Почему экономика России стагнирует

http://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/52896/52896_original.jpg
Абел Гезевич Аганбегян, доктор экономических наук
Ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в 1989—2002 годах

АБЕЛ АГАНБЕГЯН, экономист и академик РАН, подробно и с графиками перечисляет причины, приведшие российскую экономику к стагнации.

Экономика России после глобального кризиса 2008-2009 гг. в основном восстановилась к 2012 году при среднегодовом росте экономики около 4%.

Неожиданно после этого темпы роста экономики стали снижаться катастрофически:

Прирост валового продукта России

http://ic.pics.livejournal.com/aaganbegyan/69238060/505/505_900.jpg
(в процентах к соответствующему периоду года)

В 2013 г. наступила стагнация экономики. Хотя валовой внутренний продукт вырос на 1,3%, промышленность при этом практически топталась на месте (рост на 0,3%), а строительство, грузооборот железнодорожного транспорта, инвестиции в основной капитал и экспорт сократились. При этом годовая инфляция ускорилась с 5,1% в 2012 г. до 6,8% в 2013 г. и страна перешла к процессу стагфляции, который ухудшает социально-экономическую ситуацию и делает выход из стагнации длительным и болезненным.

В начале 2014 года, особенно с марта-апреля, когда из-за событий на Украине и присоединения Крыма против России были приняты санкции, началась рецессия: валовый внутренний продукт сокращается, быстрее уменьшаются темпы строительства, экспорта и импорта, инвестиций, также впервые упали реально располагаемые денежные доходы населения, которые не снижались даже в кризис. Отток капитала за квартал установил рекорд: более 55 млрд. долларов. Инфляция поднялась до 7,4%. Рубль девальвировал почти на 15%.

Главная причина перехода России к стагнации и рецессии заключается в коренном изменении условий и факторов экономического роста, произошедших во время глубокого кризиса 2008-2009 гг. в России.

Во-первых, в кризисные годы резко сократились инвестиции в основной капитал (на 17%), которые с трудом восстановились только к 2012 г. А с 2013 г. они опять начали снижаться. Поэтому почти до нуля упал прирост производственных мощностей, и все большая часть капитальных вложений идет, прежде всего, на капитальный ремонт и восстановление выбывающих мощностей. Поэтому коэффициент обновления основных фондов значительно сократился. Все это привело к затуханию экономического роста.

Во-вторых, в годы кризиса вместо притока капитала сменился оттоком — в 2008 году сальдо притока-оттока стало отрицательным при том, что в 2006 и 2007 годах приток капитала в Россию составлял 43 и 82 млрд. долларов соответственно. В целом за шесть лет фактический отток составил более 480 млрд. долларов, что составляет около четверти всего валового внутреннего продукта России. А в 2014 году ожидается рекордный отток в размере 160 млрд. долларов — по заключению Международного валютного фонда.

Одна из главных причин возрастающего оттока капитала — огромный внешнеэкономический долг России, большая часть которого состоит из корпоративных долгов предприятий и организаций. После кризиса этот долг вырос почти на 300 млрд. долларов — до 724 млрд. долларов на 1-ое января 2014 года. Если до кризиса ежегодно зарубежным кредиторам возвращали около 100 млрд. в год, то теперь, после кризиса, эта сумма превышает 150 и более млрд.

В-третьих: уменьшение инвестиций в основной капитал привело к его прогрессирующему старению. Износ основных фондов приблизился к 50%. Средний срок службы машин и оборудования превысил 17 лет, в то время как старым считается оборудование с 10-летнего возраста, а нормальный срок его службы — 7-8 лет. Это уменьшает производительность труда, качество продукции, ее конкурентоспособность, и при этом увеличивает потребление электроэнергии и общие издержки на производство товара. Все это тянет экономику вниз.

В-четвертых, отсталая структура промышленности и всего народного хозяйства также оказывает негативное влияние на экономический рост. В этой структуре традиционные отрасли добывающей промышленности, производства полуфабрикатов, материалов, энергетики — с крайне низкими темпами роста — преобладают над сферами с опережающими темпами развития.

Так, доля экономики знаний (наука, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение) — наиболее быстро развивающаяся сфера мировой экономики — в России занимает всего 15% ВВП, а в Европейском союзе — 35%, в США — 45%. Также низка доля высокотехнологических отраслей промышленности. Доля инновационных товаров и услуг в России — около 5%, в то время как в развитых странах — больше 20%.

Налицо — недофинансирование экономического роста. Поэтому в последние годы рост бюджетных расходов, кредитных ресурсов для предприятий и организаций стал составлять 10-15% вместо ежегодных 30-40% в докризисное время. Медленно росли финансовые результаты деятельности предприятий, прежде всего, их прибыль. А в 2013-2014 гг. эти показатели существенно сократились.

Не имея достаточных средств на пополнение своих оборотных средств, а тем более на инвестиционные цели, деятельность предприятий и организаций ухудшилась. В определенной мере этому способствовала жесткая финансовая и денежно-кредитная политика Правительства и Центрального банка, сложившаяся ранее и не соответствующая периоду стагнации и возникшей рецессии.

Если мы хотим преодолеть стагнацию и рецессию, существенно ускорить социально-экономическое развитие, то путь один — ослабить или устранить названные выше негативные тренды и толкнуть экономику вверх. Это может быть сделано только за счет перехода к эшелонированным, быстро возрастающим и эффективно используемым инвестициям.

http://www.livejournal.com/magazine/118198.html?xtor=EPR-1-[Campaign_2014_05_30_3_10_sending_05:29]-20140530-[]-[10]