«Вы бы доверили 23-летнему доктору свое здоровье? А педагогу – ребенка? А тут приходится»
Эти ребята с порога заявляют, что хотят получать от 100 тысяч, работать только на Mac и иметь свободный график. Молодые профессионалы! Куда деваться?
Года полтора назад я искал человека на позицию руководителя отдела SMM – то есть отдела, отвечающего за продвижение компаний и брендов в социальных сетях. Парню было 20 лет. Сказал, что успел получить высшее образование в ВШЭ, а также поработать в трех SMM-агентствах – у наших конкурентов.
Позвонил конкуренту, говорит: да, был такой. Работал ассистентом, до менеджера не дорос… А у человека ожидания – должность руководителя службы, зарплата – от 100 тысяч рублей. Что нас с кадровиком добило: работа только на Mac.
– Но для начала поработаете на обычном PC? – пыталась защищаться HR-директор.
– Вы меня не поняли, я работаю только на Mac! – не унимался молодой человек.
К себе мы его, конечно, не взяли. Но и без работы человек тоже не остался. Это пример того, что рынок труда в SMM и Digital сегодня является на 100 процентов рынком кандидатов, а не рынком компаний.
Согласно исследованию Digital People, проведенному агентством Comunica совместно с рекрутинговой компанией Hays, в прошлом году 95% крупных российский компаний имели позиции, связанные с SMM или Digital-маркетингом. У 46% компаний такие вакансии открывались в течение года, как минимум, дважды. При этом 60% отметили, что поиск SMM-менеджера для них являлся актуальной задачей в 2013 году. 44% опрошенных также сообщили об увеличении бюджета на SMM в своих компаниях на 2014 год.
Иными словами, бюджеты растут, вакансии открываются, специалистов – не хватает. Нехватка кадров – главная зона конфликта на рынке. Менеджеры перетягиваются из агентств или компаний на большие деньги, или же работодатели идут на компромисс, нанимая людей с меньшей квалификацией. С вузовской скамьи взять готовых специалистов невозможно: обучение проходит уже на практике. Получается, что, например, за продвижением бренда или формирование репутации компании в социальных сетях отвечают 20–23-летние ребята с минимальным практическим опытом. Мало поводов для радости: вы бы доверили 23-летнему доктору свое здоровье? А педагогу – ребенка? А тут приходится.
SMM-менеджеры востребованы и желанны, поэтому могут и топнуть ножкой: хочу работать только на Mac или ездить только на международные конференции. Работодатели обычно идут навстречу – деваться-то особенно некуда. Но здесь возникает другая проблема: разные понятия о «прекрасном» у компаний и соискателей.
Вторая зона конфликта – режим работы. 71% респондентов стремится работать в компании, которая готова предоставить свободный график посещения, но только 30% работодателей в настоящее время готовы удовлетворить этот запрос.
Отсутствие корпоративного стиля (дресс-кода) важно для 40% кандидатов, в то время как лишь 20% компаний чувствуют в себе силы предоставить такие условия. Вместо этого компании предлагают своим сотрудникам корпоративные гаджеты, заинтересованность в которых невелика (23%) в силу того, что специалисты сферы SMM и Digital уже обладают всей необходимой для работы техникой.
Специалисты ожидают большего от компаний в части их обучения и развития. 87% сотрудников заинтересованы в том, чтобы компания поддерживала их развитие, в том числе помогала в получении академического образования, но лишь 45% работодателей готовы оплачивать дополнительные курсы или программы.
Почему так происходит, можно понять. Большинство представителей поколений Y и Z, которые приходят работать в сферу Digital, не помнят времен, когда не было интернета, компьютера и Wi-Fi. Для них цифровая среда – натуральная территория обитания. Для фактического выполнения работы не нужен офис, нужны компьютер и точка доступа в сеть. Не нужен и рабочий график – нужны четко поставленные цели.
Корпорации тяготеют к упорядоченным процессам, совещаниям, четкому рабочему ритму, контролю времени сотрудника, а не результата его труда. Это создает конфликт, непонимание, заставляет игреков искать новых работодателей, заниматься фрилансом или открывать свое дело.
Зарплата не является больше серьезным сдерживающим фактором. Вспомним пирамиду Маслоу. Нижние уровни пирамиды – неудовлетворенная потребность в физиологической и экономической безопасности и защите – не про игреков. Во-первых, обычно есть родители, которые поддержат, если надо (а семьи и детей у тех, кому едва за двадцать, как правило, нет). Во-вторых, есть растущий рынок, где спрос выше предложения. Ребятам не приходится думать о выживании: надоело работать – встал и ушел.
Потребность в принадлежности, уважении и признании также можно удовлетворить вне офиса. Для этого теперь есть социальные сети, профессиональные сообщества, отраслевые конференции, тусовки и нетворкинги. Самовыражение? Опять же: есть интересные проекты, профессиональные премии и профессиональная среда. Где тут офис?
Будем честны: корпоративное пространство сегодня может дать не так уж много для удовлетворения потребностей людей, особенно если на другой чаше весов лежит 8–10 часов в день плюс время до офиса и обратно.
Стиль руководства – теперь тоже зона конфликта. 37% опрошенных специалистов не готовы работать под чьим-либо руководством и сами хотят принимать решения. Нельзя сказать, что начальники больше не нужны. Просто теперь нужны другие начальники – менее директивные и контролирующие, более вдохновляющие и делегирующие. Таких боссов в компаниях не хватает.
Карьера – здесь и сейчас! Игреки не хотят повторять карьерный путь своих предков: долго и тяжело работать, став к пенсии начальниками отделов или руководителями отделений. Восемь из десяти работодателей отмечают завышенные ожидания относительно карьерного роста и уровня доходов сотрудников. Сотрудники с этим не согласны. 97% (!) из них ожидают повышения уровня своих текущих зарплат в 2014 году. Причем более половины – на 20% и выше. Скорее всего, прибавку многие получат уже в другой компании, ведь средняя по рынку годовая индексация заработных плат куда скромнее. Кстати, 29% SMM-специалистов находилось в 2013 году в активном поиске, а еще 47% выборочно откликались на предложения со стороны. Иными словами, три четверти всех сотрудников на этом рынке не лояльны к работодателям и сбегут при первой возможности.
По поводу карьерных амбиций картина такая же: например, мой 20-летний визави уже не готов был работать «ручками», а метил в кресло начальника. Хорошая новость для компаний заключается в том, что активно растущий рынок неизбежно скоро насытится. Это значит, что востребованными будут все более опытные специалисты, а уровень зарплат стабилизируется. Но работодателям стоит задуматься о простых, но важных способах мотивации «цифровых» людей. Всего-то надо – перестать контролировать их график, помогать учиться, поменять стиль менеджмента, разрешить ходить на встречи в джинсах. Глядишь, и люди потянутся.
МИХАИЛ УМАРОВ