ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ВЛИЯЕТ НА СТРОЕНИЕ МОЗГА
Кирилл Стасевич — 30 августа 2013 года, 15:39
Начиная учить второй язык после того, как выучили первый, мы заставляем мозг создавать новые нейронные структуры и втискивать их в уже существующую архитектуру нервных цепей.
Чем позже мы начинаем учить второй язык, тем сильнее меняется наш мозг. (Фото Li Qiaoqiao.)
Очевидно, это как-то связано с развитием мозга — и исследователи из Университета Макгилла (Канада) выяснили, как. С помощью специальной программы Дениз Клейн проанализировала вместе с коллегами фМРТ-снимки мозга нескольких десятков жителей Монреаля, мужчин и женщин, 66 из которых владели двумя языками, а 22 — только одним. Одни из двуязычных испытуемых учили оба языка сразу и с самого раннего возраста (с рождения и до трёх лет); другие начинали осваивать второй язык, уже приобретя определённую беглость в первом (у них такое обучение начиналось либо с 4–7, либо с 8–13 лет).
Оказалось, как пишут авторы работы в Brain and Language, что строение мозга у одноязычных людей не отличается от такового у тех, кто начал учить оба языка с самого раннего детства. А вот у подопытных, приступивших ко второму языку немного позже, наблюдались особенности: некоторые зоны коры, особенно в районе левой нижней лобной извилины, были заметно утолщены, а симметричная область в районе правой нижней лобной извилины, наоборот, была тоньше.
То есть поздний старт в изучении иностранного приводил к появлению новых нервных клеток и к перестройке серого вещества.
Для нового языка требовались новые нейронные цепи, в первую очередь связанные, по мнению учёных, с моторной и координационной функцией, управляющей речью. Такие мощные структурные перестройки как раз и могут служить причиной того, что язык даётся с трудом: ведь всю эту новую нейронную машинерию нужно как-то интегрировать в уже существующую клеточную архитектуру.
А вот если человек начинает учить оба языка одновременно, то у него в одни и те же нейронные структуры, по-видимому, умещаются оба языка, и новых клеток и нейронных сетей не требуется. Так что трудности, возникающие при позднем старте в изучении второго языка, происходят из-за структурных особенностей нашего мозга, кои, в свою очередь, берут начало в динамике его развития.
Подготовлено по материалам Университета Макгилла. Изображение на заставке принадлежит Shutterstock.