12,5 рубля за одну минуту поездки
Алексей Аксенов, Александр Горлин
Первая платная трасса, которая идет прямо от границ Москвы, работает уже несколько месяцев. Сейчас открылись оба съезда с МКАД, однако большого потока машин на магистрали не наблюдается даже в час пик. В чем причина, мы и решили выяснить
Платная трасса в обход Одинцово. Фото: Алексей Аксенов
О необходимости строительства дороги в обход города Одинцово говорили уже давно, с середины 2000-х. Основная пробка на выезде и въезде в Москву по Минскому шоссе образуется как раз в районе Одинцово. В пробках стояли и те, кто живет в ближайшем Подмосковье, и транзитный транспорт.
Однако начать строительство трассы с участием инвесторов смогли лишь в 2010 году. Через три года, 28 ноября 2013, магистраль официально объявили открытой. Правда, съезд был всего один, да и плату изначально не брали. Но уже в этом году с автомобилистов стали взымать деньги за проезд по новой дороге, а к данному моменту открылись все съезды на МКАД. Но вала машин на трассе не наблюдается, хотя власти рассчитывали, что в cутки магистралью будут пользоваться как минимум 80 тысяч машин, а Минка и Можайка станут благодаря этому на 30-40% свободнее. Чего также особо не заметно.
Платная трасса в обход Одинцово. Фото: Алексей Аксенов/BFM
Чтобы понять причину, мы решили провести небольшой эксперимент — проехаться на автомобилях по платной трассе и по стандартному маршруту по Минскому шоссе в часы пик и просчитать, насколько быстрее получится добраться до определенного места по платной трассе и, главное, насколько это экономически выгодно.
Для этого мы взяли на тест два одинаковых автомобиля Volvo XC70. Быстрых, маневренных, и при этом безопасных… ведь это же Volvo. И с раннего утра отправились за МКАД, чтобы стартовать из одной точки, на Минском шоссе, непосредственно перед съездом на новую платную трассу.
Платная трасса в обход Одинцово. Фото: Алексей Аксенов/BFM
Разница неубедительна
Дорога получилась довольно неплохая, почти как в Европе. Терминалы оплаты, большие вывески, электронные табло. У нас такое встречается нечасто. Сама трасса широкая — от четырех до восьми полос, в зависимости от участка, но, несмотря на то что асфальт наисвежайший и в целом достойный, легкая «волнообразность» присутствует. Конечно, это не критично, ведь у строителей не стояло задачи сделать немецкий безлимитный автобан. Расчетная максимальная скорость движения по платной дороге в объезд города Одинцово – 120 км/ч. Но, как показал наш заезд, на некоторых участках безопасно можно двигаться и со скоростью до 150 км/ч. Сейчас, правда, из-за строительства съездов по ходу следования, скорость ограничена на уровне 90 км/ч. Да, нарушали, но все ради эксперимента. Кроме того, еще не на всем участке расчерчены полосы, что, впрочем, учитывая ничтожное количество машин, никак не мешает движению.
Пункта оплаты два: на въезде с Минского шоссе — там придется отдать 50 рублей — и на выезде за несколько километров до МКАД, где с вас возьмут уже 100 рублей. Так как машин совсем мало, работают лишь часть терминалов (кстати, включая электронные), очередей никаких нет, все быстро и даже с чеком.
Платная трасса в обход Одинцово. Фото: Алексей Аксенов/BFM
Что в итоге? Путешествие от развязки на Минском шоссе до МКАД по платной дороге заняло ровно 12 минут. За это время мы преодолели 20 км трассы и дважды останавливались, чтобы оплатить проезд. Получается, что за каждую минуту на платной трассе мы заплатили по 12,5 рубля — дороговато, но ведь всего 12 минут…
Вторая Volvo XC70 еще стояла в пробках на подъезде к Москве. Но тоже не очень долго, еще через 11 минут водитель второй машины отрапортовал о пересечении МКАД. Получается, что выигрыш совсем незначительный, но при этом дорогой.
В вечерние часы пик разница оказалась выше — 18 минут, при том что стартовали мы одновременно от съезда на Минское шоссе. То есть в итоге за день, используя платную трассу, можно сэкономить почти полчаса… но и отдать за это придется 300 рублей. Если использовать магистраль регулярно для поездок на работу, придется закладывать в бюджет 6 тысяч рублей. Вот почему на магистрали так мало машин и совсем нет грузовиков: компаниям, да и простым автомобилистам невыгодно ежедневно использовать трассу, экономя в месяц всего 15 часов.
Платная трасса в обход Одинцово. Фото: Алексей Аксенов/BFM
Собственно, наши предположения подтвердили и те, кто двигался по платной дороге. Кто-то впервые решил ей воспользоваться, кто-то делает это периодически и только если есть необходимость ехать на север Москвы, кто-то рассказал, что использует дорогу в основном по выходным, когда отправляется на дачу. Трасса, в принципе, нравится. И многие говорят, иногда получается сэкономить и больше времени. Но всех смущает цена, которая не позволяет использовать дорогу регулярно.
Эксперты же считаю цену, если не приемлемой, то вполне ожидаемой. Просто нужно время и платными дорогами начнут пользоваться не только частники, но и коммерческие организации.
«В связи с изменением уровня инфляции в стране и курса валют, повышаются цены на большинство российских товаров и услуг, поэтому вполне логично, что и стоимость проезда по платным дорогам увеличится – здесь нет ничего удивительного. Пользоваться платной магистралью в объезд Одинцово или ехать по обычному шоссе – личное дело каждого водителя, поскольку дублер не заменяет основную трассу, а являются альтернативным вариантом, позволяющим сэкономить время. Насколько мне известно, в 2013 году платными магистралями воспользовались более 26 млн автомобилистов, 16 из которых – водители легковых машин. Из этого можно сделать вывод, что около 40% пользователей – водители грузового коммерческого транспорта. У компаний, оплачивающих их проезд, рост цен связанный с инфляцией и девальвацией рубля, скорее всего, заложен в бюджет и покрывается ростом цен на реализуемую продукцию», - пояснил BFM.ru Алексей Тузов, первый вице-президент, ГК «АвтоСпецЦентр».