Частная жизнь – для богатых. Почему нашу приватность в сети защищать уже поздно
38% россиян готовы раскрывать свои данные ради большего удобства в интернете. Автор книги «Dragnet Nation» Джулия Энгвин объясняет, что пользователи уже упустили свой шанс повлиять на степень вмешательства в их личную жизнь
Компания EMC опубликовала исследование «Индекс конфиденциальности», из которого следует, что большинство пользователей (в том числе в России) сталкивались с нарушением правил приватности в сети.
О конфиденциальности в России заботится меньше людей, чем во многих других странах: 38% россиян готовы раскрывать свои данные для большего удобства в сети. Средний общемировой показатель составляет 27%. Больше всего защитой данных обеспокоены немцы – только 12% жителей Германии готовы раскрыть информацию о себе взамен на удобство сервиса. При этом 61% российских пользователей уже сталкивались со случаями нарушения правил защиты личных данных. Большинство опрошенных считают, что ситуация с защитой данных далека от идеальной. 92% россиян выступают за принятие закона, запрещающего компаниям покупать и продавать данные без согласия пользователей. В мире этот показатель составляет 87%.
C мнением граждан России в чем-то согласна журналист Джулия Энгвин, автор важной книги «Dragnet Nation: A Quest for Privacy, Security, and Freedom in a World of Relentless Surveillance». Поставив несколько экспериментов и на собственном примере изучив, как защищается конфиденциальность, Энгвин пришла к выводу, что пользователи уже упустили свой шанс серьезно повлиять на степень вмешательства в их личную жизнь. Система сбора наших с вами данных работает бесперебойно, остановить ее очень тяжело. Единственный выход – закрепить в законе качество защиты личной информации, так же как государство стандартизирует и жестко контролирует качество еды и продуктов на рынке.
Приватность – это для богатых
Действенная защита прайвеси требует от частного пользователя постоянных и серьезных инвестиций. Джулия Энгвин рассказывает, что, работая над книгой, потратила в прошлом году на эти цели больше $2,2 тысяч – в частности, купила услугу защиты данных и файлов в облачном сервисе за $230, установила за $35 фильтр для ограничения доступа к экрану и за $420 подписалась на сервис, который позволяет обойти незащищенные соединения. Немало было и мелких трат: например, $5 в месяц она платила за анонимизацию почты и номеров телефона. И это были еще не самые дорогие услуги. Если выбирать самые известные сервисы, общая цена прайвеси за год достигла бы $4,5 тысячи.
Защищают ли вас на самом деле, неизвестно
При этом верифицировать качество разнообразных инструментов анонимизации практически невозможно. Нет четких стандартов, нет общепризнанного аудита, нет независимых экспертных компаний, которые бы не продвигали собственные продукты и не были бы заинтересованы в поддержании репутации рынка в целом. Энгвин рассказывает о сервисе TrustedID, который обещал всего за $35 полностью удалить личную информацию из всех крупнейших баз данных информационных брокеров США. Через два месяца после того, как пользователи заплатили деньги и получили соответствующие гарантии, выяснилось, что больше половины всех заявок не обработаны, данные не удалены, а сам сервис прекратил работу.
Защита прайвеси требует умения
Чтобы обеспечить глубоко эшелонированную оборону в цифровом мире, нужны не только лишние деньги, но и опыт работы со сложными программами. История Энгвин показала, что куча времени уходит на установку, обновление и настройку ПО или устранение проблем совместимости всех этих сервисов на вашем устройстве так, чтобы они еще и не конфликтовали друг с другом. В идеале настраивать комплексную систему защиты должен специалист по защите личных данных, пользователю с обычным компьютерным опытом эту задачу в одиночку практически не решить.
Уже и так все узнали
Почти все, что о нас можно было узнать, интернет-компании уже узнали. Пользоваться анонимайзерами, защищенными телефонами и защищенными браузерами есть смысл и дальше, но только в тех случаях, если вам действительно есть что скрывать, у вас изменилась сетевая активность, вы сменили профессию, часто путешествуете или занимаетесь совершенно новым проектом. Если ваше интернет-потребление типично, вы не изменяете привычным сайтам и сервисам уже несколько лет, необходимую для таргетинга информацию все заинтересованные организации уже так или иначе проанализировали. Если вас это смущает, остается только серьезно изменить свою жизнь: сменить работу, телефон, место проживания, гаджеты и т.д. И уровень проникновения в частную жизнь часто оказывается неожиданным. Например, не так давно стало известно, что британское правительство использует хранилище из миллионов фотоснимков с веб-камер видеочата Yahoo для поиска тех, кто хоть раз нарушал закон.
Заплатите Google, чтобы вас не продавали
Приватность уже начинают продавать (и скоро будут это делать массово) те, кто эту приватность нарушает. Это поэтапный процесс. Большинство популярных сервисов бесплатны, мы платим за них личными данными, которые продает вместо нас кто-то другой. Теперь круг замкнется: те, кто предоставляет нам бесплатные услуги, теперь, предлагая наши данные на сторону, будет еще и предлагать нам за деньги эти данные никому не продавать. На смену модели, при которой интернет-сервис берет у пользователя плату за отсутствие навязчивой рекламы, придет модель платной блокировки передачи любой личной информации. По информации автора книги, ее уже прорабатывают в Google и Yahoo. Обольщаться при этом не стоит: новые данные для точного таргетинга, конечно, важны, но на довольно долгое время хватит уже и накопленных ранее информационных баз.
Информации о нас больше, чем нужно рекламе
Опрос, проведенный Энгвин среди менеджеров крупных интернет-компаний, показал, что объем информации о пользователях достиг тех размеров, когда доступ рекламодателей к нему уже можно дозировать. Например, информации, полученной из сервисов, поддерживающих геолокацию, уже и так больше, чем нужно для точного попадания рекламы в смартфон пользователя по критерию местонахождения. Главный вопрос, что делать с этими излишками информации. Одно можно сказать точно – ее никто не собирается выбрасывать на помойку. И любое крупное детективное агентство отдаст состояние, чтобы заполучить хотя бы треть этих данных.
ПЕТР БИРГЕР