Три фактора, от которых зависит успех нового бизнеса

Как поставить выпуск успешных продуктов на поток

http://slon.ru/images3/241/1100000/960/1105139.jpg
Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Создание и выпуск инновационного технологического продукта, с одной стороны, творческое действо, а с другой – жестко расписанный процесс. Про этот процесс написаны целые книги, и тем не менее это одна из самых сложных вещей в технологическом бизнесе. Именно от него зависит успех всего начинания. На самом деле, если упрощать, то успех продукта – это некая функция от огромного количества переменных, которые можно разбить на три группы: команда, процесс производства и сама идея. Есть и четвертая группа: везение, удача, состояние экономики в момент запуска и т.д.

Хорошая новость заключается в том, что из четырех групп совсем нельзя контролировать только последнюю. А это значит, что, понимая, как все устроено, вы с какой-то степенью вероятности можете поставить создание успешных продуктов на поток (хотя неудачные продукты, конечно, все равно будут случаться). Для этого надо сконцентрироваться хотя бы на максимизации параметров, которые можно контролировать. Теперь поговорим о них по порядку.

Идея. Часто роль идеи переоценивают – особенно начинающие предприниматели. Бывает, что стартаперы никому не рассказывают о своем проекте, потому что боятся, что замысел украдут. Естественно, это миф. В неизменном виде идея никогда не доходит до стадии продукта, по ходу дела она переживает множество значительных изменений (Acronis начинался совсем не с той задумки, которая в итоге принесла нам успех). И чтобы она во что-то превратилась, на нее надо будет еще потратить огромные усилия, деньги и время.

Именно поэтому идея и стоит поначалу так мало, и вряд ли кто-то ее украдет. Кроме того, талантливые компиляторы – а только талантливые люди могут поставить на поток реализацию идей, – наверняка и так имеют в запасниках идей на сто лет вперед. Поэтому не надо бояться: напротив, лучше рассказывать о своем проекте как можно большему числу умных и опытных людей, чтобы получить от них толковые советы и рекомендации.

Процессы. Есть распространенное мнение, что на ранней стадии бизнеса не надо уделять много внимания процессам, чтобы не закопаться и не утонуть в них. Доля истины в этом есть: если вы утром перед тем, как отправиться на работу, не умоетесь, ничего не произойдет и на свое рабочее место вы приедете. Но не произойдет не оттого, что вы пропустили что-то, а оттого, что прекрасно себе представляете весь процесс целиком – от подъема по будильнику до прибытия на парковку. Вы делали это так много раз, что знаете как свои пять пальцев, что важно, а что не очень, – потому и девиация перестает иметь для вас значение.

Но когда вы делаете стартап, понимания, что значимо, у вас пока нет. Поэтому здесь лучше проходить все от и до, чтобы добиться эффективности и снизить шансы на провал: тестировать продукт, проверять код и т.д. Можно, конечно, и случайно написать классный продукт, но я бы не стал экспериментировать, раз уж его процесс производства более-менее понятен и многократно пройден до вас. Но, уделяя внимание процессам, также очень важно не сваливаться в карго-культ.

Команда. Здесь один из вызовов в том, чтобы не просто найти талантливых людей, но и сделать так, чтобы они работали вместе, принося пользу общему делу. Ошибка, которую совершают почти все, – неумение оценить реальную пользу человека. С талантливыми людьми работать тяжело, у них есть свое мнение по всем вопросам. Такого человека всегда хочется оставить в команде, но иногда он несет больше негатива, чем пользы, и тогда с ним надо расставаться. Очень простой реальный пример: директор украинского офиса крупной международной корпорации, когда начались события на Майдане, ушел протестовать. Бизнес компании в этой стране упал в несколько раз, лишившись ключевого человека. Я далек от политики и не знаю, стоило ли протестовать или нет, но такое поведение лидера поставило компанию в не очень приятное положение. Вероятно, ему стоило уйти раньше или как-то подстраховаться.

Более рядовая ситуация заключается в том, что вы постоянно уговариваете себя не расставаться с талантливым человеком, давая ему один шанс за другим. Имейте в виду, что это далеко не всегда оправдано. Конечно, определить границу, за которой ваше терпение и лояльность должны закончиться, непросто. Главное, что надо помнить: человек должен приносить вашему проекту реальную, ощутимую пользу; если этого не происходит и вы этой пользы не видите, то в конечном итоге он вам вредит.

СТАНИСЛАВ ПРОТАСОВ

http://slon.ru/biz/1105139/