Как открыть свое дело в Европе и уехать туда жить
Юлия Науменко
Переезд в Чехию мы с мужем задумали несколько лет назад. Но просто так не переедешь, нужно было где-то жить и работать. Поэтому мы купили квартиру под Прагой и открыли свою фирму – дизайнерское агентство. Именно фирма помогла нам получить бизнес-визу, которая дает право на въезд и проживание в стране. Весь период – от принятия решения эмигрировать до переезда – занял примерно год.
Первым делом мы начитались «пугалок» в интернете: никому не доверяйте, занимайтесь документами только самостоятельно, не обращайтесь ни в какие фирмы, которые помогут с регистрацией бизнеса и т. д. Но самостоятельно открыть дело для нас было нереально, потому что мы находились в России, чешского языка не знали, разобраться в документах мы просто не могли. Поэтому все-таки обратились в так называемую «фирму-открывашку». Их адрес я, конечно, нашла в интернете. Как раз в этот момент подошел наш отпуск, и мы с мужем поехали в Прагу – отдыхать и знакомиться с сотрудниками компании GARTAL, которые откроют для нас фирму. Знакомство прошло удачно, нам описали все этапы и назвали цены. Мы отправились думать, ведь нужно было все просчитать. Тем временем отпуск наш закончился, мы вернулись к работе в России и, спустя какое-то время, отсюда начали процедуру регистрации нашего ООО, по-чешски SRO, там в Чехии. По их законам, в отличии от наших, мы с мужем оба могли быть директорами. Это нас устраивало, потому что давало нам право в будущем сразу обоим подать документы на визу.
В первую очередь необходимо было получить в ГУВД области справки о несудимости. Мы ждали их почти месяц, но это время даром не теряли. Так как фирму открывал за нас другой человек, нужно было сделать на него доверенности – нотариально заверить заявление об открытии SRO на наше имя, заявления о назначении нас с мужем на должности директоров, а также заверить наши подписи.
Не смотря на то, что все документы были на русском языке, без приключений не обошлось. Один нотариус просто оказался нам их заверять, второй согласился, но только после того, как изучит чешское законодательство на этот счет. И лишь в третий раз нам повезло. Третий нотариус, видимо, был опытнее всех, сказал, что ему уже приходилось иметь дело с такими заверениями и все нам оформил. Кроме справок и доверенностей надо было определиться с лицензией и выбрать виды деятельности. Наши партнеры прислали список из 80 видов работ и услуг, переведенный на русский язык. Можно было получить лицензию сразу на все, но нам посоветовали выбрать именно те, по которым мы будем работать. Ведь при подаче документов на визу в консульстве мы должны были объяснить, почему выбрали именно эти лицензии, и каким именно бизнесом хотим заниматься. А неопределенность могла повлечь за собой отказ во въезде.
И вот, наконец, все документы были готовы и отправлены в Чехию. Началась непосредственная работа по открытию фирмы. За нас наши партнеры составили учредительный договор, внесли уставной капитал на счет на время регистрации компании (тогда сумма капитала для нас двоих составляла 200 тысяч крон или 330 тысяч рублей. На сегодняшний день закон позволяет вносить капитал в размере одной кроны). Также они обеспечивали запись в Торговом реестре Чешской Республики, постановку на учет в налоговой инспекции. За все их услуги мы, конечно, платили. Открытие фирмы нам обошлось примерно в 1500 евро. В эту сумму, кроме всего вышеперечисленного, входили оплата услуг чешского нотариуса, оплата госпошлин, предоставление юридического адреса сроком на один год, получение почтовой корреспонденции (до окончания срока действия юридического адреса фирмы), перевод на чешский язык всех необходимых документов, изготовление печати и сдача в налоговые органы бухгалтерского отчета за первый год существования SRO (но только в том случае, если фирма не будет вести коммерческой и прочей деятельности). По чешским законам, если фирма не ведет деятельности, она не платит никаких налогов и только сдает «нулевой» годовой отчет.
Чуть меньше двух месяцев заняли у нас все процедуры. Наконец фирма была открыта, теперь можно подавать документы в посольство на визу. Но перед этим нужно было решить вопрос с жильем. Здесь было два варианта: снимать и купить свое. Мы выбрали второй. Пришлось еще раз съездить в Чехию, чтобы выбрать подходящюю квартиру, а заодно открыть счет в чешском банке, чтобы оплатить покупку. Риэлторские услуги оказывала та же фирма, которая занималась регистрацией нашего предприятия.
Они предоставили нам базу данных квартир и домов, возили на показы, оформляли документы. Поездка сложилась удачно, квартиру мы нашли, внесли за нее залог. Без оплаты риэлторских услуг двухкомнатнатная под Прагой обошлась нам примерно в один миллион двести тысяч рублей. Счет в банке нам тоже открыли. Хотя, по правилам банка, на тот момент открыть счет на физическое лицо можно было лишь в случае, если это лицо имело годовую шенгенскую визу. У нас ее, конечно, не было, но менеджер банка, кстати, он русский, пошел нам навстречу и счет все-таки открыл. Теперь мы могли совершать любые платежи по Чехии с минимальной комиссией: 6,5 рублей за любой перевод денег со счета на счет. Удовлетворенные мы опять вернулись в Россию. И снова началось оформление документов, теперь уже на жилье. На самой сделке по купле-продаже мы не присутствовали. По доверенности это сделали за нас наши партнеры. Они же в дальнейшем переводили все договоры с компаниями – электро, газовой, управляющей, – с предыдущих владельцев на нас. С момента внесения залога за квартиру до полной передачи ее в нашу собственность прошло примерно три месяца.
А за этим последовала подготовка пакета документов для подачи на визу. Собрать его нам также помогали наши партнеры в Праге. Виза нам была нужна долгосрочная, на 180 дней, такая, что позволяет работать на территории Чехии. Дальше эту визу можно продлить, не приезжая в Россию, то есть получить временный вид на жительство (ВНЖ).
Консульство, в которое нам предстояло отправиться, находится в Екатеринбурге. Туда пришлось съездить два раза. Первый раз на подачу, второй раз на получение. Тут уже нам не могли помочь никакие посредники, явиться на собеседование и на вклейку визы необходимо лично. Если честно, у нас не было уверенности, что визу мы получим, потому что много слышали и читали о том, что консульства в Москве и Санкт-Петербурге отказывают почти в 100% случаев. Но нам повезло, документы у нас были в порядке, собеседования мы прошли успешно. Кстати, проводилось оно в разные дни, у мужа было свое, у меня свое. Допрашивают каждого, кто просит визу. Именно допрашивают, по другому эту процедуру назвать нельзя. Чтобы понять, говорит человек правду или нет, могут задать вопрос о том, как добраться из офиса до дома, какие вывески есть на здании, в котором находится фирма, какая в кабинете мебель и т.п. На все это нужно уверенно ответить. Я думаю, что нам на руку еще сыграло и то, что мы уже имели деловых партнеров в Чехии. Ведь перед тем, как начать подготовку документов на подачу в генконсульство, мы стали искать и нашли заказчиков в Чехии. Муж сделал работу для одного русского журнала, который выходит в Праге. Как всегда этот заказчик нашелся случайно в интернете. И вот журнал с нашей работой, а также договор с их владельцем мы привезли с собой на собеседование. Думаю, сотруднику консульства это понравилось.
Как бы там ни было, визу мы получили. И стали собирать вещи.
В Прагу мы прилетели в начале апреля, а уже в мае необходимо было приступать к работе. В августе нам нужно было подавать документы в полицию на получение ВНЖ, а для это необходимо показать свой доход на территории Чехии за три последних месяца и предоставить справки из социального и медицинского фондов о том, что фирма не имеет задолженностей. Но сначала в этих фондах необходимо было зарегистрироваться. Пришлось обращаться к бухгалтеру организации, которая помогала нам с открытием. Опять же за определенную плату нас везде зарегистрировали и выслали номера счетов, на которые мы переводили необходимую сумму налогов. На тот момент ежемесячно за каждого из нас в фонд социального страхования мы перечисляли около 3650 рублей, а в фонд медицинского страхования – около 1780 рублей. Эта сумма начислялась с зарплаты в 10 тысяч рублей. Такая зарплата была минимально возможной при подаче документов на ВНЖ. Нужно было срочно искать заказчиков и начинать зарабатывать. Для этого мы посетили все рекламные агентства Праги, где говорили на русском, и предлагали свои услуги дизайнера. В первые же дни получили несколько заказов. Затем уже нас знали и периодически обращались с просьбой выполнить какой-то дизайн. Кроме того, мы дали рекламу во все печатные и электронные русскоязычные СМИ. По этим объявлениям тоже пришла часть клиентов. А еще муж обошел все рекламные агентства Прибрама (город, где мы жили). Там по-русски никто не говорил, объяснялся на пальцах. Но тут удача нам не улыбнулась, кроме одного заказа на изготовление визиток, больше клиентов у нас в городе мы не нашли.
Надо сказать, что некоторых своих заказчиков мы никогда не видели, все переговоры и расчеты шли по интернету. С некоторыми регулярно встречались. И вот парадокс: те, с кем мы никогда не встречались в реальности, никогда не обманывали с оплатой, а те, с кем видеться приходилось, могли заплатить лишь пятидесятипроцентную предоплату, а потом исчезали в неизвестном направлении. Русская загадочная душа!
Самый первый наш заказ был на оформление кафе недалеко от Вацлавской площади в Праге. Там нужно было сделать все – от логотипа до вывески. И этот же заказ принес знакомство с нашим нынешним бухгалтером Натальей. Кстати, она оказалась из Новосибирска, но живет и работает в Праге. Если налоги я перечисляла самостоятельно, то Наталья занималась составлением различных отчетов. Иногда государственные органы, например, статистические, просят заполнить особую анкету-отчет по фирме. В ней нужно указать различные данные: количество сотрудников, зарплату, сумму отчисляемых налогов и указать массу других сведений. Такой отчет порой занимает несколько десятков страниц. Этим тоже занималась бухгалтер. Кстати, уведомление о необходимости сдать анкету и ее форму, как и многие другие официальные документы, присылают на особый электронный ящик – «датову схранку». В Чехии он есть у каждого юридического лица и используется для общения с госструктурами. «Схранку» нужно регулярно проверять, если на нее было отправлено письмо, оно автоматически считается полученным. Отвертеться не получится.
Ну, а наша работа понемногу шла, когда лучше, когда хуже. Были и такие периоды, когда заказов не было совсем. Но из ситуации как-то выходили. Вид на жительство мы тоже благополучно получили. Но обстоятельства сложились так, что пришлось вернуться на Родину.