Дэйв Эггерс «Голограмма для короля», Издательство «Фантом Пресс»
Константин Мильчин
В моей рубрике редко речь идет о романах, однако сейчас именно такой случай — книга американца Дейва Эггерса, лауреата Пулитцеровской премии. Фикшн, настоящая проза, правда, к бизнесу имеющая непосредственное отношение. Главный герой Алан Клей —американский бизнесмен, прилетает в Саудовскую Аравию, чтобы встретиться с королем и убедить его величество купить новую технологию, эту самую голограмму, о которой идет речь в названии. Но Восток — дело тонкое, а Средний Восток — еще тоньше. Добиться аудиенции короля не так-то просто, тем более что Алан Клей не самый удачливый в мире человек, бизнес идет не очень хорошо, собственно путешествие на Аравийский полуостров — это не рядовая поездка, это практически последний шанс. И вот он пытается пробраться к королю, пытается понять, как устроена Саудовская Аравия, попутно он вспоминает всю свою печальную жизнь. Вспоминает друзей и коллег, а также разных своих женщин и в итоге вязнет в мире, очень похожем на романы Франца Кафки, в первую очередь на «Замок». Чем же этот роман интересен и полезен? Во-первых, тем, что это текст о бизнесе в Саудовской Аравии и на Среднем Востоке, написанный на документальном материале. Во-вторых, книга показывает, как изменился мир бизнеса после кризиса 2008 года. Америка или, вернее, Запад уже не могут безоговорочно лидировать, у них нет ни сил, не желания. Но и Восток еще не готов взять на себя роль мирового лидера. Баланс сил изменился, и в этом новом мире нет главного, нет вождя.