Специализируйся или умри

Почему большая часть из 400 российских хостеров скоро вымрут, как мамонты

http://slon.ru/images3/241/1100000/960/1102009.jpg

Еще задолго до того, как стало модно прибавлять слово «облачный» ко всему, что производится в центрах обработки данных, до того, как появились услуги SaaS, и даже до IaaS, – на рынке существовал веб-хостинг. И даже сегодня услуги веб-хостинга по-прежнему остаются базовыми для большинства компаний, приобретающих пакет облачных сервисов, и занимают треть облачного рынка.

Казалось бы, все бешено развивается: в мире уже 600 миллионов сайтов (причем 300 тысяч из них появились буквально за последний год). Однако что удивительно: традиционные хостинг-компании продолжают вести себя точно так же, как и десять лет назад.

Хостинговый бизнес нуждается в серьезных переменах. Провайдеров, которые на них не решатся, ждет грустная судьба. Они просто уйдут с рынка.

Глобально большинство традиционных провайдеров инфраструктуры теряют свою долю рынка, уступая ее таким новым провайдерам, как Amazon, Linode, Digital Ocean и Google. Принято считать, что сейчас идет миграция сервисов хостеров – от виртуальных и выделенных серверов к облачным предложениям. На самом деле это не так: типичные хостинговые услуги очень востребованы. Например, по данным нашего исследования Parallels SMB Cloud Insight, только в России в денежном выражении рынок хостинговых услуг за последний год вырос на 23%.

Вот только покупают их все чаще у провайдеров нового типа. В итоге доля рынка веб-инфраструктуры сокращается у «классических» провайдеров и бурно растет у нетрадиционных и новых игроков рынка. Например, тройка в лице Amazon Web Services, Linode и Digital Ocean еще четыре года назад сообща генерировала лишь 5% всех новых веб-серверов в мире. В прошлом году у них был уже 31%. В то же время у 250 ведущих мировых провайдеров инфраструктуры, вместе взятых, эта доля сократилась до 12%. Почему?

Дело в том, что самые востребованные предложения на рынке – больше не дешевые тарифы веб-хостинга с самообслуживанием от традиционных провайдеров. Большинство успешных компаний переходят от универсальных и «общих» тарифов к предложениям, ориентированным на определенные категории веб-профессионалов.

Еще пару лет назад европейский хостер Hetzner был невероятно востребован, потому что предлагал хорошо настроенные и очень недорогие VPS и серверы, и многие на рынке были уверены, что победить его невозможно. Но появился Digital Ocean, который тоже начал продавать недорогие и быстрые VPS, но главную ставку сделал на разработчиков и веб-дизайнеров. И начал стремительно отвоевывать аудиторию, в том числе и у Hetzner.

Целевая аудитория в веб-хостинге меняется: акцент смещается от пользователей самого широкого профиля на специализированных, то есть на профессионалов в различных областях, связанных с веб-сферой. «Cпециализированных» здесь вовсе не означает, что пользователь обязан иметь специфическое ИТ-образование. Напротив, клиентами все чаще становятся люди, которые обладают собственным интересом к миру интернета, но при этом не обязаны иметь особые навыки веб-администрирования. И Amazon, и Digital Ocean как раз делают ставку не на веб-администраторов, а на таких людей, как, например, веб-дизайнеры, веб-разработчики, digital-агентства и просто владельцы собственных ресурсов.

Веб-профессионалы отвечают взаимностью. С каждым годом они покупают все больше веб-серверов и специально разработанных для них хостинг-решений. Так, аналитическое агентство Structure Research оценило, что веб-профессионалы заказывают до 160 тысяч новых веб-серверов в год. А поскольку большинство провайдеров не работают с этой аудиторией, ее активно осваивают «новички». Причем те из них, кто не хочет развивать это направление самостоятельно, покупают другие компании. Например, GoDaddy приобретает компанию Media Temple, чтобы захватить аудиторию веб-профессионалов, а WP Engine привлекает в этих целях инвестиции $15 млн. В России я бы отметил серьезные развороты в этом направлении у компаний Reg.ru, InfoboxCloud и Rusonyx.

Таково новое положение дел в сфере хостинга. Однако желание меняться вслед за рынком сегодня демонстрирует слишком малая часть хостеров. Фактически за последние десять лет большинство из них вообще не изменили свою маркетинговую политику, а некоторые – даже слоганы на рекламных баннерах. Но чтобы хостинговый рынок продолжил быстрое развитие, игрокам (особенно крупным) нужно создавать новые коммерческие предложения для новой аудитории.

КОНСТАНТИН АНИСИМОВ

http://slon.ru/biz/1102009/