От краудсорсинга к просьюмингу
Вы можете себе представить, что где-то в небольшом городе в маленькой однокомнатной квартирке, в окружении книг, компьютера и гитары живет молодой человек, который мимоходом, c лету решает задачи, которые поставили в тупик лучшие умы компаний из списка Fortune TOP 100?
Тем не менее, это так. В глобальной сети есть люди, которые помогают крупным корпорациям с мировым именем сделать шаг вперед. Любители, зарабатывающие своим умом тысячи долларов. Существует целое сообщество ученых-любителей InnoCentive. Оно объединяет более 160 тысяч талантов, помогающих корпорациям по всему миру.
Такие компании как Boeing, DuPont и Procter & Gamble публикуют задачи и вопросы, с которыми не справляются их внутренние службы, на страницах сообщества, и любой его участник или группа участников может взяться за их решение. Гонорар любителя за успешно «разгрызенную» задачку составляет от $10 000 до $100 000.
Согласно статистическим данным более 30% предложенных задач были решены участниками сообщества. Т.е. это треть тех задач, с которыми не смогли справиться внутренние эксперты, с их опытом работы и специальным образованием.
Существующая модель НИОКР сломана. Так считает Ларри Хастон, вице-президент Procter & Gamble по инновациям. Именно он произвел революцию в компании, кардинально изменив структуру НИОКР. Procter & Gamble еще несколько лет назад была настолько закрытой корпорацией, что получила прозвище «Кремль в штате Огайо».
В 2000 году, когда затраты на исследования и разработки продолжали расти, а продажи оставались на прежнем уровне, Хастон предложил изменить способ разработки новых продуктов. Увидев, что самые успешные продукты компании были результатом сотрудничества между различными подразделениями, он усовершенствовал модель и создал креативные центры вне компании.
В результате шесть лет спустя производительность труда в Procter & Gamble увеличилась на 60%. А все потому что помимо 9000 штатных сотрудников НИОКР, компания работает с 1,5 млн исследователей по всему миру, связанных посредством интернета.
Сейчас компании пошли дальше. Благодаря социальным сетям появилась возможность привлекать потребителей к разработке новых продуктов и услуг. Желание потребителей влиять на качество рыночного предложений компаний способствовала появлению нового направления - просьюминг (prosuming).
Prosumer - новообразование от объединения двух слов producer (производитель) и consumer (потребитель).
Зарождающаяся новая аудитория просьюмеров не желает потреблять то, что производители спускают им сверху. Они желают быть на одном уровне с компаниями, быть вовлеченными в процесс разработки, чтобы сделать предложение максимально приближенным к их потребностям.
Автор: Андрей Мамонтов, Высшая школа маркетинга и развития бизнеса (входит в ГУ-ВШЭ), заместитель директора