В России набирает популярность клиентский пранк
17 июля 2014
Около девяти часов вечера мне на сотовый телефон позвонили сотрудники одного из московских банков и в довольно грубой форме потребовали, чтобы я погасил задолженность по кредиту в размере 15 тыс руб. Так началась история Кирилла, чей номер, видимо, специально, оставил как свой контактный один из неблагонадежных заемщиков этого банка. Разговор по телефону закончился ничем, поэтому как честный человек, Кирилл уже на следующий день отправился в отделение кредитной организации писать заявление, что он не имеет никакого отношения к их клиенту. По его словам, сотрудники банка отнеслись к нему с пониманием и даже с сочувствием. Они приняли заявление и заверили, что больше звонков не будет. Однако, уже на следующий день, ранним утром ему опять позвонили и вновь потребовали вернуть задолженность, предупредив, что будут звонить постоянно. Попытка объяснить, что вышло недоразумение, что было написано заявление и пр. в очередной раз закончилась провалом.
Как это ни парадоксально, но подобных историй встречается огромное количество. Многие меняют номер телефона, бегают как на работу писать заявление в банк, полицию, прокуратуру и даже президенту или просто терпят. Но есть и те, кто эту неприятную ситуацию, которую правильнее назвать «телефонным терроризмом», воспринимают как подарок судьбы. А настоящие профессионалы на этом умудряются даже немного заработать.
«После третьего или четвертого звонка, я скачал себе на телефон специальное приложение, которое может записывать в хорошем качестве все телефонные переговоры. Я хотел накопить доказательства для суда, но в итоге приобрел замечательное хобби», - рассказывает Кирилл. После очередного звонка из банка он просто расслабился и стал получать удовольствие от разговора. «Я острил, шутил, ставил собеседника в недоумение, заставлял отвечать на свои вопросы и в итоге просто вывел из себя. Разговор закончился банальной руганью, причем я до конца оставался спокоен», - подчеркивает он. Эту запись Кирилл дал прослушать своему знакомому, который и посоветовал выложить ее в интернет, в качестве шутки. Из банка Кириллу звонили еще раз 7 или 8, и каждый раз он записывал разговор и выкладывал его в сеть. «Что-то было интересно, где-то у меня получалось не так, как задумывалось, в некоторых случаях складывался просто отличный разговор. В конечном счете, звонки прекратились, и я остался с коллекцией приколов, которая собрала довольно большое количество положительных отзывов», - завершает Кирилл.
Спокойствие и харизма
Таких как Кирилл, способных неприятный разговор повернуть в свою пользу, не так уж и много, но их количество постоянно растет. Многие - действительно жертвы обстоятельств, некоторые - реальные заемщики, просрочившие свои кредиты. По словам того же Кирилла, после публикации своих аудиозаписей ему стали писать люди, которые приняли его эстафету и некогда неприятные звонки от «грубых» банкиров или коллекторов стали приносить им если и не радость, то точно не уныние.
Главное - внутреннее спокойствие, хорошая реакция и, безусловно, харизма. Немного тренировки, и те, кто «доставал звонками», перестанут быть проблемой. Удачные записи можно выкладывать в интернет и зарабатывать на рекламе. «Так можно скопить деньги и расплатиться за все мнимые и реальные кредиты», - шутит Кирилл.
Моральный аспект
С нравственной точки зрения, в таком поведении нет ничего предосудительного, если, конечно, специально не провоцировать организации на звонки. Например, намеренно взяв небольшой кредит и не возвращать его. С другой стороны, банки или коллекторы также должны вести себя в рамках разумного, что бывает крайне редко. Даже вступивший в силу с 1 июля закон о потребительском кредитовании содержит в себе правило, когда можно тревожить просрочившего заемщика звонками. Так, теперь должники смогут спокойно спать по ночам, поскольку коллекторам запрещается звонить с 22:00 до 08:00 по будням и с 20:00 до 09:00 по выходным. (Подробнее читайте: Лицом к заемщику: в силу вступил новый закон о потребкредите). Как будет соблюдаться это правило, конечно, покажет время.
Если же руководствоваться принципом «деньги не пахнут», то и о морально-этическом аспекте лучше не говорить.
Впрочем, необязательно акцентировать внимание только на звонках из банков по задолженностям. Огромное количество отзывов, в том числе публикуемых читателями на проекте «РБК Личные Финансы», содержат в себе возмущенные реплики о постоянных звонках с предложениями воспользоваться той или иной услугой. При этом все попытки объяснить, что не нужно звонить и отвлекать, что ничего не интересуют, просто игнорируются. Звонки продолжаются, и чем больше их, тем больше становится сторонников клиентского пранка.
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Основной принцип работы телефонных мошенников – втянуть человека в разговор. Несколько психологических манипуляций - и «клиент» уже готов назвать свой пин-код от пластиковой карты, перевести деньги на незнакомый номер, купить ненужный товар втридорога и пр. Чтобы не стать жертвой, эксперты рекомендуют вообще не разговаривать с незнакомцами или, в крайнем случае, быстро записать номер звонящего и, не вдаваясь в подробности разговора (например, сославшись на занятость), договориться о звонке позже. Главное, понять одну простую мысль – если телефон используется без разрешения владельца, то звонящий уже поступает нечестно, а, значит, доверия к нему быть не должно. Достаточно просто относиться к своему номеру телефона как к личному имуществу, которым могут пользоваться только с разрешением владельца. Если такового разрешения нет, то звонок незнакомца не более чем попытка завладеть чужим имуществом. Такой подход на 99% гарантирует, что человек не станет жертвой обычных мошенников. Впрочем, для растущей армии поклонников клиентского пранка и такие звонки - настоящий подарок.
Пранк – вид телефонного троллинга, когда собеседник (пранкер) доводит жертву до эмоционального срыва, используя специальные приемы. Как правило, они заключаются в сообщении совершенно абсурдной, оскорбительной и т.п. информации.
Дмитрий Прытин
РБК.Личные Финансы
http://www.lf.rbc.ru/recommendation/oth … l#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[theme_body]-[item_5]