Военное управление валютой и экономическим ростом

Константин  Гаазе

http://slon.ru/images3/6/1100000/632/1129509.jpg
Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Беда пришла, в общем, откуда ждали – США ввели санкции против крупнейшего налогоплательщика России, компании «Роснефть». Теперь не только ее руководитель не сможет проехаться с ветерком по Штатам на мотоцикле, но и сама компания не сможет занять ни цента у американских банков, долларовые кредиты ей придется переводить в евро или юани, а закупки оборудования и технологий в Штатах замораживать.

Логичное следствие нового пакета санкций – падение курса рубля, с утра четверга он уже просел к доллару на 50 копеек. Правда, что «Роснефти» плохо, Минфину и Банку России – праздник: если падение рубля продолжится, завтра в финансовом ведомстве и ЦБ откроют шампанское и, возможно, устроят небольшую вечеринку. Дело не только в доходах бюджета, хотя и в них тоже. Дело в количестве денег, которое власти смогут безопасно закачать в экономику. Чем дешевле рубль, тем больше смен будет у печатного станка ЦБ.

Если вы думаете, что денежно-кредитная политика в России – это материя, которая вам не по зубам, вы ошибаетесь. Я прямо сейчас объясню вам, как это работает, буквально в четырех абзацах, следите за руками и не говорите потом, что ничего в этом не понимаете. Это знание не сделает вашу жизнь легче (оно как раз по той части, которая «многие знания – многие печали»), но спасет ваши деньги, нервы и, возможно, позволит правильно строить планы на будущее.

Есть миллион и один способ стимулировать экономический рост, но, если отбросить всякие мягкотело-либеральные «реформы», «развитие институтов» и прочее бла-бла-бла про «создание благоприятного инвестиционного климата», то из миллиона останется всего два способа: рост расходов государственного бюджета и стимулирование за счет смягчения денежной политики, то есть включения печатного станка Центрального банка. Способом номер один (рост расходов бюджета) Россия воспользоваться уже не может: в бюджете не хватает денег на то, что было обещано гражданам два года назад, новых расходов он просто не вынесет, и в своем интервью «Ведомостям», опубликованном в этот понедельник, министр финансов Силуанов это убедительно объясняет. Расходы, говорит министр, лучше бы сократить, но если сократить нельзя, то нужно добрать доходов (НДС, налог с продаж и, в перспективе, рост НДФЛ) и зафиксировать расходы на нынешнем уровне на несколько, лучше много, лет вперед.

Способом номер два – включить печатный станок – может воспользоваться любое государство, у которого есть центральный банк: хоть Нигерия, хоть Зимбабве, хоть Венесуэла. Россия, разумеется, тоже. Правда, у него есть недостаток: цены после включения печатного станка, скорее всего, начнут расти намного быстрее, чем экономика. Именно поэтому российский Центральный банк этим способом пользуется очень аккуратно. Еще вернее, пользуется только при определенных обстоятельствах.

Теперь самое главное. Если отбросить много деталей и говорить только про суть, денежная политика российского ЦБ с осени 2011 года (той самой, да, когда Владимир Путин заявил, что вернется в Кремль) состоит из двух действий, которые последовательно друг друга сменяют. Сначала ЦБ накачивает банки и экономику рублями, увеличивая их количество до нескольких триллионов рублей; инструменты накачки: аукционы РЕПО и валютные свопы. В этот момент ЦБ и стимулирует экономику и заодно, скупая у банков доллары разными способами, пополняет свои валютные резервы.

Затем начинает резко расти инфляция: экономика у нас не очень высокого качества, поэтому много денег сразу переварить без последствий она не может. В этот момент ЦБ переходит ко второму действию – опускает (или отпускает, зависит от обстоятельств) курс рубля, чтобы банки, гонясь за быстрой прибылью, продали излишки рублей и купили на них доллары или евро. Затем все повторяется: рубли у банков заканчиваются, валюта копится на счетах, клиенты требуют провести рублевые платежи, банки потихоньку продают доллары, и курс стабилизируется, а ЦБ снова может наращивать количество рублей в экономике.

Таким образом, смысл девальвации, панической скупки рублей банками – небольшая стерилизация денежной массы, которая позволяет регулятору держать инфляцию под контролем. Но тут есть проблема. Рубль, как это ни смешно звучит в 2014 году, довольно крепкая валюта, поэтому на пустом месте ее обвалить трудно. Нужны внешние или внутренние шоки, которыми могут стать санкции или громкие заявления руководства ЦБ про то, что рубль вот прямо сейчас уходит в свободное плавание, помогать ему никто больше не будет, а значит, долларами стоит запастись немедленно. Но санкции в данном случае лучше заявлений, потому что обвал рубля на фоне санкций выглядит все-таки более естественно, чем на фоне чьих-то слов. Есть еще один инструмент запуска девальвационного механизма: скупка долларов Минфином для пополнения Резервного фонда и ФНБ. Но он пока мало изучен и почти не опробован, осваивать его чиновники и банкиры будут еще несколько месяцев.

В сухом остатке получается следующее. С осени 2011 года, когда количество денег ЦБ в финансовой системе страны выросло с 0 рублей до полутора триллионов за несколько дней, у денежной политики ЦБ, как у маятника, есть два крайних состояния. В одном регулятор дает экономике рубли, чтобы ее немного оживить, в другом – забирает посредством девальвации их излишки, чтобы цены не росли слишком быстро.

Когда несколько недель назад чиновники Минэкономики и Минфина вдруг хором заговорили, что «пик инфляции пройден», я решил, что они бесстыдники или сумасшедшие. Но я был не прав. Они, вероятно, догадывались о неизбежности новых санкций и предвкушали довольно значительную девальвацию рубля. Которая позволит Минфину получить лишние деньги в бюджет (помните, надеюсь, что ослабление курса на 1 рубль – это 200 млрд лишних доходов для казны), а ЦБ изъять лишние рубли и обеспечить ту самую низкую инфляцию до начала зимы.

Прелесть ситуации в том, что процесс этот (закачиваем-стерилизуем) в условиях холодной войны с Западом становится полностью управляемым. Накачали экономику деньгами, но выросла инфляция? Не беда! Россия делает жесткие заявления, или шлет на восток Украины помощь, или проводит на границах с ней учения. Следуют новые санкции, рубль дешевеет, а банки скупают доллары, помогая Кремлю, правительству и ЦБ держать цены под контролем. Пострадавших как будто нет: мы с вами и так потихоньку беднеем, потому что экономика потихоньку гниет из-за того, что с ней делали последние шесть лет, а крупный бизнес все охотнее глядит на Восток, чего, собственно, власти от него и добиваются. Надеюсь, эта летняя девальвация будет в 2014 году последней. Но если в октябре окажется, что цены все равно слишком сильно выросли, жди новых учений, новых санкций и нового ослабления рубля.

http://slon.ru/economics/devalvatsiya_r … 9509.xhtml