Поколение Y: понедельник начинается в субботу
Новая когорта работников – это идеалисты 1960-х с потребностями XXI века. Что им интересно и чего опасаться, нанимая их на работу? Опыт McKinsey
Молодежь всегда есть в чем упрекнуть. Однако те, кто нанимают на работу представителей «поколения Y», не считают, что они хуже своих предшественников – даже, напротив, они кое в чем их превосходят. McKinsey & Company, где работаю я, – одно из самых привлекательных для «игреков» мест работы: 55% сотрудников компании – представители поколения Y. Но какое оно, это поколение? В этой статье мы поговорим о том, какая работа интересует «игреков», как выстраивать с ними продуктивные отношения, как работодателю стать привлекательным в их глазах и чего опасаться, нанимая их.
«Игрек» vs «икс»
Социологи относят тех, кто родился после 1981 года (в России – после 1983-го), к «поколению Y»; они же – millennials, «эхо-бумеры» и т.д. «Игреки», в отличие от предыдущего поколения «иксов», росли в эпоху бурного развития новых технологий, почти не застали мир без интернета. Представители поколения Y уже в раннем возрасте могли ездить по миру, имели возможность получить хорошее, котирующееся на международном рынке образование, работать в транснациональных и зарубежных компаниях.
Исследователи отмечают значительную инфантильность, индивидуализм, избалованность, высокие потребности представителей этого поколения, их самоуверенность, завышенную самооценку, потребность в комфорте. Но при этом представители поколения Y легко приспосабливаются к новым условиям, без проблем меняют место обитания и работы, способны быстро развиваться и решать несколько задач одновременно, идеалистичны и позитивны.
Поколение Y – это ребята, которые хотят всего и сразу. Они не готовы мириться с рутинной, неинтересной работой, не хотят отделять работу от самореализации. Они не будут делать что-то сейчас ради будущего, откладывать на потом что-то хорошее, а сегодня терпеть лишения. Им хочется оставить свой след, не быть шестеренкой в механизме, не кирпичи класть, а храм строить. Им хочется, чтобы жить было интересно, хочется быть частью чего-то большого, достигать чего-то, расти и развиваться, менять мир вокруг себя, а не просто зарабатывать деньги. Они готовы много работать – но при условии, что видят, ради чего это делают.
Представители поколения Y идеалистичны. Наше поколение, прошедшее через конец 1980-х и через 1990-е, вирус цинизма поразил гораздо сильнее. У «игреков» много общего с поколением начала ХХ века: те тоже были идеалистами, тоже росли в эпоху техногенного взрыва, верили в лучшее и хотели изменить этот мир. У них есть ощущение, что будущее – это что-то невероятно светлое, потрясающее, которое вот-вот случится. И это вполне понятно: ощущение света в конце тоннеля появляется тогда, когда есть тоннель. Когда у тебя есть ресурсы под рукой и в то же время есть потенциал для изменений.
Индивидуализм vs эгоцентризм
«Игреков» принято обвинять в излишнем эгоцентризме. Наверное, было бы точнее говорить о большей самоориентации. Предыдущим поколениям, воспитанным Советским Союзом, возможно, было важнее, что о них думает общество; они воспитывались в обстановке, когда по крайней мере на словах регулярно требовалось жертвовать личным ради общественного. Новая экономика естественным образом воспитывает индивидуализм, поэтому «поколение Y» – это люди, которые намного больше слушают себя и думают о себе. Они исходят из того, что интересы общества не должны ни в коем случае ущемить интересы индивидуума. Это не деструктивный эгоцентризм, а скорее потребность в индивидуальности и неприятие уравнивания.
«Игрекам» менее важна формальная составляющая карьерного роста – должность, звание. Им важен душевный и физический комфорт. Душевный – чтобы им нравилось работать и чтобы они чувствовали, что продолжают развиваться. Их сильно беспокоит ощущение, что они перестали расти и двигаться, ощущение застоя для них очень дискомфортно – тогда им становится неважно, какая у них должность. А физический комфорт – это возможность достойно жить, путешествовать, тратить деньги на последние гаджеты, путешествия и тусовки. Это идеалисты прошлого века, но с потребностями XXI века: им хочется, чтобы и деньги были, и было интересно.
Шестидесятники из двухтысячных
Принято говорить об избалованности поколения Y. Так вот, иногда наши молодые сотрудники не улетают домой на выходные из города, где они находятся в командировке, чтобы провести еще несколько проходов по заводу с утренней или ночной сменой. Они не могут сделать этого в течение рабочей недели и делают это, просто чтобы еще раз удостовериться, что наши рекомендации и гипотезы правильны.
У поколения Y работа сливается с жизнью, зачастую понедельник для них начинается в субботу. И это не трудоголизм, а здоровый фанатизм. Трудоголик – это человек, имеющий нездоровую зависимость от работы. У них же нет зависимости, для них работа – это приключение. А физически устав, они могут взять 1–3 месяца отпуска и попутешествовать. Романтики 1960-х никуда не делись.
«Игреки» и консалтинг
Работа в консалтинге для представителей поколения Y в каком-то смысле оптимальный вариант. Во-первых, консалтинг по своей сути совсем не рутинная работа: он позволяет часто менять страны, команды, отрасли. И даже задачи, которые могут показаться не слишком воодушевляющими – например, работа в Excel, – приобретают смысл: ты используешь Excel, чтобы доказать что-то интересное.
Во-вторых, «игреков» привлекает возможность развития, роста. И они растут чрезвычайно быстро. По их скорости, по тому, что они умеют уже сейчас, могу сказать: мы развивались гораздо медленнее. Многие из нас поехали в первый раз за границу лет в двадцать, а они к двадцати уже где только не были. Поэтому для них скорость развития – отдельная и важная метрика: не просто развитие, а быстрое развитие. Работа в консалтинге дает возможность развиваться, учиться чему-то не за годы и десятилетия, как раньше учились люди, а за считаные месяцы.
В-третьих, еще один важный для поколения Y фактор привлекательности работодателя – интересность окружения. Когда тебя окружают другие быстрые, умные, стремящиеся сделать много люди – это заразительно. Наши молодые сотрудники по крайней мере половину своего свободного времени проводят со своими коллегами. Во-первых, они зачастую приходят к нам работать группами – например, с друзьями по учебе, во-вторых, здесь формируются сильные связи, которые не прерываются даже тогда, когда люди уходят из компании.
Наконец, в консалтинге им интересна возможность решать важные задачи, которые стоят перед крупнейшими компаниями, в государственном секторе, перед властями городов. Это дает возможность «игрекам» чувствовать, что твоя работа реально влияет на ситуацию вокруг. Например, при сотрудничестве с правительством Москвы ты буквально через полгода-год видишь, как меняется ситуация в городе, в котором живешь.
Миф о плохом образовании
Еще одна характерная черта представителей «поколения Y» – по крайней мере той его части, которая приходит к нам в компанию, – у них очень высокий уровень подготовленности. И это несмотря на то что в последние годы постоянно говорят об ухудшении уровня образования. Меня, например, почти всему учили на работе: навыки, приобретенные в университете, я не мог применить в деле. Сейчас же выпускники приходят к нам намного более подготовленными, чем, скажем, десять лет назад.
Это, безусловно, продукт нескольких факторов. С одной стороны, многие студенты сегодня целенаправленно готовятся к работе в консалтинговых компаниях: решают кейсы, участвуют в case competition, хорошо понимают, как устроен процесс приема на работу, готовятся к нему.
С другой стороны, и образование стало больше ориентироваться на те навыки, которые востребованы в бизнесе и которые мы ищем в кандидатах. Многие компании, мы в том числе, открывают кафедры в университетах, и эта тесная связь между работодателями и вузами помогает выстроить более эффективную подготовку. Особенно это видно в Высшей школе экономики, у выпускников которой есть не только знания, но и развитые прикладные навыки, лидерские качества, организаторские способности. Видно, что вуз создал очень хорошие условия для развития этих качеств.
Как стать привлекательной для «игреков» компанией?
Очень важно быть, а не казаться: не устраивать специально что-то, чтобы привлечь «игреков», а стать таким местом, где им интересно работать. Практически в любой компании уже есть представители поколения Y, и значит, нужно сделать так, чтобы им было интересно работать в компании – тогда придут и другие «игреки».
Надо побольше доверять молодым сотрудникам, давать возможность проявить инициативу. Не отдавать приказы, а говорить, чего нужно достичь, оставляя некоторую свободу в поиске инструментов достижения цели. Ребята «поколения Y» вполне готовы к этому, более того – им это очень нравится. Они не хотят чувствовать себя винтиками, они хотят быть самостоятельными механизмами. Хотя это не отменяет потребность в контроле качества.
Самое сложное для работодателя – уметь не контролировать и направлять, а добиваться инициативы. Независимость играет вам на руку, если вы способны направить ее в мирное русло. А «игреки» обязательно где-нибудь да проявят инициативу. Если такой возможности не будет на нынешней работе, они уйдут. В худшем случае – уедут. Им ничего не стоит махнуть и попробовать себя в Лондоне или Нью-Йорке. И они будут там востребованы.
ВЛАДИМИР ЧЕРНЯВСКИЙ