Лекция Татьяны Комиссаровой «Тренды в потребительском поведении россиян, наступила эра психологии»
Знаете ли вы, что половина населения нашей страны страдает рыночным анахронизмом? 50 процентов наших граждан — традиционалисты, считающие главными продуктами питания молоко, картошку и яйца. И такая доля традиционалистов не изменилась с 1993 года. В том, что половина из нас традиционалисты, нет ничего удивительного. Просто за двадцать лет нам как покупателям пришлось проделать путь, на который граждане многих других стран затратили полвека. Вот половина нас и потерялась где-то по дорогое, отстала, или не захотела с такой скоростью приспосабливаться к новым, рыночным условиям зарабатывания и траты денег.
Вторая половина делится на неравные части: 10 процентов — новаторы, а остальные 40 — по ситуации. Эти и подобные цифры как воздух необходимы маркетологам, чтобы заставить нас постоянно приобретать что-то новенькое, чтобы заставить нас потреблять. Маркетинг в России сильно изменился за последние двадцать лет. Это в 1990-е годы «количественное насыщение» рынка товарами так сильно радовало глаз. Теперь мы стали разборчивее, нас как покупателей теперь голыми руками не возьмешь, и это заставляет маркетологов искать новые пути, изучать нас, анализировать. Причем ориентируясь на все три составные части массы потребителей.
Молоко, картошка и яйца, конечно, хорошо, но есть еще и вторая половина, а в ней пресловутые 10 процентов креативных новаторов, которые первыми осваивают необычные деликатесы и садятся на диеты. Людям ведь недостаточно сделать покупку, им надо еще и порадоваться ей, приобрести вместе с ней положительные эмоции. Сейчас не начало 1990-х, когда радость вызывал сам факт наличия в продаже сахара или колбасы.
Новые поколения потребителей и разумных потребителей жаждут впечатлений. Поход за джинсами должен стать впечатлением для них — отсюда и обилие торгово-развлекательных центров, похожих, увы, друг на друга. Но ничего, это тоже временно, маркетологи поизучают нас и что-нибудь придумают.
http://www.hse.ru/news/communication/124137427.html
Что произошло в маркетинге за последние десять лет.
После 2008 года потребитель «испугался», а маркетологи активно осваивали интернет.
После 2010 года в маркетинге наступила «эра психологии».
Кто же мы такие? Россияне страдают рыночным анахронизмом — 50% живут в начале 90-х годов.
Для 40% россиян характерно приобретение рыночного опыта и рост доходов (карьеристы, следуют за трендами).
10% россиян — новаторы, альтернативное название — трендсетеры.
40%+10%=50% россиян открыты всему новому. Рыночное поколение.
Интересы 50% рыночных анахронистов связаны с семейным благосостоянием.
Характеристика поколений российских потребителей.
Желание получить эмоции. Сенсорный маркетинг.
Рост покупательной активности россиян на фоне относительно низкого роста зарплаты.
Падение индекса экономической надежды.
Новый тренд в маркетинге — персонификация предложений.
Ответ на вопрос о том, откуда маркетологи берут информацию о своих потребителях.
Ответ на вопрос об органической еде.
Ответ на вопрос о том, что предпочесть: копирование западных тенденций или национальное.
Ответ на вопрос о маркетинге в музыке.
Ответ на вопрос о том, какие тренды актуальны для предприятий питания в Москве.
Ответ на вопрос об индивидуализации маркетинга для среднего класса.
Ответ на вопрос о предпочтениях студентов.
Ответ на вопрос о том, для каких продуктов питания скидки будут всегда важнее брендовых различий.
Ответ на вопрос о том, как объяснить с точки зрения психологии нежелание людей развиваться.