Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Охлобыстин и лязг государственного аппарата

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Ольга Серебряная:

Охлобыстин и лязг государственного аппарата

http://www.snob.ru/i/indoc//i/indoc/89/rubric_issue_event_484625.jpg
Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom

Есть такой человек, Иван Охлобыстин, и за последние двое суток я прочитала в фейсбуке невозможное количество соображений о его талантах, личных качествах, особенностях поведения и моральных принципах. Признаюсь, мне хотелось бы знать об этом человеке меньше. Зато куда больше я хотела бы знать о логике, в соответствии с которой гражданин, верующий в определенную разновидность бога, обращается к президенту с требованием подвергнуть уголовному преследованию некую отличную от него группу граждан. Но еще больше мне хотелось бы знать о социуме, внутри которого такое обращение вызывает море высказываний о талантах, личных качествах, особенностях поведения и моральных принципах обратившегося к президенту — и никакой другой реакции. Мне хотелось бы это знать, потому что, на мой (возможно, наивный) взгляд, с этой логикой и с этим социумом что-то не так.

Начнем с логики рядового верующего гражданина. Вот он живет себе спокойно, делает свое дело, растит детей, совершает поступки, высказывает соображения, в том числе касательно группы других граждан, которая очень ему не нравится. А потом вдруг обращается к президенту, то есть главе исполнительной власти, с просьбой вернуть в Уголовный кодекс статью, по которой ненавистные ему граждане сядут на некоторое количество лет в тюрьму. Первое противоречие состоит в том, что президент (в соответствии с законом) не может ничего вернуть в Уголовный кодекс. Это прерогатива парламента. В котором сегодня большинство имеет партия, вполне, в общем-то, согласная со взглядами нашего гражданина. Отчего бы ему не обратиться к этой партии? Не стать ее членом? Не избраться по ее спискам? И не внести бы свой законопроект? Раз уж так душа болит за судьбы отечества, что сил нет терпеть, то надо бы действовать, чтобы изменить его к лучшему, а не открытые письма писать.

Но допустим, что парламентской политикой наш гражданин заниматься по каким-то причинам не может, однако хочет повлиять на «общественно-политический климат». Но тогда второе противоречие: почему письмо обращено к президенту (который с нашим гражданином и так, скорее всего, согласен), а не к обществу, в котором могут наблюдаться и другие мнения? Публичная полемика требует аргументов, а они начисто отсутствуют в открытом послании нашего гражданина. Он просто сообщает президенту о своем желании. Тогда почему именно об этом? Мог бы заодно попросить вернуть в продажу переносной телевизор «Электроника-450» и восстановить монархию.

Положим, гражданин руководствуется соображениями духовного характера. Тогда при чем здесь вообще президент и УПК? Иди и неси свет истины своей пастве, договорившись предварительно со своей церковью. Это дела внутриконфессиональные, никак не касающиеся ни президента, ни Уголовного кодекса.

Как ни крути, все приводит к тому, что наш гражданин имеет какие-то иные понятия о российском общественном устройстве, публичности и вере, чем те, что определены законами, рамками общественной дискуссии или религиозной практикой. Или вообще никаких таких понятий не имеет. Лично мне это обращение к президенту больше всего напоминает адресованную учительнице ябеду избалованного первоклашки. В ответ на которую хорошая учительница обычно объясняет, не особо вдаваясь в вызвавшие донос обстоятельства, что в школе есть правила и что капризы отдельно взятого первоклашки обязательными к исполнению не являются.

В нашей конкретной ситуации ответ был почему-то совсем не таким. Общественность, вместо того чтобы (а) пропустить ябеду мимо ушей, выразив тем самым полное к ней презрение, или (б) выступить в роли хорошей учительницы младших классов, разъяснив правила, страшно разволновалась. И начала рассуждать о сложной подноготной нашего гражданина, о непростых обстоятельствах его взросления, о выдающихся способностях и некоторых девиациях в развитии, о присущих его душе дурных наклонностях и даже о духе времени, которое его взрастило. Лев Рубинштейн написал пламенную колонку о ровесниках нелогичного гражданина, приписав им всем сущностное свойство безответственности и бессовестности и обозначив девяностые годы словом «постмодернизм», которое в России может значить все что угодно, кроме того, что оно на самом деле значит.

Самое важное здесь выражение — «на самом деле». Чтобы прекратить разбираться в мотивах охлобыстинского поступка, требуется убежденность, что это «на самом деле» вообще существует. То есть требуется действительно признавать, что бывают законы, которые принимает парламент и исполняет государство, и действительно верить, что существуют правила общественной дискуссии, в рамках которой оперируют не пристрастиями и капризами, а выстроенными с соответствии с некоторой логикой аргументами. И между всем прочим помнить, что термин «постмодернизм» был придуман конкретными людьми в конкретное время для того, чтобы выразить определенную мысль, а вовсе не для того, чтобы клеить его ярлыком на целое поколение или, наоборот, оправдывать им какие-то неприглядные поступки конкретного индивида.

Когда убежденность в существовании «на самом деле» отсутствует в качестве общей рамки, фундаменталистский перформанс Охлобыстина становится совершенно неотличимым от заявлений убежденного либертарианца. И то, и другое превращается в чистое кликушество. Какая разница, чего именно человек требует, запретить или разрешить, если эти требования — всего лишь частные мнения конкретных людей, выраженные в туманных обстоятельствах под влиянием темного прошлого? Какая разница, чего требовать, если требующий никак свои претензии не обосновывает, а несогласные с ним не хотят демонстрировать их безосновательность или вредоность? Какая разница, если все только подразумевается, но в то же время «и так понятно»? Когда жизненно важный для определенной группы людей вопрос решается путем простого примыкания всех остальных к одной из двух недовольно гудящих толп, то и сама эта ущемляемая группа превращается в фикцию.

Победят, естественно, те, кто громче кричит, но нелишне помнить, что даже самый громкий голос в этой ситуации обречен: он обязательно потонет в механическом лязге и грохоте, издаваемом неустанно работающим государственным аппаратом. И по случаю какого-нибудь будущего неистовства по неизвестному и даже невообразимому сейчас поводу тоже будет уничтожен — безотносительно к моральным и прочим качествам своего носителя.

http://www.snob.ru/selected/entry/70258

0

2

Иван Охлобыстин начал новый этап борьбы с путинским режимом

Андрей Громов

http://slon.ru/images3/6/1000000/632/1041561.jpg
Иллюстрация: Джироламо да Тревизо

Пока мы все отдыхали, добрые люди придумали за нас новую оппозиционную повестку. В декабре казалось, что она, эта самая повестка, исчерпана до дна, что больше нет никакой возможности гундеть про жуликов и воров, мужественно требовать свободы политзаключенным, смело обличать мракобесие и так далее. Во-первых, это вообще не работает. Для режима все это давно не то что не опасно, а даже и пользительно, как весенний ветерок, который близко не грозит простудой, зато бодрит и освежает. Во-вторых, степень инерции всего этого такова, что уже на дальних подступах тухнет всякий живой порыв и любое осмысленное действие. И казалось, что с этим уже ничего не поделаешь и из болота этого не выбраться.

Но вот дьякон Андрей Кураев в своем блоге открывает страшные тайны гомосексуального лобби в церкви. А затем прекрасный человек Иван Охлобыстин пишет письмо президенту Путину о необходимости восстановления статьи Уголовного кодекса за гомосексуализм, и все – марево спало, путь найден, под ногами твердая почва.

Вот власть за последние два года напринимала кучу жутких законов. И, судя по всему, собирается напринимать еще столько же. Как с этим бороться? До сих пор мы пафосно обличали это самое мракобесие – наше возмущение было праведным и массовым, а эффект от него ничтожен.
И дело тут не только в нашей бестолковости и никчемности. Дело в первую очередь в том, что позиция власти практически неуязвима. Потому что это все не всерьез и не по-настоящему. С тем же гомосексуализмом борются ведь вовсе не для того, чтобы его искоренить, или даже как-то ограничить и прижать. Этой задачи вообще не стоит, даже наоборот. Гей-клубы – отличный бизнес, который курируется и контролируется вполне значимыми людьми из тех, кто не бывает бывшими. Их никто не закрывает и не собирается. Так же никто даже близко не собирается ущемлять права и возможности геев, которые составляют значимую часть путинской политической и экономической элиты. Они как контролировали целые сегменты рынков, так и контролируют, как решали ключевые экономические вопросы, так и решают, как занимали руководящие посты в крупнейших госкорпорациях, так и занимают.

То есть мы боремся с мракобесами и фанатиками, а в реальности имеем дело все с теми же жуликами и ворами. Для которых вообще незначимы заявленные ценностные категории.

И именно это делает позицию власти неуязвимой.

Впрочем, только до той поры, пока мы играем уготованную нам роль. Пока мы действуем на четко ограниченной территории и по четко обозначенным правилам: с пафосом и гневом обличаем мракобесие в соцсетях. Устраиваем митинги. То есть никак не касаемся пространства, где власть и деньги.

Что сделал Кураев? Он взял и вторгся с внешними идеологическими конструкциями на внутреннюю территорию власти. Антигомосексуальный пафос, направленный на ключевые структуры церковной иерархии, – это реальный удар по патриарху и его политике, в отличие от бесконечных обличений церковного мракобесия.

Что сделал прекрасный человек Охлобыстин? Он взял и последовательно развил оформленные властью идеи борьбы с гомосексуализмом. То есть превратил технологический фейк в реальную последовательную идеологию. Довел ситуацию до логичного, но системно неприемлемого действия. Следующий шаг логичный и необходимый, но смертельно опасный.

Каждый авторитарный режим держится на допустимых пороках – деспотическая власть всегда опирается на реализацию деспотических возможностей. Об этом еще Аристотель вполне подробно писал в своей «Политике». Сила режима определяется балансом этих возможностей. Если деспотические возможности уменьшаются, режим ослабевает и рушится, но также он рушится, если они выходят за определенные внешними и внутренними обстоятельствами границы.

В этом контексте очень показательна новогодняя история про казнь дяди Ким Чен Ына и его пятерых соратников. Сама жестокая казнь (из пулеметов) находится вполне в рамках «деспотических возможностей» северокорейского режима. Она никого особенно не шокировала. Однако потом появилась история про то, что на самом деле казненные были разорваны сворой голодных псов на глазах у трехсот партийных функционеров. Все мировые СМИ перепечатали эту историю со ссылкой на китайскую газету Wen Wei Po (в реальности все оказалась шуткой известного китайского блогера), и она вызвала всеобщее недоумение и возмущение. По сути, это пример логичного развития «деспотической возможности», которая вышла за допустимые границы и, возможно, привела бы к гибели режима (в данном случае, например, могла бы спровоцировать внешнюю агрессию).

Путинский режим утвердил свои «деспотические возможности» в законах последних двух лет. Но вот появление статьи за мужеложство в УК РФ было бы как раз тем самым выходом за границы этих возможностей. То есть вызвало бы неконтролируемые внешние и внутренние реакции, по-настоящему опасные для режима.

Итак. Очертания оппозиционной повестки более или менее ясны. Массовые открытые письма Путину с требованием разобраться с засильем геев в структурах «Роснефти» («очистим российскую нефть от голубой примеси!»), массовые митинги с требованием установления высших нравственных требований к чиновникам и руководителям госкорпораций – тюремный срок за прелюбодеяние, отставку за развод. Да и вообще много чего можно устроить веселого и действенного. Так победим!

http://slon.ru/russia/ivan_okhlobystin_ … 1561.xhtml

0