На пороге кризиса: россияне ждут ухудшения экономической ситуации
27 февраля 2014
Россияне готовятся к экономическому кризису. Хотя очередей за продуктами первой необходимости нет, да и массовая паника по поводу ослабления рубля не наблюдается, люди на психологическом уровне настраивают себя на пессимистичный сценарий. Об этом свидетельствуют социологические опросы.
Так, по данным ВЦИОМ, 56% россиян принимают участие в обсуждении экономических трудностей дома или на работе. Примечательно, что в преддверии кризиса 2008 года только 27% населения вели разговоры о финансовых проблемах.
ФОМ приводит похожую информацию: 34% россиян считают, что кризис уже грянул, 31% говорят об угрозе кризиса, и только 17% уверены, что все в порядке. Кроме того, треть опрошенных сказали, что они или их знакомые сталкивались в последнее время с экономическими трудностями.
Да и экономические прогнозы не радуют. Так, в последнем докладе Центробанка о денежно-кредитной политике сказано, что стагнация будет продолжаться ближайшие три года, а прогноз по ВВП на этот год снижен с 2% до 1,5-1,8%.
В общем, люди почуяли неладное и начали об этом говорить. Но оправдано ли такое поведение? Быть может, кризиса бояться не стоит, а экономические трудности, которые, бесспорно, стоят перед Россией, будут преодолены без особых проблем? Давайте разбираться.
Структурные неполадки
Эксперты полагают, что для выхода из тяжелой ситуации придется серьезно пересмотреть фундаментальные основы экономической политики. России будет очень сложно развиваться, используя старые парадигмы. Нужны коренные реформы.
«С точки зрения статистики никакого кризиса в России не наблюдается - темпы роста ВВП положительные. С другой стороны, мы видим очевидное замедление экономики – за прошлый год прогноз ВВП пересматривался четыре раза в сторону понижения. А это не может не восприниматься людьми как кризис», – отмечает аналитик аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа», руководитель аналитического центра конференции «East + West = Invest» Егор Двинянин.
Но в то же время природа нынешних трудностей носит структурный характер. Современная политическая система, которой не хватает конкуренции, тормозит и развитие экономики. Монополизм в топливно-энергетическом секторе делает невыгодным развитие несырьевых отраслей. Монополия госбанков, которая только усиливается из-за неаккуратных действий ЦБ РФ по отзыву лицензий, осложняет предприятиям доступ к дешевым и длинным деньгам. Частное предпринимательство развивается медленно из-за госсектора, который стал основным потребителем и поставщиком товаров и услуг.
«Понятно, что, где нет конкуренции, там не может быть долгосрочного развития. Когда исчерпались возможности для «легкого» роста (благодаря советскому наследию и росту цен на нефть в 1998-2008 годы и послекризисному восстановлению в 2010–2012 годы), мы увидели реальные возможности российской экономики - 1-1,5% в год», - сетует Е. Двинянин. Эксперт добавляет, что в ближайшие годы экономического роста ждать не стоит.
По словам аналитика «Альфа-Банка» Дмитрия Долгина, экономические индикаторы указывают скорее на стагнацию, чем на кризис: «Безработица близка к историческому минимуму (в районе 5-6%), потребление растет на 3-4% в реальном выражении, рост корпоративного кредитования составляет 10-20% в год. Но есть два тревожных момента. Во-первых, в 2013 году экономика зафиксировала падение чистой прибыли на 15% - первое падение после 2009 года. При этом долговая нагрузка компаний, как внутренняя, так и внешняя, как минимум не снижается. Во-вторых, ситуация на валютном рынке близка к кризисной – с начала года рубль упал к доллару на 7%, став одним из лидеров снижения среди валют развивающихся рынков».
Дмитрий Долгин уверен, что для ускорения темпов экономического роста необходимы структурные реформы, включая снижение присутствия государства в ключевых секторах экономики и на рынке труда. Но это будет противоречить социальным обязательствам государства перед 38 млн пенсионеров и 18 млн госслужащих, поэтому риск сохранения инерционного подхода к экономической политике по-прежнему велик.
Оправданный страх
Понятно, что рядовой гражданин вряд ли будет сильно ломать голову над причинами замедления экономики. Его интересуют более приземленные вещи: не сгорят ли рублевые накопления, не закроется ли банк, в котором он открыл вклад, будут ли вовремя платить зарплату. И на инстинктивном уровне такой человек ощущает кризисные явления.
«На мой взгляд, ожидание экономического кризиса у россиян тесно связано с курсом рубля. Все привыкли: если рубль падает, значит, будет плохо. Поэтому обвал рубля, наблюдаемый с начала года, вполне отвечает таким ожиданиям. Учитывая, что в структуре потребления населения доля импорта крайне велика, снижение курса рубля будет связано с ростом расходов населения без повышения уровня благосостояния», – говорит Павел Митрофанов, директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА».
Ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) Руслан Дзасаров считает, что ожидания кризиса оправданы. Очевидно, что кризисные явления нарастают: замедление темпов роста экономики, увеличение вывоза капитала из страны, износ промышленного фонда (средний срок жизни оборудования достиг абсурдной величины в 23–24 года). «Население ощущает кризис», - подчеркивает Р. Дзасаров. Кроме того, серьезное влияние оказывает и пресловутая «нефтяная игла». «Цены на нефть, оставаясь высокими, перестали расти прежними темпами», – комментирует эксперт из ЦЭМИ РАН.
Очевидно, что стагнация затянется на ближайшие несколько лет. Сытые годы заканчиваются, им на смену приходит тревожное время. Вполне вероятно, что многим придется затянуть пояса, перетряхнуть свой семейный бюджет и сократить расходы. Но в то же время эксперты не ожидают действительно серьезной депрессии. Вряд ли нас ждут массовые увольнения, рост цен и резкий обвал национальной валюты.
Марат Селезнев
РБК.Личные Финансы