Задачу ускорения российской экономики признали невыполнимой

Евгений Новиков, Юлия Синяева, Алина Евстигнеева

Сегодня, 00:05

http://pics.rbcdaily.ru/c/345x259/rbcdaily_pics/v4/06/80/99c8b4ae561a98c09c694ec363799995.jpg
Фото: ИТАР-ТАСС

«Возможности для роста в том виде, как мы его понимали последние лет десять, в настоящий момент исчерпаны», — признал в интервью РБК-ТВ премьер-министр Дмитрий Медведев. Но тут же успокоил: «Не уверен, что это так плохо». Чиновники, которые вчера посетили Гайдаровский форум, следовали этой рекомендации: никто не хотел говорить про экономические трудности 2014 года иначе, как про неизбежное зло.

Никакие экстренные меры в текущих условиях ни к чему не приведут, поэтому стоит сосредоточиться на более долгосрочных, стратегических целях, дал понять он. «Сейчас мы должны сделать ставку на улучшение делового климата в стране», — сказал Дмитрий Медведев.

От попыток форсировать рост предостерегла и первый зампредседателя Центробанка Ксения Юдаева. По ее словам, важным вызовом в прошлом году для многих развивающихся стран, в том числе для России, стала стагфляция — сочетание торможения роста со всплеском инфляции. А стимулировать экономику снижением процентных ставок в таких условиях затруднительно и опасно: это может разогнать рост цен, уверена Ксения Юдаева. Главным приоритетом для мегарегулятора должно оставаться снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Это даст доступ к длинным деньгам и поддержит устойчивый рост.

У России фундаментальные проблемы, их быстро не решить, развеяла остатки надежды на возможность рывка г-жа Юдаева. Это завершение ценового суперцикла (снижение мировых цен на энергоносители, металлы и другие товары российского экспорта) и усиление демографического фактора, перечислила она. На смену многочисленному поколению 1980-х годов на рынок труда начинает выходить малочисленное поколение 1990-х, а многочисленное поколение 1950-х, наоборот, выходит на пенсию.

На нескорое разрешение трудностей настроил участников Гайдаровского форума и министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его мнению, низкие темпы роста (по итогам прошлого года ВВП увеличился на 1,4%) могут сохраняться до 2015 года. Министр обратил внимание, что развитие российской экономики вошло в противофазу с развитием мировой: «В лучшем случае мы демонстрируем 2,5% (роста), когда у мира — 3,5%».

Достижение заложенного в основу бюджета роста экономики на 3% министр финансов Антон Силуанов назвал «очень амбициозной задачей». Одним из основных рисков он считает то, что бюджет 2014-го сверстан исходя из цены нефти 101 долл. за баррель, но наращивание добычи в США, Канаде и странах ОПЕК вполне может привести к падению цены до 90 и даже 80 долл. Предложенные им меры тоже не требуют оперативности. Г-н Силуанов по-прежнему настаивал на необходимости придерживаться консервативного подхода к бюджетному планированию и сверхдоходы от дорогой нефти направлять в Резервный фонд.

Не помогут экономике и кадровые перестановки, заявил вчера глава Сбербанка Герман Греф: в России очень сильные и опытные министры экономики и финансов, а рост все равно очень низкий. Поэтому финансист и бывший министр призвал не ставить перед страной чересчур амбициозных целей: «Результат будет один и тот же, какую бы команду мы ни посадили во главе».

Лидирующих секторов, привлекательных для инвестиций, способных стимулировать рост, сейчас не просматривается ни в финансовом, ни в реальном секторах экономики, заявил РБК daily председатель набсовета ВТБ, экс-глава Центробанка Сергей Дубинин. «Оценки рисков инвестиций во все сектора достаточно высоки», — добавил он. По его мнению, в ближайшие три-четыре года российская экономика обречена на стагфляцию.

По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, отечественная экономика пребывает в «состоянии ровности». «Это очень опасно и сложно. Иногда даже состояние депрессии больше помогает, чем длительное нахождение в равновесном положении», — добавил он.

http://rbcdaily.ru/economy/562949990252332