Конец MBA? Гарвардская школа бизнеса открыла онлайн-курсы

Интернет-сервисы еще долго не будут угрожать могуществу известных бизнес-школ. Зачем они идут в онлайн?

http://slon.ru/images3/241/1000000/960/1075646.jpg

В Гарвардской школе бизнеса маленькая революция: HBS запустила свои онлайн-курсы. Как элитное бизнес-образование, ориентированное на личное участие и командную работу, одно из главных преимуществ которого – обширная сеть контактов по окончании учебы, сочетается с обезличенными интернет-лекциями?

На первый взгляд – никак. В двухмесячной онлайн-программе, которая называется CORe (Credential of Readiness), три курса: бизнес-аналитика, экономика для менеджеров и финансовая отчетность. Они нацелены не на типичных студентов MBA, а на более молодую и менее подготовленную аудиторию – гуманитариев или, скажем, программистов, которые учатся в каком-то другом университете или только что его закончили и начинают свою карьеру. Это, скорее всего, люди, которые мало что знают о банках, бухгалтерии и управлении поставками. CORe можно считать введением в бизнес-образование.

Основному продукту бизнес-школ программа CORe никак не угрожает: ведь она нацелена на тех, кто услуги традиционного образования никогда не купит или кто пока еще не готов на такую инвестицию в себя. Елена Масолова, основатель онлайн-курсов Eduson.tv, говорила в интервью Slon: «Бизнес-школы могут спать спокойно и не бояться ничего еще десятки лет. Их элитность, их корочку подорвать онлайн-сервисами невозможно». Сам Eduson конкурирует вовсе не со школами бизнеса, а в первую очередь с провайдерами корпоративного образования.

Онлайн-программа скорее поможет HBS воспитать новую аудиторию, которая когда-нибудь придет в школу за «взрослой» MBA. В сущности, CORe – это подготовительные курсы. При этом школа дистанцируется от популярных в последнее время MOOC-сервисов вроде Coursera, где тоже есть курсы по экономике и бизнесу. Во-первых, программа CORe – платная, обойдется она в $1500 (правда, для нуждающихся студентов предусмотрены стипендии). Во-вторых, записаться на нее сможет не всякий: с апреля HBS будет собирать заявки и выберет 500–1000 студентов (курсы начнутся в июне).

Впрочем, в этом году школа планирует и онлайн-программы другого типа – месячные курсы самых именитых профессоров HBS, Майкла Портера и Клэя Кристенсена. Они нацелены на уже более опытную аудиторию, менеджеров компаний. На сайте HBS говорится, что на таких курсах руководители организации «учатся вместе, осваивают общий язык постановки проблем, ищут новые идеи. На данный момент курс недоступен для индивидуальных слушателей, так что соберите коллег и пройдите его вместе». С одной стороны, это еще одна возможность собрать деньги с корпоративного рынка, с другой – опять-таки инструмент вовлечения потенциальных слушателей Executive MBA и других программ для руководителей. Сегодня они за умеренную плату занимаются в онлайне под руководством профессоров-легенд, а завтра, может быть, выложат десятки тысяч долларов за более фундаментальный курс.

http://slon.ru/biz/1075646/