Россиян заставят платить в открытую и регистрировать свои сайты
globallookpress.com
Госдума в пятницу, 28 февраля, готовится рассмотреть в первом чтении "антитеррористический" пакет законопроектов. Сегодня сразу три профильных комитета нижней палаты провели свои заседания и рекомендовали инициативу депутатов принять. Пакет был внесен на рассмотрение Госдумы 15 января 2014г. группой депутатов, среди которых - председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая (фракция "Единая Россия"), зампред того же комитета Андрей Луговой (фракция ЛДПР), первый зампред комитета по информполитике Леонид Левин (фракция "Справедливая Россия") и зампред комитета по безопасности Олег Денисенко (фракция КПРФ).
"Антитеррористический" пакет призван усилить борьбу с терроризмом, а его внесение было связано с прогремевшей в конце 2013г. серией терактов в Волгограде. Еще до принятия пакета документов в первом чтении депутаты начали думать над возможными поправками ко второму чтению.
Неперсонифицированные платежи могут уйти в прошлое
Поправки, которые могут быть внесены при подготовке ко второму чтению в "антитеррористический" пакет законопроектов, могут полностью запретить любые неперсонифицированные платежи. Намерение внести соответствующие поправки озвучил в ходе заседания комитета по финансовому рынку один из авторов законопроекта, зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой (фракция ЛДПР).
"Я считаю, что мы должны вносить поправки, которые полностью обеспечат прозрачность платежей. Если поправки вносить, то они должны обеспечить максимальную прозрачность платежей и стремиться к тому, чтобы люди, оставаясь в безналичной форме оплаты, все-таки стремились свои платежи персонифицировать", - рассказал он РБК. По мнению парламентария, поправки должны создавать такие условия, чтобы, с одной стороны, происходила идентификация клиента, но с другой - не создавались сложности при осуществлении платежей.
Согласно действующим нормам, оператор может не проводить идентификацию клиента при переводе средств, если остаток на неперсонифицированном счете в любой момент не превышает 15 тыс. руб. При этом в месяц клиент может переводить таким образом не более 40 тыс. руб. В предлагаемом к принятию в первом чтении тексте законопроекта предлагается установить ограничение на сумму средств на неперсонифицированных средствах платежа (НЭСП) в размере 5 тыс. руб., а общая сумма переводимых в течение дня средств не может превышать 1 тыс. руб. и 15 тыс. руб. в течение месяца.
"Если мы добьемся того, что будет полная персонификация платежей, то нам лимиты вообще никакие не нужны будут. Идея, которая выдвинута правительством РФ, о создании так называемой удаленной идентификации (как вариант - с использованием телефонной связи), требует внимательного изучения и, на первый взгляд, она очень привлекательная", - считает Луговой.
Правительство в целом поддержало концепцию законопроекта. Вместе с тем в официальном отзыве, подготовленном Минфином, предлагается при доработке документа "ввести запрет на перечисление электронных денежных средств с помощью неперсонифицированного электронного средства в случае, если получатель указанных средств не идентифицирован". По мнению ведомства, данная норма позволит получить представление о целях перевода средств исходя из характера деятельности их получателя. Минфин предлагает также предусмотреть упрощенный порядок идентификации клиентов - физических лиц, в том числе с привлечением банковских платежных агентов.
Министерство экономического развития не поддержало законопроект. В ведомстве считают, что предусмотренные законопроектом изменения ограничат не только право потребителей на выбор формы оплаты товаров, но и нанесут вред конкурентоспособности отрасли.
Вместе с тем Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) не только поддерживает инициативу депутатов, но и считает необходимым предусмотреть более жесткое регулирование в этой сфере, оставив неперсонифицированными только социально значимые платежи в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. С этой целью ведомство предлагает создать закрытый перечень таких платежей.
Поддержав предложенную для принятия в первом чтении инициативу, профильный комитет по финансовым рынкам считает необходимым проработать в дальнейшем и позиции, предполагающие запрет на использование электронных средств платежа, выданных за рубежом, в частности потому, что иностранные платежные инструменты по своей сути не являются анонимными. Кроме того, по мнению членов комитета, использование неперсонифицированных средств платежа представляется более безопасным с точки зрения отсутствия необходимости ввода личных конфиденциальных данных. В этой связи комитет по финрынку предлагает разработать принципиально иные механизмы снижения рисков легализации преступных доходов и финансирования терроризма с использованием неперсонифицированных средств платежа.
Все интернет-ресурсы обяжут сообщать о своем создании
В случае принятия пакета "антитеррористических" законопроектов может получиться так, что все сайты, вне зависимости от своей направленности, могут обязать уведомлять о своем создании Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Сейчас такая обязанность закреплена только за СМИ.
Кроме прочего, законопроект предлагает обязать всех создателей и владельцев сайтов (как физических, так и юридических лиц) хранить в течение полугода данные о передаче, доставке и обработке голосовой информации, письменные тексты, изображения, сообщения и т.д. Вся эта информация должна будет передаваться в органы госбезопасности, оперативно-следственные органы и Роскомнадзор.
Уведомление Роскомнадзора, предусмотренное положениями законопроекта, необходимо для того, чтобы он имел оперативную возможность для получения максимально широкой информации и оперативной связи с теми лицами, которые являются владельцами того или иного ресурса.
"Я считаю, это нормально. Все люди, которые живут в нашей стране, имеют либо свидетельство о рождении, либо паспорт. Соответственно интернет - это тоже часть нашего общества, хотелось бы, чтобы государственные органы знали, кто за кем стоит, и имели бы подробную и полную информацию", - пояснил в ходе заседания комитета один из авторов законопроекта, Леонид Левин. Он подчеркнул, что информирование уполномоченного органа о начале работы нового интернет-ресурса будет носить лишь уведомительный характер.
В тексте внесенного законопроекта присутствует формулировка "организатор распространения информации и (или) обмена данными между пользователями в сети интернет", которая, по мнению профильного комитета, вызовет неопределенность в правоприменительной практике, так как неясно, к кому относится данное понятие - к обладателю информации, оператору информационной системы, владельцу сайта или провайдеру хостинга. Если законопроект будет принят в том виде, в котором был внесен, то под эту формулировку могут попасть все - от создателей личных страничек в сети до владельцев интернет-магазинов и социальных сетей.
В связи с этим на сегодняшнем заседании профильного комитета было рекомендовано конкретизировать эту формулировку при доработке законопроекта ко второму чтению.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддержал свою часть "антитеррористического" пакета без замечаний: "Комплекс предложенных мер соотносится и с международной практикой, и опытом борьбы с терроризмом, и в части дополнительных форм контроля по перечислениям финансовых средств - по ограничению анонимных платежей, по сохранности информации, передаваемой в электронном виде, что является основанием к обеспечению неотвратимости наказания тех лиц, которые формируют преступный сговор и используют современные средства коммуникации и сокрытые формы финансирования".
"Отрезание" этих связей означает то самое "разоружение" терроризма", - сказала в ходе заседания комитета Яровая.
Екатерина Ларинина
26 февраля 2014 г.