Компаниям нужны "точные" женщины
Женщина и техника - понятия не только совместимые, но и взаимовыгодные. Это постарались доказать участники крупнейшей в Германии ярмарки карьеры для женщин.
В Бонне в четвертый раз прошла крупнейшая ярмарка карьеры, предназначенная только для женщин: women&work. Существенная часть ее территории была отведена под "мяту". Из около ста фирм-участниц деятельность примерно двух третей связана со сферами MINT. Математика, информатика, естественные и технические науки, скрывающиеся за английской аббревиатурой, - направления, остро ощущающие нехватку кадров в Германии и... обделенные женским вниманием, кстати, к общему сожалению работодателей. Поэтому каждой посетительнице, интересующейся карьерой в сферах MINT, здесь были рады вдвойне и уделяли максимально много внимания.
Гламур отдыхает
О специфике данного мероприятия непосвященным можно было догадаться с первых минут. Улыбающиеся девушки на ярких плакатах, украшенные цветами стенды, косметика с логотипами фирм в качестве рекламных сувениров... Недалеко от входа - большой круглый павильон с броской надписью "Cosmopolitan". Приглушенный свет и мягкие диваны приглашали отдохнуть, предаться своим мыслям и полистать гламурный журнал. Вот только, несмотря на заполненные к открытию ярмарки и быстро опустевшие стеллажи с экземплярами модного издания, просматривали здесь в основном брошюры с информацией о компаниях. В такой день - не до "женских штучек". Здесь моду диктовала карьера!
Узнать о том, какие специалисты пользуются особым спросом, можно было повсеместно: от объявлений прямо у стендов фирм-работодателей до отдельной комнаты с импровизированными афишными столбами, со всех сторон обклеянными листовками с данными о вакансиях.
Очереди у фирменных стендов не уменьшались до вечера. Да и как пренебречь возможностью бесплатно проверить резюме, напрямую получить информацию и пару дельных советов! А самые целеустремленные (их оказалось около тысячи) еще за неделю до ярмарки записались на 15-минутный тет-а-тет с представительницами компаний. В списке женских фаворитов оказались Bosch, BMW, Deutsche Telekom, Deutsche Bahn, Philips Deuschland, Evonik.
Ищите женщину
Адресаты большей части объявлений о вакансиях - инженеры, электротехники, разработчики программного обеспечения, проект-менеджеры. Немецкому бизнесу уже сегодня недостает свыше 100 тысяч специалистов с технической квалификацией. Свой вклад в дело по спасению экономики страны могли бы внести и женщины. Однако, несмотря на хорошие шансы трудоустроиться и привлекательную зарплату, лишь немногим из них "мятные" специальности приходятся по вкусу.
По словам Андреи Кунвальд (Andrea Kunwald), руководителя инициативы MINT Zukunft schaffen ("MINT: создать будущее"), созданной с целью популяризации технических специальностей, кадровый состав немецких компаний с каждым годом пополняется всего на 18 тысяч выпускниц с высшим и на пять тысяч - с профессионально-техническим образованием в сфере MINT. Их могло бы быть гораздо больше. Одной из причин пониженного внимания она считает "невидимость" женщин, работающих в технических профессиях: с ними практически не устраивают встреч, о них мало говорят в СМИ.
Поэтому на ярмарке таким леди предоставили площадку - будь то на MINT-слэме, где они по принципу поэтического слэма за несколько минут должны были рассказать самые интересные факты о своей работе, или в рамках индивидуальных консультаций, где они выступали в качестве наставниц.
Для самих компаний ставка на женщин - не столько маркетинговый ход, сколько стремление разнообразить коллектив. "Основная часть нашего персонала - мужчины, - с досадой отметила в разговоре с DW Сюзанне Грубе (Susanne Grube), сотрудница отдела кадров концерна ThyssenKrupp. - С ростом числа дам менталитет предприятия изменится в сторону большей открытости и коммуникативности. Поэтому мы очень заинтересованы в привлечении молодых женщин - инженеров, в том числе и из-за рубежа". При условии, подчеркнула она, что те хотя бы на базовом уровне владеют немецким языком. Взамен дамам гарантируют рабочий график, оставляющий достаточно места для личной жизни, а также трудоустройство и по возвращении из декретного отпуска.
Вопрос об условиях работы, допускающих планирование семьи, посетительниц ярмарки волновал чаще других. "Мы разрешаем работать дома, возможна и частичная занятость, мы предлагаем места в детских садах", - отчеканила по-русски Ольга Шоль (Olga Scholl) из компании Kautex. У компании, производящей оборудование для выдувного формования, есть представительство в Москве. Планируется открыть небольшой завод в Набережных Челнах. "Сейчас мы набираем менеджеров для этого завода, в первую очередь из тех, кто работает в России. Ну и конечно нам нужны инженеры и IT-специалисты для России и Германии", - пояснила она в интервью DW. Одно из главных требований - опыт деятельности в международных компаниях, а также готовность раз в пару лет на некоторое время поработать в другой стране.
Работа со смыслом
"В беседе многие также отмечали, что большое значение для них имеет хороший климат в коллективе", - добавила рекрутер от SEW Eurodrive Кристине Оксель (Christine Oechsel). По ее словам, визитная карточка этого семейного предприятия, одного из мировых лиреров по производству приводной техники, - работа в командах, дружелюбные, готовые оказать поддержку сотрудники. SEW Eurodrive надеется пополнить свой штаб специалистами со знаниями в областях машиностроения, мехатроники или электротехники, готовыми работать в России, на Украине или Германии.
Больше женственности могло бы пойти на пользу компаниям. А как быть с продуктами, разрабатываемыми в них? "Создание техники как раз-таки женское дело, - уверена из Сильвия Кегель (Sylvia Kegel) из Немецкого союза женщин-инженеров. - Женщины задумываются о пользе разработок под другим углом. Для них смысл важнее цели". С учетом этого, чтобы привлечь больше абитуриенток, некоторые немецкие вузы даже переназвали технические специальности, начав использовать в их обозначении понятие "экология".
Поможет ли это в долгосрочной перспективе, покажет время. Что же касается мероприятия в Бонне, то оно в любом случае прошло с пользой. Посетительницы, вдоволь пообщавшись и вооружившись знаниями, шли к метро с довольными улыбками на лицах. Теперь можно и Cosmopolitan полистать.
ССЫЛКИ В ИНТЕРНЕТЕ
Сайт ярмарки women&work
Сайт инициативы MINT Zukunft schaffen
Дата 26.05.2014
Автор Татьяна Вайнман
Редактор Дарья Брянцева