле. Сказывается близость кубанской столицы и черноморского побережья, где можно относительно легко и быстро заработать. Для большинства украинцев эти деньги видятся вполне достойным заработком.
Один из крупнейших специалистов в области миграционных процессов Северного Кавказа, доктор политических наук, профессор Михаил Савва лишь отчасти подтвердил догадки корреспондента КАВПОЛИТА. Скорее всего, российские власти всех уровней проводят «профилактические мероприятия» возможной китайской агрессии.
«Миграция с Украины и миграция из Китая никак между собой не связаны. Это раздельные миграционные потоки, у которых абсолютно разные причины, это люди, скажем так, которые ориентированы на работу в совершенно разных секторах экономики. К тому же вынужденные переселенцы из восточных областей Украины – это именно беженцы. То есть люди, которые временно покинули территорию своей страны, потому что там что-то произошло. В данном случае война», – размышляет ученый.
По словам Михаила Валентиновича, если говорить о китайцах, то они прибывают сюда исключительно по экономическим причинам и ориентированы на такой сектор, как производство овощей. В принципе, вся китайская трудовая культура построена на ручном земледелии. Это абсолютно уникальный исторический эксперимент. Когда на протяжении даже не столетий, а тысячелетий целая цивилизация занимается тем, что руками выращивает рис, овощи... Это те навыки, которыми мало кто владеет.
В то же время китайская миграция вызывает наибольшую настороженность, даже отторжение у жителей Краснодарского края, потому что это миграция людей, очень далеких в культурном, языковом и во всех других отношениях. Даже просто антропологически. Китайца по внешнему виду мы в толпе выделим сразу, в отличие от украинца или любого другого европейца. Китайская миграция выглядит устрашающе еще и потому, что известен мировой опыт создания китайских анклавов по всему миру, особенно в Азии, США. «Чайна-тауны», замкнутые общины, корпоративные экономики. С ними иногда даже полицейские боятся связываться. Кроме того, многими СМИ усиленно поддерживается версия о том, что вот это сосредоточение китайцев может оказаться опасным в случае китайской агрессии, которая на самом деле весьма высоко вероятна. То есть Китай не относится к категории демократических государств. Оно, безусловно, авторитарное. В силу идеологии у него вполне могут быть агрессивные планы.
«Я абсолютно уверен в том, что ни у кого нет никаких надежд на замещение китайцев, выращивающих овощи, людьми, которые прибыли, я подчеркиваю, из городов юго-восточной Украины. Дело в том, что человек, который вырос, работал, специализировался в городе, не будет заниматься сельским хозяйством, если, конечно в его жизни не произойдет нечто экстраординарное, и он не примет такое решение лично для себя», – уверен собеседник.
Как утверждает профессор, выращивание овощей китайцами в Краснодарском крае не является массовой практикой. То есть исчезновение вот этого сегмента не скажется принципиально ни на стоимости, ни на объеме. В отличие от того, что было, скажем, при выезде турок-месхетинцев, когда достаточно большой массив людей почти одномоментно в течение двух-трех лет уехал из Краснодарского края. И в том случае колебания цен были исключительно районного масштаба. То есть они не затронули Краснодарский край в целом. Цены поднялись только в ряде районов – Крымском, Абинском и нескольких соседних. Таким образом, это противодействие нелегальной китайской миграции не является экономической проблемой сегодня.
С другой стороны раздаются голоса о том, что китайцы выдавливают местных предпринимателей, занимают ту нишу, которую бы мог занять и местный фермер.
Китайцы концентрируются вокруг Краснодара. И это вполне понятно. Это самый крупный город Краснодарского края и основной рынок сбыта. Было бы странно, если бы они забрались в отдаленные районы, создав себе логистические проблемы.
«Что касается выдавливания местного населения, то это рынок, это конкуренция. Если кто-то умеет что-то делать лучше, дешевле, быстрее, качественнее, то этот человек будет выигрывать в конкурентной борьбе. К сожалению, для жителей Краснодарского края и России в целом это еще не понятно. А жаль. Искренне жаль. Потому что в любом случае с этим мы столкнемся. В настоящее время в Росси рынок не вполне рыночный, не вполне свободный. Тем не менее он формируется уже в течение нескольких десятилетий. А мы все еще считаем, что нас должен кто-то защищать и оберегать. Если хотим работать именно в этом сегменте, надо конкурировать.
Давайте вспомним, что когда китайцам давали землю, они занимали свободную нишу. Я не знаю ни одного случая разорившихся кубанских фермеров из-за того, что они не выдержали конкуренции с китайцами. Рынок велик. Другое дело, что 90-е годы приучили кубанцев к очень высоким нормам прибыли. Они были огромными, потому что вся продукция уходила сразу. Рынок только насыщался. Был товарный голод. Сейчас этой ситуации уже нет. А в головах сохранились прежние установки: «за эти копейки мы и горбатиться не будем». Да нет, придется», – подвел итог Михаил Савва.
Владимир Приходько
Источник: kavpolit.com