Что изменится для московских велосипедистов в этом году
2 апреля, фото: Итар-Тасс
В Москве существуют более 3 млн велосипедов, и для их владельцев, похоже, наступил праздник: по новым Правилам дорожного движения, которые начали действовать с 8 апреля, в России появятся отдельные полосы для движения велосипедистов.
И в отличие от нынешних велосипедных дорожек автомобилям по ним двигаться будет запрещено.
«Велосипеды стояли у стены, укрытые от дождя свесом крыши. Задними колесами они касались ручки поломанной скамьи. Мужской велосипед прислонился к стене, женский — с неловкой интимностью прильнул к нему. Передние колеса были развернуты под углом, педали неуклюже задрались…» — с чувством писал о «двухколесных созданиях» в своей книге «Дитя во времени» британский писатель Иэн Макьюэн. На его родине, как и по всей Европе, велосипед любят и уважают как удобный и полезный для здоровья вид транспорта. Но можно ли добиться такого же почитания в Бутове или на Моховой?
Средство отдыха, а не передвижения
Еще два года назад по Москве ездить было негде, но главное — небезопасно. Сейчас ситуация меняется. В городе проложено более 146 км велодорожек, появляются и первые «выделенки» — самая известная из них соединяет Парк Горького, Нескучный сад и Воробьевы горы. Другая живописная дорожка с цветниками, переходами и разметкой ведет через Сокольники.
Но проблема в том, что приличные велотрассы сейчас почти все находятся в парках для отдыха. А там, где их постарались внедрить в дорожную сеть, идея пока не приживается — например, «дорожка» в районе метро «Университет» не пользуется особой популярностью из-за того, что она постоянно забита пешеходами. Но есть и удачные маршруты — 16-километровый отрезок от парка «Музеон» в ЦАО до Парка Победы в ЗАО, велодорожка вдоль Рублевского шоссе и Балаклавского проспекта (12 км) и дорожка от улицы Барклая через парк «Фили» до Крылатского (8 км).
«Я живу в Чертанове, на работу езжу на Профсоюзную, — рассказывает сотрудник крупной нефтяной компании Александр Н. — На машине этот шестикилометровый маршрут занимал больше часа, на метро еще дольше, а вот на велике гарантированно добираюсь за полчаса. Единственная проблема — умыться. У нас нет душевых, кроме как в спортзале, но туда пускают только топ-менеджеров. Поэтому приходится приезжать раньше, чтобы переодеться и, пока никого нет, привести себя в порядок в туалетной комнате. Но я не один такой, и для нас даже поставили парковочные столбики около офиса».
Новые предложения города и изменения в ПДД Александра радуют, но особо не волнуют: городскими парковками, прокатом и велодорожками он не пользуется. «На Балаклавском уже как год есть удобная дорожка, но я езжу дворами, все равно так быстрее выходит».
В этом году городские архитекторы обещают проложить в столице еще 143 км новых велодорожек (см. инфографику), которые свяжут все десять бульваров и Москворецкую набережную. Кроме того, появятся маршруты в районе Чистых прудов и трех вокзалов, Краснопресненской и Кадашевской набережных, метро «Библиотека имени Ленина», «Третьяковская». Самая длинная дорожка (41 км) соединит станции метро «Нахимовский проспект», «Нагорная», «Новые Черемушки», «Университет» и «Проспект Вернадского». Дополнительно на окраинах столицы планируется протянуть около 70 км веломаршрутов и закольцевать парковые зоны с жилыми массивами.
Левостороннее движение
Бумажные права велосипедистам и не нужны, а вот юридические — очень даже. Главная поправка в ПДД, вступающая в действие 8 апреля, — создание специальных полос для движения на велосипедах. Они будут отделены знаками и горизонтальной разметкой. Автомобилистам сюда въезд будет запрещен. Рисовать их будут на проезжей части в тех местах, где нет тротуаров. По своим «выделенкам» велосипедисты будут крутить педали навстречу потоку, то есть по левой стороне по направлению движения. Заезжать на тротуары и пешеходные дорожки можно будет только там, где отсутствуют специальные зоны для велодвижения. В новых правилах появился и еще один новый термин — «велопешеходная дорожка». Это отдельный участок дороги, разделенный на две части для велосипедистов и пешеходов.
Дело рук самих велосипедистов
Но выделить полосы для велосипедов — только полдела. Как решить вечную российскую проблему воровства, чтобы владелец мог спокойно оставлять велосипед у подъезда или на общественной парковке?
По словам правоохранителей, здесь наметился прогресс, инициированный, как обычно, самими утопающими. «В прошлом году угнали мой велосипед, перерезали самок и увели прямо от подъезда», — рассказывает Евгения Л. Девушка написала заявление в полицию. Велосипед не нашли, зато полицейские порекомендовали купить для следующего надежный, дорогой замок. Срезать его за несколько минут уже не получится, что, по словам правоохранителей, значительно снижает риски кражи велосипеда в общественном месте.
Правда, чаще по полицейским сводкам проходят кражи в подъездах, но тут уж самим владельцам нужно быть предусмотрительнее. Власти со своей стороны собираются строить охраняемые велопарковки у транспортно-пересадочных узлов — 1189 новых паркингов. Увеличат они и число велопрокатов. Если в минувшем году их было 79, этой весной откроются уже 350 на 5 тыс. велосипедов. В новых пунктах проката, которые откроются в начале мая, москвичам предложат не знакомые красные велосипеды, а более современные модели, причем расплатиться можно будет транспортной картой «Тройка» и кредитной карточкой.
Климат и экология
Любимый довод скептиков и тех, кто ни за что не хочет отказываться от собственного авто, — суровый климат и загрязненная среда. По данным синоптиков, зимы в Москве стали намного короче, чем раньше, а снежный покров лежит четыре месяца. Кроме того, при правильном выборе велосипед можно эксплуатировать и в условиях так называемой европейской зимы, когда температура выше нуля по Цельсию.
Что касается экологии, то, действительно, сложно представить на Варшавском или Волоколамском шоссе велосипедиста, обгоняющего застрявшие в пробках машины и вдыхающего полной грудью их выхлопы. Но этого и не будет: идея городских властей заключается не в том, чтобы продублировать существующие автомобильные маршруты велосипедными. Скорее, велосипед может стать удобным транспортом на расстояния до 5 км — именно такой путь проделывает среднестатистический москвич от дома до станции метро. И велосипед превратится в альтернативу наземному транспорту, которого приходится ждать, а потом еще стоять в нем в пробке. В этом вопросе надежды на Малое транспортное кольцо — новую железнодорожную систему, которую планируют запустить через пару лет. В первых и последних вагонах городской электрички будут отведены места для перевозки велосипедов.
И все же подавляющим большинством велосипед как транспорт пока не воспринимается. Новые изменения на законодательном уровне, создание инфраструктуры — все это, безусловно, изменит ситуацию. Ко всему прочему, те, кому сегодня за 20, уже не так сильно зависят от машин, как их родители, родившиеся в Советском Союзе с мечтой о «жигулях». Время для них дороже, чем условный комфорт в машине в вечной пробке.
Как следить за качеством дорожного покрытия?
Петр Дворянкин
Вице-президент Федерации велоспорта Москвы
инициатор проекта «Велоконтроль»
Нынешние поправки в ПДД носят правовой элемент, они развязывают руки чиновникам, чтобы те создавали инфраструктуру. И это правильно — инвесторы и застройщики получат возможность возводить велосипедные «объекты» в упрощенном порядке. Любопытно, что по новым нормам ПДД сегодня в Москве нет ни одного километра велодорожек в чистом виде — по «букве закона» все они являются велопешеходными дорожками. И очень многие из них отличаются некачественным покрытием — с выбоинами, ямами, бетонными плитами. Поэтому мы договорились с префектурами и создали вместе с экологами комиссию — общественный контроль, который будет проходить на каждом этапе строительства велодорожек. Все отчеты будут размещаться на сайте Bikecontrol.ru, который сейчас разрабатывается.
Александр Митяев