На что годятся таланты любителя интеллектуальных игр

Константин Мильчин

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Кена Дженнингса «Удивительные приключения в мире интеллектуальных игр».

В России имя Кена Дженнингса вряд ли кому-то известно. Обычный парень, программист средней руки, мормон, не пьет. А в Америке он звезда очень сложного профиля. Он прославился тем, что 74 раза выигрывал в Jeopardy. Российская версия этой телевикторины называется «Своя игра».

В каждой главе этой автобиографической книги есть по несколько десятков вопросов, ответы в конце каждой главы. Желающие могут читать и отвечать, впрочем, интересна книга не только этим. И не только тем, что она описывает путь идеального игрока для «Что? Где? Когда?» или «Кто хочет стать миллионером?» Это история телевикторин на американском телевидении: как они появились, как в 1950-е годы рынок телевикторин пережил эпоху скандалов с игроками, которые на самом деле знали ответы и просто играли свои роли.

Но важно другое: Дженнингс пытается понять, на что годятся таланты любителя телевикторин. Например, Томас Эдисон заставлял всех претендентов на работу у него в компании проходить тест из 150 вопросов. Он хотел, чтобы рабочие его фабрики знали, в какой стране, помимо Австралии, водятся кенгуру, где родился Наполеон, какая кислота составляет основу уксуса, численность населения Японии, вес воздуха в комнате размером 30 × 20 × 10 метров и название местности, где растет больше всего слив. Тест проходили только 10% соискателей. Как-то тест предложили пройти Эйнштейну, и великий физик провалился.

На самом деле, как объясняет Дженнингс, знания из разных областей не могут заменить профессиональные навыки. Просто первое проверить легче, чем второе.

http://www.bfm.ru/news/256156