Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Российское общество осталось, по сути, советским

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Директор "Левада-центра": Российское общество осталось, по сути, советским

Директор московского "Левада-центра" Лев Гудков в интервью DW назвал причины, по которым подавляющее число россиян поддерживает политику президента Путина в отношении Украины.

http://www.dw.de/image/0,,15982435_303,00.jpg

Ежемесячные соцопросы московского "Левада-центра" фиксируют кардинальные перемены в мнениях россиян относительно действий Кремля по отношению к Украине и присоединения Крыма к России. Если в декабре 2013 года 75 процентов опрошенных считали, что не стоит вмешиваться в дела соседней страны, то в марте 2014 года уже 60 процентов респондентов были готовы одобрить военные действия и введение российских войск на Украину. В интервью DW руководитель "Левада-центра" Лев Гудков объяснил причины изменения общественных настроений.

DW: Чем можно объяснить столько резкое изменение оценки россиянами событий вокруг Украины?

http://www.dw.de/image/0,,17506993_404,00.jpg
Лев Гудков

Лев Гудков: Российское общественное мнение представляет собой крайне неоднозначную картину, потому что на протяжении нескольких месяцев оно находится в прямой зависимости от характера и интенсивности пропаганды. Надо учесть, что россияне слабо информированы о том, что происходит на Украине.

Влияние официальных телеканалов очень значительно по сравнению с интернетом, возможности которого оказались слабее в сравнении с развернувшейся агрессивной пропагандистской кампанией в России. Поэтому 70 процентов опрошенных "Левада-центром" говорят, что не очень понимают или ничего не понимают в событиях на Украине, и лишь у 29 процентов есть понимание складывающейся ситуации.

Российская пропаганда воспроизводит три основных тезиса. Первый - на Украине произошел незаконный, инспирированный Западом захват власти бандитами, нацистами, ультранационалистами, сторонниками Бандеры, антисемитами и фашистами. Второй - хаос и распад государственности на Украине несет опасность для русскоязычного населения в Крыму и регионах. И третий тезис - восточные регионы Украины, тем более Крым, являются исторически русскими землями, и Россия вправе вернуть их себе. Все эти темы были освещены президентом Путиным в его выступлении 18 марта, когда был подписан документ договор о присоединении Крыма к России.

Общая истерическая атмосфера освещения официозом событий на Украине передалась населению. Согласно нашему мартовскому опросу, более 80 процентов встревожены тем, что происходит на Украине, и возможностью перерастания конфликта в войну. 80 процентов респондентов опрошенных поддержали аннексию Крыма.

- Почему действия Кремля раскололи интеллигенцию, которая, казалось бы, способна критически осмыслить любые пропагандистские тезисы? Появился список тех, кто поддерживает политику Путина в украинском вопросе. С другой стороны, идет сбор подписей под "Антивоенным заявлением российской интеллигенции".

- Это можно объяснить, например, тем, что в Москве среди работающего населения больше половины - с высшим образованием. Эти люди способны артикулировать свои позиции и дифференциацию взглядов гораздо сильней, чем в любой другой социальной среде. Поэтому тут ярче проявляются и уснувшие на время комплексы и истерическая поддержка имперских настроений, которые оживила вся эта пропагандистская риторика.

Но и антипутинские настроения также представлены в максимальной форме. В минувшую субботу, 15 марта, на марш мира вышли около 50 тысяч москвичей, а 19 марта в Москве прошел конгресс российской интеллигенции, выступившей против войны, самоизоляции России и реставрации тоталитаризма.

- События на Украине вернули в российское общество забытую советскую риторику с ее ура-патриотизмом и поиском врагов. Почему возврат к советскому мышлению произошел так быстро?

- Эти настроения никуда не уходили, пропаганда лишь всколыхнула их. Исследования советского человека, которые "Левада-центр" ведет с 1988 года, показывают, что такой пласт сознания сохраняется, несмотря на то, что за это время пришла молодежь, которая не знает, что такое советские времена. Ведь в российском государстве сохранились практически все советские институты - структура власти, силовых органов, судов.

Нынешнему всплеску подобных коллективных настроений способствовала необычная по интенсивности негативная мобилизация с помощью подконтрольных властям СМИ. Проблема, как мне кажется, в слабости оппозиции и гражданского общества, которые не смогли выработать другого языка, отличного от официоза. Поэтому когда в России говорят о коллективных ценностях и национальной идентичности, то - так или иначе - переходят на язык великой державы со всеми вытекающим отсюда последствиями.

- Как отразятся события на Украине на ситуации внутри самой России, если число сторонников политики Путина растет, а ее противники остаются в меньшинстве?

- Думаю, что эхо украинских событий будет ощущаться на протяжении не менее 10 лет. Начнутся внутренние репрессии, подавление плюрализма мнений, усилится цензура в СМИ. В то же время, все эти политические действия не смогут подавить внутренних процессов разложения режима, потому что люди понимают - российский политический класс, коррумпированный и эгоистичный, заинтересован лишь в обогащении и самосохранении.

И это понимание никуда не денется, поскольку аналогии с режимами в постсоветских странах лежат на поверхности. В краткой же перспективе, примерно через несколько месяцев, на смену ура-патриотизму придет состояние задумчивости. Население все больше и больше будет осознавать негативные последствия российской политики.

Дата 20.03.2014
Автор Беседовала Галина Петровская
Редактор Владимир Дорохов

http://dw.de/p/1BT4a

0

2

Зомби-апокалипсис

Иван Давыдов
Заместитель главного редактора The New Times

https://slon.ru/images/photos/5ad3223f08358c8dfba3d12bb718e018.jpeg
Дуэт Комар и Меламид. Ленин с короной

Иногда я думаю, глядя на людей, более, чем я, молодых и восторженных, что это своего рода везение – то, что я успел пожить в Советском Союзе, пусть даже и ребенком, но достаточно, чтобы приобрести иммунитет к протокольной трескотне, заменявшей тогда привластным людям обычный русский язык. Это все равно что ветрянкой в детстве переболеть.

Я хорошо эту трескотню помню. Ястребов Пентагона, которые вылетали со страниц газет. Решения съезда – в жизнь! Там еще римские цифры были. И я раньше, чем римские цифры разбирать научился, сообразил, что никогда никакие решения съезда в жизнь проведены не будут. И вообще – не про жизнь это.

А в газете редактор – тоже укушенный, с пятнами вместо глаз, ждет с нетерпением подкрепления, новой порции мертвых слов

Не важно – пожилой ли человек по бумажке, путаясь, читал из телевизора, или нацеленный на карьеру комсомолец соловьем заливался (ах, где теперь тот комсомолец? сделал карьеру кооператора и умер от воспаления в области живота, когда на живот ему поставили утюг? сбежал с миллионами в Швейцарию? сбежал в Швейцарию же, но без миллионов и после отсидки? протирает штаны на заседаниях актива партии «Единая Россия»?). Важно, что и ребенок понимал: никто из произносящих эти бессмысленные слова сам себе не верит. Этим словам вообще нельзя верить, они не предназначены для выражения смысла. Они зациклены сами на себя, произносятся ради того, чтобы быть произнесенными, их функция – создание звуковых волн определенной длины, и только.

Такая словесная падаль. Мертвечина. Стерво. Мертвая страна описывала себя при помощи мертвых слов. Есть в этом какая-то логика.

И когда Союз кончился, я подумал, что больше с ними не встречусь. Ну разве что в книге постмодерниста какого-нибудь из местных, любителя поиграть в конструирование контекстов. Или в научном труде неленивого филолога.

А потом они постепенно начали возвращаться. Замелькали среди слов нормальных, обычных и живых. Как зомби в начале третьеразрядного фильма, когда их еще мало, и живые не успели сообразить, с чем имеют дело.

Слова-зомби, носители вируса принципиальной бессмысленности, сделали то, что всегда делают зомби в третьеразрядном фильме: перекусали здоровых людей. Никак иначе происходящее вокруг не объяснишь. Вот высовывается полуразложившаяся пятерня из-под земли: «…требы Пента…» Вот целиком выбрался на свет и пошел, качаясь, замазанный кладбищенской грязью монстр. А вот уже молодой человек, монстром укушенный, строчит в газету: «Происки американской военщины не останутся без ответа». – «Нет!» – в едином порыве восклицают хлеборобы Тамбовщины. А в газете редактор – тоже укушенный, с пятнами вместо глаз, ждет с нетерпением подкрепления, новой порции мертвых слов.

«С недоумением и возмущением продолжаем наблюдать за оголтелой антироссийской кампанией, которая разворачивается в США. Американские общенациональные СМИ и ведущие политологические центры, как по команде, выплескивают русофобские пасквили, старательно лепя из России образ врага, внушая обывателям ненависть ко всему русскому».

Это не газета «Правда» времен моего счастливого детства. Это сегодня, здесь и сейчас. Это... Хотя нет, хочется растянуть интригу.

«По-прежнему неймется старым «рыцарям холодной войны», вроде отставного генерала Р. Скейлса, который в марте публично призвал «убивать русских», и бывшего командующего силами НАТО в Европе У. Кларка. Последний еще в 1999 году чуть не спровоцировал масштабный конфликт, приказав атаковать наших десантников, оказавшихся в аэропорту косовской Приштины раньше американцев, а на днях в вашингтонском «Атлантическом совете» снова пугал «российской угрозой», требовал немедленно начать массированные поставки вооружений Киеву для использования против Донбасса и открыто хвалил бандеровцев».

И это ведь не старым рыцарям холодной войны неймется. Это пишут совсем молодые люди. Ладно, раскрою тайну. Это фрагменты текста официального комментария МИД РФ «в связи с антироссийской кампанией в США».

И никто сочинителя не учил, и едва ли он может помнить мертвую советскую трескотню. У происходящего с русским языком – вирусная природа. Не в том дело, что надо обязательно любить США. Не это я хочу вам сказать. Не обязательно любить США. Любите жен, детей и кошек. Дело именно в выборе слов, о содержании которых спорить невозможно ввиду отсутствия содержания. Такие слова просто по природе своей ничего не могут значить.

«Одним словом, пропагандисты под стать политическому заказу Вашингтона». На том и порешим.

https://slon.ru/posts/50344

0