Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Как российская бюрократия сжирает малый бизнес

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Кто виноват в том, что малому бизнесу у нас нечем заняться?

Дмитрий Потапенко

В нашем обществе существует несколько взглядов на то, как можно поддерживать малый бизнес. Что-то предлагают чиновники, что-то – сами предприниматели. Мы даже вроде бы готовы использовать зарубежный опыт вроде создания кластеров. Однако российский малый бизнес по-прежнему в таком состоянии, что нуждается не в мелких поблажках, а в действиях куда более глобальных.

Для начала стоит провести разграничение малого бизнеса и самозанятости. По росстатовской статистике, малый бизнес – это бизнес с оборотом, на минуточку, до 200 млн рублей в год. Однако между бизнесом на верхней и нижней границе существует большая разница, поэтому компании с оборотом меньше 60 млн стоило бы выделить из общей массы и отнести к категории «микробизнеса». Такие компании нужно оставить в покое, потому что здесь идет речь не о бизнесе, а, как я уже сказал, о самозанятости. Постоянно их проверять, требовать различные разрешения, аттестацию рабочих мест и т.д., и т.п. – только зря мучить. Максимум, что с них нужно требовать, – это статистику. Пусть они числятся на бумаге, а чиновники приходят к ним только в случае нарушений. Ожидать, что в случае появления этого свободного класса все бросятся «дробиться», не стоит – это слишком тяжело и накладно.

После того как мы отделили одно от другого, можно уже говорить о поддержке, в которой нуждаются те, кого действительно можно считать малым бизнесом. И лучшее, что государство могло бы сделать для малого бизнеса, – дать ему клиента, который сегодня, увы, у него отсутствует. Для этого в первую очередь стоит убрать все ГУПы и МУПы, которые занимают место малого бизнеса. Я говорю, например, о сфере перевозок, медицине, даже похоронных услугах. Всем этим могли бы заниматься малые предприятия, а государство бы просто проводило тендеры на покупку их услуг. Так делают во многих европейских странах.

Попробуйте, например, найти в Чехии государственную аптеку или больницу. Но это не значит, что там нет государственной медицины. Чиновники же должны заниматься не бизнесом, а администрированием, создавая рынок и давая настоящему бизнесу возможность развиваться.

У нас государство на наши же деньги создает предприятие, а потом нам же продает его услуги по рыночным ценам – получается этакий вид тройного налогообложения.

Достаточно вспомнить, как сетям навязывали молоко «Большая перемена» лужковской компании «Мосмедыньагропром». То есть сначала на наши деньги создали агрохолдинг (мы, получается, по всем признакам, инвесторы). А потом нам же жестко навязали его неконкурентоспособную продукцию с формулировками «не будете брать, отключим газ».

Пока государство не освободит рынок для малого бизнеса, все остальные методы поддержки будут бесполезны. Ведь проблема еще и в том, что у нас мало талантливых предпринимателей. Многие совершают ошибки и оказываются не в состоянии сделать даже такую элементарную вещь, как просто поставить себя на место клиента. Я несколько раз был в жюри конкурсов молодых предпринимателей (вот она, одна из наших форм поддержки), и выбирать там было просто не из чего. У нас мало народу вовлечено в предпринимательство, из-за чего снижается уровень и мы оказываемся не в силах изменить и отношение в обществе к предпринимателям как к «торгашам». Замкнутый круг.

У нас принято поддерживать бизнес различными скидками, причем налоговые и арендные льготы то предоставляют предпринимателям, то забирают, делая в итоге только хуже. Лично у меня надежды на сдвиг при этом нет никакой. Взаимопонимание между бизнесом и властью сегодня отсутствует напрочь. Хотя среди чиновников и попадаются нормальные люди, отношения все равно построены на противостоянии.

Недавно встретился с одним вполне адекватным заместителем губернатора – так он запретил мне его имя упоминать где бы то ни было. Сказал, что если я что-то хорошее о нем скажу, то его «свои не поймут», будут обвинять в том, что Потапенко денег занес.

А все это происходит потому, что государству, что бы оно ни заявляло, малый бизнес невыгоден – суеты много, налогов никаких. Зачем он нужен? Ради конкурентного рынка, рабочих мест? Даже если его совсем запретить, катастрофы-то не будет. Предприниматели куда-нибудь да трудоустроятся. Поэтому, с точки зрения чиновников, действительно проще все прикрыть и не мучиться. Для них ведь идеальная картина – кладбище. Все на месте, и никто не двигается.

http://slon.ru/business/kto_vinovat_v_t … 2961.xhtml

0

2

Как российская бюрократия сжирает малый бизнес

Георгий Неяскин

http://slon.ru/images3/6/900000/632/941994.jpg

«Бюрократия сжирает наше экономическое развитие», – заявил на днях сопредседатель общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка. И действительно, за последнее десятилетие у бизнеса накопилось достаточно претензий к властям страны – прежде всего, у мелкого и среднего. Иногда кажется, что бюрократы и предприниматели живут на разных планетах и наведываются друг к другу в гости разве что в виде пожарных инспекций. Эти догадки подтверждаются в исследовании Юрия Плюснина и Ярослава Слободского-Плюснина из ВШЭ, посвященном проблеме взаимодействия малого бизнеса и властей на местном уровне. На основе анонимных глубинных интервью с десятками представителей бизнеса и власти из шести северо-восточных районов Костромской области Плюснины составляют таблицу ожиданий и претензий сторон друг к другу. Как пишут ученые, разочаровавшийся во власти бизнес уже ничего от нее не ждет, а власть, напротив, ничего не требует в силу отсутствия ресурсов.

Чего власть и малый бизнес хотят друг от друга

Ожидания власти Трудоустройство населения   Социальная ответственность бизнеса

Претензии бизнеса Административные барьеры   Необоснованный контроль   Бюрократизация отчетной деятельности   Информационный голод   Кадровый голод

Источник: Плюснин Ю.М., Слободской-Плюснин Я.Ю. Короткий список претензий. Неотложные вопросы малого бизнеса к власти. – Сборник «Дезурбанизация и природный капитал: миграционные тренды, инфокоммуникация и новые сельские поселения», 2013.

Выводы неутешительны: на местном уровне (по крайней мере в дотационной Костромской области) сформировалась «эволюционно-стабильная стратегия», которая не дает выигрыша ни одному из игроков. Местные власти периодически делает набеги на местный бизнес, когда им нужны средства, бизнес же старается свести контакты с бюрократией к минимуму, поскольку не ожидает от нее никакой помощи. Власть может дать преференции конкретным предпринимателям, однако в монопольных условиях местные бизнесмены не чувствуют возможностей развиваться дальше под тяжестью чиновничьей крыши.

А теперь слово анонимным представителям малого бизнеса и местных властей Костромской области.

Как начать свое дело

«Давно могли бы начать бизнес – и не можем. Множество бумаг, согласований… Пакет документов я собирал где-то девять-десять месяцев… Я вот пенсионер, а каждый день учусь. Учусь и учусь».

О социальной ответственности бизнеса

«[А]дминистрация обратилась к местным предпринимателям: «Помогите построить мост». В таком-то месте, через такую-то реку. А мы вам тоже, соответственно, поможем. Большинство предпринимателей не откликнулись. Но нашелся среди них тот, который поверил. Поверил, и вот он заготавливает лес (мост деревянный) на свои деньги, затем на свои деньги нанимает бригаду и строит этот мост. И ему обещали: "Ну, под это дело мы вам с делянкой поможем или деньгами расплатимся". И все. Все обманули <…> Это такое потребительское отношение власти к предпринимателям: ну, мол, вы зарабатываете большие деньги, от вас не убудет, если вы нам дадите».

О проблемах коммуникации с властью

«Они к нам только по делу, а мы к ним никак… Малый бизнес сам по себе. Власть сама по себе. Мы не видим друг друга. А ведь у нас малый бизнес – основа экономики района».

«Сразу после советского времени, в период начала предпринимательской деятельности власть, как и везде, особенно в глубинке, власть относилась к предпринимателю как к врагу. Теперь никуда ж не денешься, теперь [относится по-другому]. Но [это] не сотрудничество».

О поддержке малого предпринимательства

«Есть же свободные ниши для развития малого бизнеса. И я их знаю… Обустройство свалок, например, очень прибыльное дело. И департамент экономики мог бы помочь. Но не делают, а наоборот. Вот колбасный цех был в районе. Ей областной бюджет задолжал 700 тысяч. И она вылетела. А колбаса была натуральной. Колбаса была – объедение. Как вспоминаю – слюнки текут. У нее было свое хозяйство и откормочный цех, и она делала колбасу и молочку. Ну и что? Все рухнуло. Она взяла кредиты, 700 тысяч. А проценты должна была возмещать областная администрация. Но не стала. Все. Цех закрылся. Вот вся помощь».

О неизбежности серых зарплат

«Ведь этот единый соцналог, он же с фонда заработной платы. Во-первых, это ведет к серым зарплатам на любом предприятии малого бизнеса. И работники согласны на это. Почему? А куда деваться-то? Они же понимают, если рухнет предприятие, куда они пойдут? Люди довольны, что они получают зарплату, они кормят семьи».

«Ассоциация предпринимателей у нас была <…> Мы собирали руководителей малого бизнеса. Мы обсуждали с ними, какие у них проблемы, что нам надо для района, о повышении зарплаты. Вот как раз был период, когда зарплаты были маленькие и они все начали выводить зарплаты из тени. Потом как нам ударили 14 вместо 34 процентов [единого социального налога – Slon]. Все опять ушло, соответственно, в тень. Ну там наверху ведь не думают об этом».

Дай на лапу или обдерут как липку

«Очень много надзорных органов. Это раньше было, но не так. Стало очень много. Пожарка, Роспотребнадзор, санитарная... Прокуратура одно время приходили по два раза в неделю.

<…>

Вот у нас тут была проверка. У меня еще давление поднялось. Проверили – все хорошо. Ушли в аптеку, там пока проверяли, поступил звонок:

– Как там?

– Все хорошо.

– Не может быть. Возвращайтесь и найдите нарушение!

<…>

Цель проверки – улучшить работу предприятия, а не ободрать его как липку. А теперь? Если я хочу, чтобы у меня было хорошо, мне надо дать на лапу».

«Они, например, приезжают сюда, смотрят и штрафуют за невспаханные неприспособленные поля – да нам даже приспособленные-то поля не удается вспахать в нынешней ситуации, какие там неприспособленные! Но они ведь едут, смотрят, выписывают штрафы».

Позиция районного прокурора

«[Т]ак если мы не будем показатели демонстрировать, нас ведь со службы уволят!»

Представитель местной администрации о точности российской статистики

«Губернатор требует срочно – к шести часам вечера сегодня! – предоставить информацию о тех работниках, людях, которые работают вне района. Ну, отходники. Сколько их? По каким специальностям работают? Где? Сколько зарабатывают? И готовы ли трудиться дома? Шесть вопросов. И это все через час. Ну, мы созвонились с главами, прикинули, согласовали оценки. И предоставили цифры. Точные. Выдуманные полностью».

При Ельцине такого не было

«Года три [назад] стало очень плохо. Заваливают бесконечными требованиями какую-то информацию предоставить. Документов представляем! Она [бухгалтер] вместо того, чтобы предоставлять консультативную помощь, ей некогда, она не отрывается от компьютера целыми днями. Огромное количество бумаг, постоянно идут какие-то письма по электронке, и надо предоставлять какую-то информацию».

http://slon.ru/economics/byurokratiya_s … 1994.xhtml

0