Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Лицом к заемщику: в силу вступил новый закон о потребкредите

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Лицом к заемщику: в силу вступил новый закон о потребкредите

http://pics.lf.rbc.ru/lf_pics/uniora/41/1404195880_0141.120x120.jpg

01 июля 2014

Сегодня вступает в силу новый закон о потребительском кредите, призванный сделать отношения между банком и клиентом более прозрачными. В текущей ситуации он особенно актуален, поскольку сегмент потребкредитования перегрет, просрочка в нем стремительно растет. В марте она достигла рекордного значения – 13,3%. Такого высокого показателя просрочка не достигала с декабря 2010 года. В законе о потребительском кредите четко прописываются все нюансы составления кредитного договора. Банковские клиенты будут получать полную информацию о кредите и смогут взвесить все «за» и «против» прежде, чем взваливать на себя долговое бремя. Эксперты, опрошенные «РБК. Личные финансы», надеются на то, что закон повернет российский рынок кредитования лицом к заемщику.

Комплексное решение

До принятия закона о потребительском кредите единого документа, который бы регулировал весь этот сегмент, не было. Он призван устранить сразу несколько слабых мест в этой сфере. В то же время документ должен защитить права заемщиков. Однако как именно будет применяться закон и сможет ли он достичь поставленных целей, покажет только время.

«До сих пор не было единого документа, описывающего процесс выдачи и обслуживания потребительского кредита», – утверждает директор юридического управления Сетелем Банка Анна Куликова. По ее словам, эта сфера регулировалась сразу несколькими  актами. Например, законом о защите прав потребителей, законом о банках и банковской деятельности, Гражданским кодексом и т. д. Закон о потребительском кредите готовили тщательно, обсуждали его несколько лет.

Директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус рассказал о нескольких ключевых моментах этого закона. Во-первых, банки будут обязаны раскрывать полную стоимость кредита (ПСК). Центробанк на основании мониторинга не менее 100 кредитных организаций будет рассчитывать среднерыночную ПСК. Этот показатель станет нормой для банков – они не смогут превышать его более чем на одну треть.

Во-вторых, закон определяет максимальную неустойку за нарушение клиентом договора. Она должна быть не более 20% годовых, если по условиям договора есть проценты за нарушения, или не более 0,1% в день, если по условиям договора проценты на сумму кредита за нарушение не начисляются.

Наконец, в-третьих, с клиента снимаются все ограничения по досрочному погашению кредита. Согласно новому закону, в течение двух недель он имеет право отказаться от всей суммы полученного займа без уведомления банка, заплатив при это проценты за срок использования денег. От целевых кредитов или их части можно будет отказаться в течение 30 дней, также уплатив проценты за дни пользования займом. «Банки смогут устанавливать только минимальные ограничения на досрочное погашение кредита: закон разрешает установить требование досрочно гасить кредит только в дату планового платежа», – комментирует Г. Белоус.

Также банкир сообщает, что закон о потребительском кредите узаконивает деятельность коллекторов. Теперь банки имеют полное право уступать права по договору третьим лицам. Но закон ограничивает возможности сборщиков долгов – строго регламентируется разрешенное время звонков. Должники смогут спокойно спать по ночам, поскольку коллекторам запрещается звонить с 22:00 до 08:00 по будням и с 20:00 до 09:00 по выходным. 

Таким образом, единый документ, который сегодня вступает в силу, закрывает сразу несколько важных проблем. До сего момента они оставались в подвешенном состоянии и оставляли массу возможностей для вольных трактовок и злоупотреблений. В конечном счете клиенту было еще сложнее обслуживать оформленный кредит.

Защитная реакция

Основная идея закона о потребительском кредите – это защита прав заемщика, уверены эксперты. Особенно это касается положения с информационным обеспечением клиента. Зачастую клиент не может получить всю необходимую информацию о кредитном продукте, что ведет к неправильной оценке собственных финансовых возможностей. В итоге – просрочки по платежам, испорченная кредитная история и потраченные нервы.

«Закон о потребительском кредите, безусловно, предоставил заемщикам определенную защиту от злоупотреблений банков», – полагает юрист юридической фирмы «ЮСТ» Дмитрий Забродин. По его словам, закон уделяет особое внимание информированности клиента обо всех условиях предоставления кредита: как он будет выдаваться, использоваться и возвращаться. Также до клиента должны доводиться ответственность за ненадлежащее исполнение договора и порядок расчета штрафных санкций.

Кредитный договор также должен преобразиться. Раньше, чтобы правильно прочитать этот важнейший документ, необходимо было быть финансово подкованным человеком, а также обладать дотошностью. Очень часто клиенты не вчитывались в мелкий шрифт и многочисленные подпункты, а потом, уже подписав договор, внезапно узнавали о скрытых комиссиях и дополнительных услугах, которые в некоторых случаях могли сделать кредит чуть ли не в два раза дороже.

Д. Забродин сообщает, что теперь индивидуальные условия договора потребительского кредита должны быть составлены в форме таблицы и напечатаны четким, хорошо читаемым шрифтом. Правда, его смущает понятие «читабельность», которому не дается четкого определения в законодательстве, поэтому он надеется на раскрытие его критериев в судебной практике.

Директор кредитного департамента СДМ-Банка Сергей Козлов в беседе с «РБК. Личные финансы» сообщил, что закон был подготовлен с целью защиты заемщиков от больших ставок по кредитам, а также с целью унификации правил кредитования. И если раньше многие кредитные организации недостаточно подробно доводили до клиента информацию о расходах при оформлении займа, то теперь они должны перестроить свою работу и документы в соответствии с новым законом.

РБК.Личные Финансы

http://lf.rbc.ru/recommendation/potreb/ … l#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[theme_body]-[item_5]

0

2

Как спастись от банковского произвола

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20140714122443_2063.jpg

Кредиты в нашей стране стали неотъемлемой частью нашей жизни. Однако такой же неотъемлемой частью стали проблемы с их возвратом. Вступивший в начале июля в силу Закон «О потребительском кредите (займе)» обязывает банки предоставлять информацию об условиях кредитования в понятной форме, устанавливает условия досрочного возврата кредитов и может оказать влияние на снижение ставок потребкредитов.

Кредиты в пользу бедных

Волна так называемых «дешевых» кредитов захлестнула нашу страну в конце 2000-х годов. Ранее так же брали в долг у банков, однако же большинство заемщиков все-таки трезво соизмеряли свои возможности и условия кредита. Да и чтобы получить сам кредит, нужно было собрать достаточно много бумаг, а также, например, заручиться поддержкой двух платежеспособных поручителей. Затем кредиты начали давать на каждом углу.

Однако у медали оказалась вторая сторона. К 2008 году рост кредитов, выданных населению, достиг невероятных размеров. Ежегодно количество заемщиков увеличивалось в 1,5–2 раза. Одновременно увеличивался объем просроченных обязательств по банковским кредитам. Особенно это стало заметно во втором полугодии 2008 года, когда были резко повышены процентные требования по кредитным обязательствам во всех российских банках. «Ставки по потребительским кредитам тогда выросли на 5–10 пунктов к значениям летних месяцев», — вспоминает один из банкиров, активно развивавший в то время сегмент потребительских займов. Этот шаг сильнее всего ударил по карманам клиентов, заключивших кредитные договоры с плавающей процентной ставкой. Многие перестали платить и «ушли в подполье», многим пришлось расстаться с какой-то собственностью, которую забрали судебные приставы. В лексиконе граждан появилось новое страшное слово «коллекторы».

Впрочем, проблемы с этими «специалистами» возникали и у вполне законопослушных и добросовестных граждан. Следующий случай — как раз из жизни. Их счет идет на тысячи, если не на десятки тысяч.

Обеспеченная москвичка средних лет взяла кредит в 2007 году на сумму в 200 тыс. рублей на три года. Банк она выбрала по принципу близости к месту работы. Но в кризис работу пришлось сменить, и в банк стало ездить далеко. Заемщица вносила деньги через ближайший платежный терминал, причем в самом банке заверили, что по этой системе платежи зачисляются «день в день».

Однако когда в 2010 году подошло время окончательного погашения, выяснилось, что платежи через терминал день в день не приходили. Накопились просрочки: каждая в один день, но они собирались годами. Банк насчитал пени в 100 тыс. рублей — половину кредита! После отказа оплаты банк продал «долг» коллекторскому агентству. Коллекторы два года звонили и требовали возврата средств. В конце концов они появились на пороге дома заемщицы и начали грозить физической расправой.

Москвичка отправилась на прием в территориальное управление Роспотребнадзора, где приняли ее жалобу и посоветовали направить копию в полицию. Жалоба подействовала: коллекторы сразу стали отменно вежливы. Прекратились ночные звонки и угрозы. «Кредиторы» перешли к уговорам: «Погасите хотя бы часть долгов». Заемщица стояла на своем. Через три месяца коллекторы сдались: ей сообщили, что претензий больше нет.

Берегите клиента!

Судебная или правоохранительная инстанция — не единственный инструмент, который в будущем позволит оберегать права заемщиков. Не секрет, что финансовые организации, выдавая потребительские кредиты, зачастую играют на сиюминутном желании рядовых потребителей стать обладателем того или иного товара, который пока им не по карману. Заемщиков завлекают красивой рекламой, обещают выгодные условия. А те нередко не вникают в подробности и берут ссуду, даже не дочитав до конца кредитный договор.

Надо признать, что порой самая важная информация об условиях кредитования доносится до заемщика так, что люди на нее просто не обращают должного внимания — она может быть прописана в договоре мелким шрифтом. А некоторые заемщики считают ее несущественной. Человека торопят с принятием решения по кредиту, и он берет его, как следует не просчитав собственные возможности. А потом не знает, как расплатиться с банком. Или, что еще хуже, влезает в долговую яму — берет один кредит, другой, а потом и третий, чтобы расплатиться за первый и второй…

Вступивший в силу с 1 июля Закон «О потребительском кредите (займе)» поможет установить прозрачные и четкие отношения между заемщиками и кредиторами. Причем он касается не только банков, но и всех других организаций, которые занимаются профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов, — микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, ломбардов.

Во-первых, он вводит четкие правила по предоставлению информации об условиях, на которых выдается кредит. Все индивидуальные условия договора будут предоставляться банками в единой табличной форме. Полную стоимость кредита банк обязан указывать уже на первой странице договора: она размещается в рамке, в правом верхнем углу страницы договора, хорошо читаемым, четким и понятным шрифтом. Полная стоимость потребительского кредита определяется в процентах годовых по приведенной в законе формуле. Также в договоре будет четко указано, какие именно платежи включаются в полную стоимость: по погашению основной суммы долга, по уплате процентов, плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа (например, кредитной карты), а также платежи заемщика в пользу кредитора, в пользу третьих лиц (если это необходимо), сумма страховой премии. «Все договоры потребительского кредита будут предоставляться в стандартной форме, чтобы они могли быть прочитаны, поняты, их можно было сравнить с другими договорами», — отмечает представитель ЦБ.

Во-вторых, по новому закону величина полной стоимости потребительского кредита не может превышать среднерыночное значение полной стоимости потребкредита соответствующей категории более чем на одну треть. Среднерыночное значение по отдельным категориям ссуд Банк России будет рассчитывать ежеквартально. Такая информация будет публиковаться. Правда, мера по ограничению полной стоимости начнет работать с 1 января 2015 года.

Николай Макеев

Из выпуска от 14-07-2014 рассылки «Московский комсомолец - экономика»

http://digest.subscribe.ru/economics/mo … 51156.html

0