Репетитор 2.0: помощь студенту в новом формате
Раньше студенты искали помощь у репетиторов. Сегодня "подтянуть" знания можно на порталах, видеолекциях и даже на YouТube. За новыми форматами - будущее, уверены преподаватели.
Каждое поколение студентов отправляется на поиски интересных преподавателей, оптимальных методов обучения и увлекательных семинаров. Но с чего начать? С какой стороны подойти к "неприступной" науке. Брать ли ее натиском, осадой или "учебной булимией" - так охарактеризовал метод ускоренного зазубривания перед экзаменом один из популярнейших в Германии профессоров Йорн Ловисках (Jörn Loviscach). Понять сущность науки, считает профессор, можно и без зубной боли. Главное – интерес, а оптимальный метод изучения найдется.
"Вики" и прочие полезные ссылки
В помощь студенту, попавшему в университетские джунгли, создано огромное количество "мудрых" порталов. При ближайшем рассмотрении, однако, лишь немногие способны действительно квалифицированно "ввести в курс дела". К тому же, советует профессор Ловисках, желательно обращаться не к тем репетиторам, которые продают "рецепт успеха", а к тем, кто учит его составлять.
Доступно и мобильно: дистанционное обучение, виртуальная помощь
Информационные порталы, так называемые "вики", разбитые на различные темы, пользуются большой популярностью у пользователей. Множество образовательных ресурсов, таких как Study Guides and Strategies созданы в помощь студентам и преподавателям. Портал постоянно обновляется и рассчитан на широкий круг учащихся, благодаря доступности изложения на различных языках (в том числе и на русском).
Портал Prüfungsgeil (что-то вроде "экзаменационного восторга" вместо страха) организован студентами экономического факультета для сокурсников, преподавателей и всех интересующихся с целью распространения полезной информации, обмена опытом, да и просто моральной поддержки. Доступ к информации возможен лишь после регистрации.
Видеоконференция на дому
В эффективной помощи студентам заинтересованы и университеты, и студенческие организации. Они активно участвуют в работе вспомогательных порталов-репетиторов. В помощь студентам (особенно иностранцам) Лейпцигский университет (Universität Leipzig) предлагает, например, словарную ссылку Wortschatz (словарь или "словарная сокровищница").
Овладеть навыками работы с текстами предлагает Университет Дуйсбурга-Эссена (Universität Duisburg-Essen). На сайте вуза был создан специальный отдел - "электронный тренер" Schreibwerkstatt (творческая мастерская).
Впрочем, все можно организовать гораздо проще, решил профессор математики и информатики Йорн Ловисках из Билефельда и установил в своем лекционном зале видеокамеру.
Мыльная опера по-научному
Первая же попытка оказалась удачной: несколько часов спустя запись лекции профессора появилась на страницах видеопортала YouТube, так что вместо пары десятков студентов, доступ к знаниям получили сотни пользователей. С тех пор будущие инженеры, студенты Университета прикладных наук (Fachhochschule Bielefeld) в Билефельде знакомятся сначала с теоретическим материалом, записанным на видео, а затем приходят на лекции профессора, где под его руководством закрепляют полученные знания практически.
Для гуманитариев такой метод, возможно, будет сопряжен с рядом сложностей, рассуждает профессор Ловисках, но для преподавания точных наук он себя уже зарекомендовал. Миллионы просмотров его лекций (он читает их по-немецки и по-английски) говорят сами за себя.
Учебник новой эры: документальное кино - наглядно и доступно
Профессор Ловисках вовсе не единственный сторонник "видеометодики" в Германии. Каждая лекция информатика Оливера Форнбергера (Oliver Vornberger), профессора Университета в Оснабрюке (Universität Osnabrück), напоминает мыльную оперу.
Мультимедийный профессор
Профессор Форнбергер читать лекции вовсе не собирался, создание фильмов его интересовало куда больше. Когда ему было 16 лет, в руки Форнбергера попала книжка об устройстве "электронного интеллекта". Она и решила судьбу будущей звезды лекционного зала. Он стал одним из первых студентов совершенно нового в то время направления – информатики, одним из первых в своем университете Форнбергер решил применить новые технологии на занятиях и тут снова увлекся фильмом: каждая лекция профессора - серия, в конце которой обязательно звучит вопрос. Ответ на него студенты, конечно же, получат, но уже в следующей серии, то есть лекции.
"Непедагогично! Университет – не театр…" Так считают некоторые коллеги. Профессор Форнбергер лишь улыбается в ответ. Знания должны быть доступны всем желающим их приобрести, считает он, следовательно, и преподавать их необходимо в доступной форме. С возможностью многократного повтора. Для этого видеозапись – лучший способ. А для студентов-иностранцев, желающих ознакомиться с терминологией по-немецки, просто находка.
"Мультимедийный" профессор, как его называют студенты, идет в ногу со временем, считают и студентки философского факультета Инна и Кристина. При подготовке к семинарам по истории девушки усаживаются перед телевизором или монитором компьютера: документальные фильмы в качестве подготовительного материала приобрели всеобщую популярность среди студентов, и даже (!) школьников Германии. "Наглядно, удобно, доступно, да и просматривать можно снова и снова – пока не запомнишь", - поясняет Инна.
Тотальная виртуальность?
В недалеком будущем вузы, возможно, перейдут на систему виртуального обучения, благо возможности есть, предсказывают специалисты. Что же, и репетиторы больше не пригодятся? Полностью виртуальными вузы, пожалуй, не станут, единодушно считают оба профессора. Ведь не каждый студент обладает необходимой для этого степенью самодисциплины. Разумное сочетание современных средств технического оснащения с личным присутствием преподавателя, репетитора, по их словам, безусловно, один из путей к успеху в вузе.
Дата 13.11.2012
Автор Инга Ваннер
Редактор Марина Борисова