Делайте скидку на обман

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20140103022834_23397.jpg

Пару дней назад Газета.ру выдала информацию о том, что Федеральная антимонопольная служба в январе проверит достоверность ценников, которые магазины выставляют в период распродаж. У ФАС есть подозрения, что покупателей обманывают. Подозрения, как показало расследование «Новой», начатое еще в начале декабря, имеют под собой все основания.

6 декабря ознаменовалось в Москве «Черной пятницей». Акция, по задумке организаторов, должна была проводиться в духе американских распродаж (ну, где, как не в США, знают толк в подобных мероприятиях). Интернет-магазины обещали снижение цен до 90%. На деле же скидки оказались смехотворными - около 10% в среднем. Некоторые и вовсе выглядели как издевка – с нескольких тысяч сбрасывали 2-3 рубля. А действительно стоящую скидку, как рассказал один из участников акции, приходилось по несколько часов скрупулезно выискивать на сайте. Правда, лишь до тех пор, пока тот выдерживал нагрузку.

Спустя сутки, а именно столько длилось мероприятие, стало понятно, что оно, по сути, провалилось. «Черную пятницу» назвали самым ярким примером обманутых ожиданий покупателей. А на профильных форумах градус оценки акции колебался от досады и раздражения, до обвинений в откровенном надувательстве. Тем не менее, перед Новым годом кампанию «грандиозных скидок» подхватили торговые центры. Они активно пытаются сбросить залежавшийся продукт, избавиться от «затоварки» и высвободить денежные средства для новых закупок – это первоочередная задача. Забота о кошельке покупателя и завоевание его лояльности – в большинстве случаев цель вторичная. Продавать товар по цене ниже закупочной даже в эйфории грядущего праздника никто не станет.

«Уступать продавец будет в лучшем случае свою наценку, - просветила нас Инна, маркетолог сети магазинов, торгующих электроникой. - Например, у мобильных телефонов, если мы говорим о новинках, наценка на старте может превышать 50-60%. Если во время распродажи продавец скинет на него процентов 20, он все равно выиграет». А мы, даже будучи знакомыми с тонкостями распродаж, все равно на чем-нибудь да попадаемся.

Самая, пожалуй, беззастенчивая из мнимых скидок – перед снижением цены повысить ее. Накануне распродаж магазины искусственно поднимают стоимость товара, а потом объявляют на него внушительное снижение. В результате мы покупаем продукт с минимальной уценкой, но чаще по прежней цене или еще дороже.

«В досудебном порядке можно попытаться озвучить претензию, но это сложно доказуемо, - пояснил изданию Игорь Зверев, юрист Общества защиты прав потребителей. – Повышение вам обоснуют внутренними правилами магазина. Попытаться обязать продать товар по первоначальной цене тоже, конечно, можно, но шансы выиграть невелики. Слишком много упорства нужно проявить в сборе доказательств. Наказать магазин можно, если старая цена без скидки меньше новой. Это нарушение ст.10 и ст.12 закона «О защите прав потребителей»: введение покупателя в заблуждение, а также предоставление неверной информации о товаре».

Увы, но отыскать случаи, когда магазины наказали за липовые скидки, нам не удалось, да и в ОЗПП примеров не вспомнили. А вот случаев обратного – сколько угодно. Моя знакомая несколько месяцев «выхаживала», как она сама выражается, холодильник в надежде, что перед праздниками тот подешевеет. Но вместо этого агрегат неожиданно подорожал. Консультант доходчиво объяснил, что это результат квартальной переоценки. Каково же было удивление знакомой, когда завернув в магазин на объявление о тотальной новогодней распродаже, она увидела «свой» холодильник с хорошо знакомым старым ценником и припиской на праздничном ярлычке «скидка – 50%».

«Многие продавцы грешат тем, что сначала цену поднимают, а потом делают скидку, - продолжает Антон Недзвецкий, зам. председателя Московского общества защиты потребителей. - Причем, повышение происходит по-тихому. Но жаловаться здесь не на что. Никто не запретит ритейлеру поднять цену, а потом опустить. Злостного обмана в этом нет, если только речь не идет о попытке таким образом сбыть дефектный товар. И в период ажиотажа этим пользуются, например, подкладывая в новую коллекцию старую вещь».

Дать скидку на товар с дефектом, а причину на ценнике не указать - обычная практика и нормальный психологический расчет: увидев привлекательные цифры, покупатель скорее всего не заметит изъяна. А как вам понравится вариант, когда прежняя цена взята буквально с потолка, чтобы впечатлить покупателя разницей. На днях в популярной сети косметических магазинов сама столкнулась с подобной темой. Соотношение старой и новой цены составляло примерно полторы тысячи к трем сотням. Спросила у продавца, отчего парфюмерный набор так катастрофически подешевел? А мне ответили, что полторы тысячи он никогда и не стоил. Ну, хоть за правду спасибо.

Кстати, сплошь и рядом в магазинах встречаются ярлыки, где указана лишь одна цена. Стой и гадай – отнимать проценты самому, или за тебя это уже сделали. Между тем, обязательное условие распродажи – наличие на ценнике двух цифр: полной стоимости вещи «до» и с учетом скидки.

Под понятие «ненадлежащая реклама» запросто может попасть, например, лозунг, обещающий скидки до 70% на все. В чем подвох? «Да просто на деле оказывается, что в магазине с такой скидкой продается лишь один товар, причем тот, который не пользуется особым спросом, - отвечает Антон Недзвецкий. - И это как раз повод пожаловаться в Антимонопольную службу, потому что по закону это и есть ненадлежащая реклама. Кроме того, если магазин заявляет скидку в 50%, а реально уменьшает стоимость вещи на незначительную сумму, покупатель имеет право добиваться через суд, чтобы товар ему был продан по заявленной на распродаже цене».

Но! Если покупатель начнет проявлять недовольство прямо на месте, ему могут объяснить: «а чего вы хотели с такой-то скидкой – расхватали все сразу же» или «вот буквально только что продали последний чайник за полцены, даже объявление снять не успели». А вообще-то поражающие воображения скидки – это для витрины. На деле «25 рублей за любую» оказывается коробкой с мягкими игрушками, которые настойчиво хочется отправить в стирку. Главное заманить покупателя. Когда он уже в магазине, что-нибудь да купит.

Любят нас «радовать» и подарками на условиях покупки. Так в парфюмерном магазине меня весьма настойчиво убеждали взять парочку гелей в довесок к уже купленному, чтобы бесплатно получить авоську сомнительного назначения или подсвечник, похожий на пробирку для анализов. C купонами на скидку тоже не без подвоха. Во-первых, и здесь сначала надо потратиться. Во-вторых, использовать купон вы сможете, как правило, в строго ограниченное время или лишь до определенного срока. Нелепо в этой связи выглядело предложение от сети салонов красоты, рассылали которое в середине декабря. Клиенту при обслуживании на сумму от 6 тыс. рублей дарили 15-процентную скидку до конца года. Среднего размаха новогодний марафет по прейскуранту салона вполне укладывается в 6 тысяч, возникает вопрос, а сможет ли клиент в оставшиеся до конца года две недели воспользоваться предложенной ему льготой?

Или другой пример: купон на два дня зимнего экстрима в Подмосковном комплексе предлагалось купить почти в пять раз дешевле обычного. На первый взгляд все чисто. Разве что активизировать его можно только в будни - ну, так экономия обязывает. Но подвох-таки обнаружился. Именно в период действия купонов повысилась стоимость проживания на зимнем курорте. Наконец, на купленном перед самым Новым годом автомобиле, действительно, можно сэкономить процентов 10-15. Только и на вторичном рынке такая машина будет стоить дешевле купленной в начале года на 20–30% даже при одинаковом пробеге. Между автомобилями 2013 и 2014 года – большая разница.

«Цены падают, тают, обваливаются, обменяй старое на новое, возьми две вещи по цене одной» - сам не заметишь, как под эти увещевания станешь обладателем ненужного хлама.

“Еще одно большое заблуждение, которое продавцы сознательно культивируют, что товар, купленный на распродаже или во время акций, обмену и возврату не подлежат, - опровергает расхожее мнение Антон Недзвецкий. - На самом деле в ст. 25 закона «О защите прав потребителей» говорится, что независимо от того, как куплен товар, его можно и вернуть, и обменять. А все эти объявления у кассы о невозврате просто недействительны. Если на чеке или ярлыке вашего товара не указано, что он уценен и не обозначена причина уценки, товар не может считаться уцененным. А значит, это скидка, и на нее распространяются все наши права на качественный товар».

Куда жаловаться на продавцов

Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль»

"Горячая линия": 8 (495) 213-84-44. Сайт.

Московское общество защиты потребителей

тел.: 8 (495) 623-14-86; «горячая линия»: 8 (495) 625-49-59. Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: тел.: 8 (499) 973-26-90.

Наконец, для предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью, можно обращаться управление ФАС вашего региона. Телефон Московского управления ФАС: 8 (499) 238-49-19, общественная приемная: 8 (499) 252-68-65. Сайт: wwwfas.mos.ru. Е-mail: to77@fas.gov.ru

При подозрении на факт совершения мошенничества продавцом – обращайтесь в Управление по борьбе с экономическими преступлениями. Телефон УБЭП ГУВД г. Москвы: (495) 694-85-40.

Из выпуска от 02-01-2014 рассылки «Новая газета»