Как из-за новых технологий погибают сильные компании
Константин Мильчин
В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Клейтона М. Кристенсена «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании».
Любая новая технология одним копаниям сулит обогащение, другим — скорый крах. Клейтон М. Кристенсен из Гарвардской школы бизнеса систематизировал все сведения о том, как технологии влияют на судьбу компаний, под одной обложкой. Вот три основные идеи исследования. Во-первых, есть два вида технологий — поддерживающие и «подрывные». С поддерживающими все понятно, а вот «подрывные» технологии обеспечивают более низкое качество продукта по основным техническим характеристикам, но при этом приносят на рынок совершенно новые предложения. Пример: небольшие мотоциклы-внедорожники, которые в Северную Америку поставляли Honda, Kawasaki и Yamaha, были «подрывными» продуктами по отношению к мощным дорожным гигантам Harley-Davidson и BMW, а транзисторы — по отношению к электронным лампам. Организации здравоохранения стали «подрывными» технологиями по отношению к прежней системе страхования.
Вторая идея: скорость технологического прогресса опережает потребности рынка.
И третья идея: в процветающих компаниях в отличие от новичков решения об инвестициях определяются предпочтениями потребителей и финансовыми структурами самих компаний.
Наиболее подробно дилемма инноватора рассматривается на примере рынка жестких дисков. На смену 14-дюймовым дискам пришли 8-дюймовые, на смену 8-дюймовым пришли диски 5,5 дюймов. Каждая революция означала геноцид для рынка, настоящее кембрийское вымирание матерых производителей. Почему ведущие компании-производители пропустили момент, когда еще можно было все изменить? Поначалу потребителям не нужен радикально новый продукт. Им нужен улучшенный старый по оптимальной цене. До какого-то момента этот путь оказывается успешным, но это тупик, дорога к обрыву.