Украсть за свой счёт
Пора подводить первые итоги нового правила, по которому банк обязан вернуть клиенту деньги, которые украли с его карточки. Стали ли граждане чувствовать себя более защищёнными от мошенников?
Антон Тарасов, финансовый аналитик, руководитель Вдолг.ру:
– Уже почти полгода действует 9-я статья закона «О Национальной платёжной системе», которая регламентирует поведение банка и его клиента в случае, если последний заявил о краже средств с его карты. Так Россия приближается к лучшим мировым практикам. Это плюс.
Однако отношения банков и их клиентов по данному вопросу выстраиваются по принципу «кто в лес – кто по дрова». Чаще всего пострадавшим от мошенников приходится ещё и доказывать, что воры не они сами. Это минус.
Для непрофессионалов в финансовой сфере поясню: ст. 9 закона о НПС требует, чтобы физлицо, у которого украли средства с карточного счёта, уведомило об этом банк, выпустивший карту. Далее банк обязан эти средства возместить. Но! Конечно, дело не обошлось без оговорок. Возмещение может быть только в том случае, если банк не докажет, что клиент и есть тот самый мошенник, который украл деньги с собственной карты. Об этом надо помнить и не терять бдительность, думая, мол, своруют и ладно – банк всё возместит. Скорее всего, возместит. Только перед этим придётся побыть в шкуре обвиняемого.
Практика применения нового правила сложилась неоднозначная. Это связано с тем, что закон сырой. Например, в нём не прописаны сроки, в течение которых банк должен возместить украденные средства. А на то, чтобы обнаружить пропажу и сообщить о ней в банк, даётся всего 24 часа. Если клиент просрочит хоть на минуту, плакали его денежки.
В финансовом комитете Госдумы считают, что если 9-ю статью оставить без изменений, то это приведет к росту цен на обслуживание карт. Согласен. Более того, считаю, что банковские карты начнут выдавать по принципу: этому дам, а этот обойдётся (вид у него уж больно подозрительный). Всё это в конечном итоге не может не сказаться на доступности финансовых услуг для населения.
Что нужно изменить? Во-первых, более подробно прописать последовательность рассмотрения претензий со стороны клиентов банка. Во-вторых, уточнить положения о возврате средств клиенту в случае их мошеннического увода со счёта.
В-третьих, банкам придётся потратиться на модернизацию систем безопасности. Есть надежда и на активизацию борьбы с банковским мошенничеством спецподразделений МВД России.
Ну а пока это всё пожелания и надежды, держателям банковских карт надо сделать одну простую вещь: подключить смс-уведомления, чтобы знать, сколько и когда денег пришло на карту и было списано с неё.
Конечно, сообщение может опоздать или вовсе не дойти до клиента. Но совсем ничего не предпринимать, а просто сидеть сложа руки – тоже не выход из положения.
И важно помнить: если покупка или снятие денег в банкомате произошли с введением PIN-кода, то эта операция автоматически адресуется владельцу карты, так как за сохранность своего секретного кода он несёт личную ответственность.
Подведу итог. Похоже, что сейчас рынок работает на статистику и ожидает роста мошеннических операций по карточкам. Возможно, уже к концу этого года, когда будет немало судебных исков от граждан к банкам, можно будет вернуться к вопросу о совершенствовании замечательной по задумке 9-ой статьи.
Из выпуска от 16-05-2014 рассылки «Аргументы и Факты - статьи и комментарии»