Антон Силуанов: пришло время расплачиваться за рост пенсий и расходов на оборонку
Расплачиваться, по словам министра финансов, придется непопулярными решениями
Министр финансов РФ Антон Силуанов Фото: ИТАР-ТАСС
В интервью «Ведомостям» Антон Силуанов рассказал, что государство для обеспечения социальных и военных расходов вынуждено идти на непростые налоговые меры
Антон Силуанов
министр финансов РФ«Принимая большие расходные обязательства в виде пенсионных обязательств, мы вынуждены будем принимать сложные решения, которые не всегда нравятся нашим гражданам предпринимателям. Когда принимались эти решения по пенсиям — это был как раз 2008 год, 2012-й год, у нас были совершенно другие прогнозы по темпам роста. Мы рассчитывали на более высокие темпы роста экономики и более высокие поступления в казну налогов. Этого нет. А расходы-то приняли. Либо надо отказываться, сказать, что, знаете, мы не будем заниматься перевооружением армии или пенсии будут платиться в каком-то сниженном размере. Это же невозможно? Невозможно».
О тяжести положения можно судить хотя бы по таким цифрам. Пенсионная реформа не завершена, объем субсидий и дотаций ПФР в 2015 году составит около трех триллионов рублей при общем размере федерального бюджета в 15 триллионов.
Правительство России рассматривает возможность повышения ставки НДФЛ на 1-2% и введения прогрессивной шкалы. Кроме этого, обсуждается отмена льготных ставок НДС для некоторых категорий товаров. Инициативы Минфина Business FM прокомментировал вице-президент РСПП Игорь Юргенс.
Игорь Юргенс: Я думаю, что это самый честный отчет нам о том, что происходит. Потому что насчет поступлений в бюджет мы можем вести философский разговор в зависимости от цен на нефть, по всем остальным критериям, я думаю, что поступления сокращаются и сокращаются серьезно. При этом мандаты социальные не сокращаются, они растут, индексации пенсий никто не отменял. Дальнейший ход развития событий может приготовить такой сюрприз как санкции, и в этом случае секторальные санкции могут быть настолько жесткими, что мы недополучим, по оценкам некоторых экспертов, 200 млрд долларов.
Сейчас рассматривается в правительстве возможность повышения ставки НДФЛ на 1-2% и даже введение прогрессивной шкалы, о которой много говорили, но не забывали. Как вы считаете, с кого все-таки будут собирать дополнительные налоги?
Игорь Юргенс: Насколько я понимаю, самой большой проблемой являются дефициты местных бюджетов, региональных бюджетов губерний. По-моему, у нас доноров осталось один или два региона, а все остальные, то есть, около 80 являются реципиентами и, соответственно, нуждаются в довольно значительных средствах. Их бюджеты дефицитны, им нужны трансферты из центрального бюджета. Одним из вариантов спасения, по крайней мере, в западных странах, является налог с продаж. Я думаю, что будет обсуждение вокруг этого, и тогда налог с продаж немножко облегчит ситуацию. А если федеральный бюджет по-прежнему будет испытывать трудности, то да, или прогрессивный налог, или НДФЛ, или НДС. То есть, что-то из легко собираемых налогов для того, чтобы пополнить базу. Затем мы говорим про прогрессивную шкалу, которая вообще, очень большой политический сдвиг в нашей налоговой системе. Потом мы говорим о точечном увеличении НДФД, предположим, для всех на 1-2%. Это все счетные вопросы.
А с вашей стороны есть какая-то альтернатива?
Игорь Юргенс: Политическая альтернатива этому есть. Мы существовали при плоской шкале, мы собирали довольно прилично, бюджет наполнялся. Все это было до санкций. Политическое урегулирование вокруг Украины, перезагрузка отношений с ЕС и США, они вполне возможны, и после этого говорить о перестройке всей налоговой системы просто будет нерационально.
А расходы снизить возможность есть?
Игорь Юргенс: Если политика изменяется в сторону не осажденной крепости, а сотрудничества со всеми странами, находящимися на нашем периметре, после этого мы начинаем говорить о том, о чем говорило правительство прежнего состава, а именно оборонные расходы такого размера не нужны, расходы на содержание такого количества силовиков и правоохранительных органов можно сократить. Бюджетные расходы, связанные с содержанием такого количества чиновников можно сократить, консолидировать бюджет, и тогда можно обойтись без повышения налогов.
О негативной стороне повышения налогов рассуждает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.
Иван Родионов
профессор Высшей школы экономикиО негативной стороне повышения налогов рассуждает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. «Любое увеличение налога приводит к тому, что все наши квазидостижения, связанные с тем, что у нас увеличилось в прошлом пятилетии, например, доля белых зарплат, мы очень легко можем потерять. Если речь идет об увеличении НДС, понятно, что в этом случае неизбежна инфляция на потребительском рынке, в связи с введением налога с продаж. Вообще, опять, если мы вспомним историю, сам по себе НДС вводился как временная мера на несколько месяцев в начале 90-х годов, но постепенно оказался как бы основным налогом, который, в общем, и формирует бюджет. То есть, с этой точки зрения понятно, что, скорее всего, мы с вами встретимся еще и со многими налогами, которые будут точно также увеличены. Ну, например, какие? Это будет увеличение налога на имущество, увеличение налога на землю, увеличение, скажем, коммунальных платежей. Потом мы с вами, скорее всего, встретимся с тем, что медицина в существенной части станет платной, скоро и образование станет платным».