Не в лошадь корм

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20140203154925_22806.jpg

Из каждого рубля, инвестированного государством, лишь 10—15 копеек реально способствуют развитию экономики

По итогам 2013 года рост ВВП спикировал до самого низкого уровня за всё время правления Владимира Путина и его преемника — 1,3 процента. Что же касается промышленного роста, то он и вовсе упал до нуля.

Откуда взяться этому росту теперь? Чисто теоретически есть три варианта: уповать на увеличение экспорта, рассчитывать на потребительский бум и надеяться на взлет инвестиций. На практике же экспорту, который исправно кормил нас в нулевые, расти больше некуда: мировой спрос в нынешние посткризисные времена сильно ограничен, а цены, скажем, на газ наша страна упорно продолжает держать на предельно высоком уровне. Частное потребление тоже достигло потолка — доходы населения не растут, а степень его закредитованности побила все рекорды.

Значит, рассчитывать можно только на приток инвестиций. Кстати, в правительстве с этим вполне согласны: не так давно министр экономического развития Алексей Улюкаев прямо заявил о том, что «в нынешних условиях рост экономики может быть основан только на инвестиционном росте».

Только вот есть очень большие сомнения в том, что и эта единственная, оставшаяся на руках у правительства ставка сыграет. Инвестиционная статистика 2013 года, мягко говоря, безрадостна: скорее всего, официальные цифры, когда они будут окончательно подведены, в лучшем случае покажут минимальный прирост инвестиций — в районе 0,2—0,3 процента по сравнению с 2012-м. А может быть, даже зафиксируют спад: по крайней мере по итогам 11 месяцев, инвестиции в основной капитал составили 99,3 процента от уровня аналогичного показателя предыдущего года.

Между тем, по расчетам Минэкономразвития, для того, чтобы экономика росла хотя бы на 2,5—3 процента в год, требуется, чтобы инвестиции прирастали на 5—7 процентов ежегодно.

Но в российских экономических реалиях взяться этим 5—7 процентам просто неоткуда. Посмотрим, к примеру, на динамику иностранных инвестиций. За январь — сентябрь 2013-го в экономику России поступило 132,4 миллиарда долларов иностранных инвестиций, что почти на 16 процентов больше, чем было в январе — сентябре 2012 года. Триумф? Как бы не так: за тот же период из страны вывезли инвестиций на 163,3 миллиарда долларов, что, в свою очередь, почти на 50 процентов больше, чем за год до этого. Итого: 30-миллиардный отток иностранных инвестиций за 9 месяцев. По итогам всего года наверняка он окажется еще на 10—12 миллиардов долларов больше.

Не спасают дело и государственные инвестиции. Они растут: с 1,6 триллиона рублей в 2010 году до 2,2 триллиона в 2013-м — но вот парадокс: экономика при этом лишь замедляется. Корм оказывается явно не в коня, ну или, точнее, не в лошадь, учитывая знак этого года по восточному календарю.

И понятно почему: большая часть этих денег ухлопана на имиджевые мегапроекты российской власти: саммит АТЭС во Владивостоке, согласно официальным оценкам, потребовал 690 миллиардов рублей; Универсиада в Казани — примерно 150 миллиардов; Олимпиада в Сочи — свыше 1,5 триллиона рублей. Казалось бы, брось такие деньги на развитие экономики, любой заглохший мотор заведётся. Но только не в нашем случае: эффективность этих вложений вызывает большие вопросы. Скажем, известно, что новый аэропорт во Владивостоке задействован от силы на 40 процентов от его возможностей. Стадионы в Казани оказались вовсе не теми объектами, которые способны приносить стране и республике доход, а значительная часть арен надвигающейся Олимпиады и вовсе будет после нее демонтирована за ненадобностью.

Но даже те инфраструктурные объекты, в полезности которых вроде бы и сомнений быть не должно, — не работают на экономический рост. Причина тому хорошо известна: распилы и откаты, которые в наших реалиях сопровождают любую «стройку века». В том, что они имеют место, никто из серьезных экспертов не сомневается, обсуждают разве что конкретные цифры коррупционной составляющей. Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев предлагает ориентироваться на 20 процентов, некогда названных Дмитрием Медведевым в пору его президентства. Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, полагает, что доля откатов — в пределах 40—60 процентов. Если к этому добавить, что зарплата на «стройках века» в основном уходит приезжим рабочим, а используемые материалы на 30—40 процентов — импортные, получается, что из каждого рубля, инвестированного государством, лишь 10—15 копеек реально способствуют развитию нашей экономики.

Стоящие сейчас на повестке дня мегапроекты тоже на роль экономических локомотивов не годятся. Будущие стадионы чемпионата мира по футболу 2018 года, по опыту казанских арен, принесут нам убытки, а не прибыль: уже сейчас ясно, что заполняться на регулярной основе они не смогут. Намеченная реконструкция Транссиба за 1 триллион рублей не окупится и за полвека; возведение космодрома «Восточный» экономически абсолютно бессмысленно — дешевле и дальше арендовать Байконур.

И когда большие люди с высоких трибун требуют не складывать денежки в резервные фонды, а пускать их на якобы очень важные инфраструктурные проекты, надо понимать, что на самом деле за этим стоит: у высокопоставленных чиновников закончились средства для распила, и они рассчитывают, что государство выдаст им из своих загашников еще. К экономическому росту в стране эта история не имеет никакого отношения.

Дмитрий Докучаев

Из выпуска от 03-02-2014 рассылки «Новая газета»

http://digest.subscribe.ru/economics/ne … 13930.html