Совместная покупка
Совместная покупка (совместная закупка, коллективная покупка) — принцип организации покупки, при котором несколько лиц объединяются в группу для приобретения товаров непосредственно от поставщика или производителя по оптовым ценам, либо в иной стране, например через интернет-магазин или онлайн-аукцион.
Посредником между поставщиком и покупателями становится организатор закупки (частное лицо, либо организация, многие из которых зарегистрированны за рубежом[1]). Он занимается выбором ассортимента, поиском поставщиков, сбором заказов и оплаты от участников покупки (покупателей), получением товара и передачей его покупателям.
Для оплаты услуг организатора на цену товара начисляется организаторский процент (оргпроцент) или сбор, обычно составляющий порядка 10-20 % от закупочной цены товара[2]. В зависимости от типа закупки, оплата может происходить либо на собственные средства организатора, либо на средства участников. Участники закупки оплачивают стоимость товара, организационный сбор и расходы на доставку заказа.
Совместные покупки часто совершаются через Интернет на специализированных сайтах, тематических форумах или через социальные сети.
Регулярная организация совместных покупок без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и уплаты налогов является преступлением. Разовая организация покупок требует лишь декларирования налогов и уплаты НДФЛ.[2][3]
Механизм совершения коллективной покупки
С точки зрения покупателя схема совместной покупки выглядит так:
Организатор открывает закупку. Организатор указывает условия участия в закупке, прайс-лист. Товар выбирается клиентом непосредственно с сайта фирмы-поставщика или из каталога, созданного организатором. За счет закупки партии товара цены, предлагаемые поставщиком, могут оказываться ниже розничных цен на тот же товар в магазине.
Участник закупки (покупатель) делает заказ.
При наборе заказов на сумму, достаточную для выкупа товара у оптового поставщика, организатор объявляет Стоп закупки. Организатор отправляет общий заказ поставщику для согласования наличия товара на складе и ждет счет на оплату подтвержденных товаров.
До объявления стопа закупки участники могут менять или удалять свои заказы, после стопа отказы не принимаются.
После получения счета от поставщика организатор объявляет сроки и варианты сбора денег. Чаще происходит безналичный расчет, реже назначается место сбора наличных.
После сбора денег от участников закупки организатор оплачивает счет от поставщика, получает товар у транспортной компании по его прибытию, сортирует для раздачи покупателям, а также при необходимости делает перерасчет с участниками совместной покупки.
Все этапы закупки освещаются организатором на форуме.
После сортировки товара для участников объявляется место раздачи и организатор выдаёт заказы, осуществляет возвраты денег, принимает товар в пристрой.
Плюсы и минусы участия в совместных покупках
Положительные особенности совместных покупок:
Во многих случаях более низкая стоимость товаров из-за снижения количества посредников в цепочке и уменьшения их расходов (ниже торговая наценка, например в цену не закладывается расход продавцов на аренду помещения, склада, персонал, налоги, социальные отчисления). Однако иногда организаторы совместных покупок предлагают более высокие цены, чем в рознице.[5]
Широкий ассортимент товаров. Выбор по каталогам не ограничен ассортиментом магазина и его наличием в месте проживания. Часто на СП-сайтах предлагается закупка товаров с зарубежных магазинов или напрямую от производителей товаров, не представленных в России.[источник не указан 137 дней]
В случае, если организатор является физическим лицом, то возникающие между ним и покупателем отношения не регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», и покупатель имеет меньше прав. В случае проблем, организатор несет меньшие риски, чем юридические лица в аналогичной ситуации.[6][7]
Минусы участия и организации совместных покупок:
При оптовой закупке поставщик может оставить за собой право предоставить товар, отличающийся по цветам и размерам (Организатор получает так называемый «пересорт»)
Нет возможности заранее убедиться в качестве товара и в том, насколько он подходит (например, примерить одежду или обувь, определить соответствие размерной сетки).
Организатор — это посредник, он заявляет, что не несет никакой ответственности ни за полученный товар, ни за сам факт его получения. Однако неполучение товара может отразиться на его репутации, а Роспотребнадзор не исключает возможности судебного возмещения потерь (при условии, что заявитель сможет доказать в суде наличие договоренностей о закупке[8])
Расчет может проводиться неофициально, без подтверждающих документов, таких как товарный чек, расписка и т. п. Все отношения строятся только на доверии между организатором и участниками закупки.
Возможность мошенничества со стороны организатора не исключается, как в форме кражи собранных средств,[9] так и в виде завышения каталожных цен.[10]
Многие организаторы фактически занимаются незаконной предпринимательской деятельностью (предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность), если скрывают свои доходы от государства и не оплачивают налоги,[2][11][12]
Ожидание товара может составить до нескольких недель.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Не все поставщики работают с физическими лицами. Иногда закупки проводятся через какое-нибудь ООО, по незаконной схеме.[1]
Организаторами могут использоваться определённые психологические приемы стимуляции покупок, в частности убеждение покупателей в особой дешевизне предлагаемых товаров,[13]
1. Налог для шопоголиков. Организаторы совместных покупок, чьими услугами пользуются миллионы российских шопоголиков, неожиданно заинтересовали Федеральную налоговую службу. // Журнал «Коммерсантъ Деньги», № 27 (935), 15.07.2013
2. Сергей Павлов, Организаторы «совместных закупок» должны платить налоги — Налоговая служба // MK.ru, Нижний Новгород, 22 июля 2013
3. УФНС России по г. Москве указало на необходимость уплаты налогов при «совместных покупках» в Интернете, ИА «Гарант», 2 июля 2013
4. Совместные покупки россиян обеспокоили ФНС // taxru.com, 25 Июля 2013
5. Совместные покупки: реальная экономия или неконтролируемые денежные траты? // Калининград.ру, 13.03.13: «Кроме того, нелишне иногда обратить внимание на то, что цены на товары в совместных покупках на деле оказываются не ниже, а с учетом доставки и организационной накрутки, иногда и выше, чем на аналогичные товары в розничных магазинах.»
6. «Совместные покупки». Их «подводные камни». // Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, 21.05.13: «Так, приобретая товары у физических лиц — продавцов, потребители вступают в правоотношения, которые не могут подлежать регулированию Законом РФ „О защите прав потребителей“. … Соответственно, оплачивая товар, а равно приобретая его у физических лиц, потребители могут лишиться тех прав, которые предоставлены им Законом „О защите прав потребителей“. В таком случае и решение возможных проблем в претензионном порядке становится затруднительным, начиная от предъявления требований продавцу, до их фактического удовлетворения впоследствии.»
7. Роспотребнадзор проверит «Совместную покупку». От нижегородцев поступили жалобы. // Комсомольская правда (Нижний Новгород), 27 Августа 2012: «осуществление предпринимательской деятельности несовместимо с отсутствием необходимой государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Вместе с тем отсутствие указанной регистрации стороны по договору купли-продажи препятствует квалификации возникших правоотношений в качестве отношений, регулируемых законодательством в сфере защиты прав потребителей.»
8. Роспотребнадзор: На сегодняшний день совместные покупки законом не запрещены // Калининград.ру, 28.03.13
9. Совместные покупки: реальная экономия или неконтролируемые денежные траты? // Калининград.ру, 13.03.13: "Организаторы совместных закупок в социальных сетях, в частных группах иногда исчезают вместе с собранными деньгами. Это наверно самый неприятный вариант. "
10 Совместные покупки: реальная экономия или неконтролируемые денежные траты? // Калининград.ру, 13.03.13: «Прайсы и каталоги, по которым ведется закупка, очень часто отличаются от тех, которые высылают организатору поставщик. Ненамного, иногда на 100—200 рублей, но все же.»
11. Роспотребнадзор проверит «Совместную покупку». От нижегородцев поступили жалобы. // Комсомольская правда (Нижний Новгород), 27 Августа 2012: «При этом действия по реализации товаров без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или .. юридического лица влекут негативные последствия в виде санкций административного или уголовного характера.»
12. Услуга виртуальная — реальный приговор. Покупки на сайтах могут обернуться уголовным делом // «Российская газета-Неделя» — Северо-Запад № 5849, 07.08.2012: «…передача вещей другим членам группы даже с минимальной наценкой — это уже незаконное предпринимательство, за которое, кстати, Уголовный кодекс предусматривает штраф до 300 тысяч рублей или арест на срок до шести месяцев.»
13. Совместные покупки: реальная экономия или неконтролируемые денежные траты? // Калининград.ру, 13.03.13: «Потому что дальше начинает работать не экономия, а чистейшей воды психология. … Затем следующая стадия- покупка тысячи мелочей по бросовым ценам — ведь покупатель уверен, в СП дешевле. … Все, якобы, дешево. Согласно анонимному опросу, проведённому на одном из ресурсов Калининградской области, постоянный участник совместных покупок тратит от 50 до 120 тысяч рублей в год во имя „экономии“ семейного бюджета. … Вероятно, сильна у организаторов уверенность в навязанных покупателям стереотипах — „раз СП — значит, дешевле, чем в магазине“.»