Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Конструктор государственных реформ

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Уютная Россия. Конструктор государственных реформ

Роман Доброхотов

Сегодня и власть с ее обновленным правительством, и оппозиция с ее новыми политическими партиями пытаются предложить свою программу модернизации и реформирования тех или иных сфер государственной политики. Slon решил помочь и тем, и другим, собирая в своем «Позитивном конструкторе» предложения от наиболее известных экспертов в своих областях о том, какие реформы следует провести в интересующей их сфере. Каждую неделю Slon будет публиковать несколько перечней реформ по тематическим блокам. Сегодня мы конструируем новое российское образование и науку. Slon не возражает против использования получившейся программы российскими чиновниками или оппозиционными политиками.

Реформа школьного образования

Ефим Рачевский заслуженный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548, член Общественной палаты, член Межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование»

Снизить нагрузку

Сегодня школа – особенно старшая школа – перегружена потоками информации. Те, кто составляет эти программы, пребывают в иллюзии, что в школе можно изучить и запомнить всю информацию, накопленную человечеством. В результате у нас значительное число школ вынуждены работать по 6-дневной системе и дети изучают в старших классах до 19 предметов. Эта нагрузка чрезмерна. До 9 класса то знание, которое получают ученики, – это кругозорное знание, которое знакомит их с общей культурой в разных областях. После 9 класса идут уже углубленные специальные знания, и тут надо дать выбор ученику, а не вываливать на него все сразу. Оптимально для восприятия – не 18–19 предметов, а 8–10, а учебных дней должно быть 5. То есть если курс химии до 9 класса должен быть обязательным, то в старших классах он должен предназначаться только тем, кому он интересен. Иначе в условиях перегруженности ученики просто теряют интерес к обучению как таковому.

Больше самостоятельного анализа

Надо ориентировать школьное образование, особенно в старших классах, на развитие навыков самостоятельного поиска информации и ее анализа. Частое возражение против снижения избыточной нагрузки – «а что если после окончания школы выпускник поймет, что ему все-таки нужна химия, а он от нее отказался в старших классах». Вот для этого и надо учить школьников самостоятельно добывать знания. В условиях развитого интернета получить доступ к информации можно и без школы, а вот научить эффективно работать с этой информацией самостоятельно – это уже задача школьного образования.

Целевая поддержка проблемных школ

Необходимо, чтобы государство научилось выявлять проблемные школы и работать с ними целенаправленно. Критериями для оценки степени проблемности могут быть и результаты ЕГЭ, и, например, востребованность школы семьями (сегодня родители могут записывать ребенка не только в свою районную школу, поэтому по уровню спроса тоже можно судить об уровне школы). Причины неуспешности могут быть разными, и в зависимости от них разными должны быть меры. Если слаба управленческая составляющая, плохой менеджмент – надо менять директора. А может быть директор и педагоги прекрасные, но сама школа находится в ужасном и труднодоступном месте – надо рассмотреть ситуацию о переносе школы с тем же номером и сотрудниками в другое место. А может быть, здание построено 80 лет назад, в нем воняет, течет кровля – надо выделить деньги на ремонт. Нередки случаи, когда после банального ремонта, строительства спортивных площадок и прочего удается серьезно повысить приток детей. Может быть ситуация, когда в школе значительная часть учащихся – дети мигрантов, для которых русский язык не является родным, – значит, надо выделить дополнительные средства, чтобы помочь им овладеть русским. Иными словами – должна быть отлаженная система выявления проблемных мест и целевого реагирования на них.

Интерактивные учебники

Необходимо поработать над нашими учебниками, которые сегодня ориентированы на «репродуктивную» систему преподавания в школах (то есть получил информацию – повторил ее и забыл), в то время как они должны стимулировать учеников к самостоятельному поиску, исследованию, анализу. То есть должно быть больше интерактивных приложений, больше отсылок к источникам в сети и т.д.

Обновление педагогов

В школу должно прийти новое поколение педагогов. Но сегодня мы видим, что зачастую учителя преклонного возраста продолжают работать только потому, что их пенсия очень мала, и они продолжают преподавать, просто чтобы зарабатывать на жизнь. Конечно, бывают случаи, когда и 70-летний учитель даст фору молодым, но нередко бывает, что директор ждет не дождется, когда уже наконец учитель уйдет на пенсию. Решением здесь может быть принятие выдвинутого Дмитрием Медведевым предложения о переводе всех учителей, достигших пенсионного возраста, на срочный трехлетний контракт. Это позволит дать дорогу молодым и обновить кадровый состав.

Реформа высшего образования

Сергей Гуриев доктор экономических наук, ректор Российской экономической школы, член президентского совета по науке, технологиям и образованию

ЕГЭ для выпускников

Создать аналог экзамена ЕГЭ (его часто называют ЕГЭ-2) для выпускников бакалавриата и абитуриентов магистратуры. Этот экзамен может проводить как Рособрнадзор, так и независимые организации. Экзамен ЕГЭ-2 позволит решить несколько задач:

– оценка качества бакалавриатов;
– вступительные экзамены в магистратуру и оценка магистратур по качеству поступающих абитуриентов;
– повышение конкуренции магистратур за лучших студентов.

Бюджетные места в вузах

Реструктурировать финансирование бюджетных мест – увеличить финансирование каждого места (с тем, чтобы они позволяли покрывать издержки на современное образование), возможно, с сокращением их количества. 

Стипендии

Резко повысить стипендии, возможно, сократив их количество; при этом резко увеличить количество социальных стипендий (возможно, за счет академических). Это позволит ликвидировать несправедливость с распределением средств между студентами из богатых и бедных семей. Пока стипендия не покрывает стоимость жизни студента, студент вынужден работать – от этого, по определению, страдает качество образования. 

Изменить систему финансирования

Во-первых, необходимо расширить систему кредитования. Сейчас проходит «эксперимент» по государственной поддержке образовательных кредитов. Его надо расширить на все специальности и все аккредитованные вузы. Образовательный кредит решает сразу две проблемы:
– студенты из небогатых семей получают доступ к дорогому образованию;
– вузы получат возможность набирать на дорогие программы студентов без оглядки на их финансовые возможности. При этом вузы заинтересованы в том, чтобы студенты получали востребованные рынком знания, – иначе они не будут учиться или не смогут расплатиться по кредиту.

Кроме того, необходимо выбрать 7–10 ведущих университетов, у которых есть шансы войти в топ-100 международных рейтингов. В исключительном порядке повысить их финансирование на международном уровне, сформировать работоспособные попечительские советы, построить международные механизмы найма и увольнения профессоров, внедрить международные образовательные программы.

Коррупция и плагиат

Необходимо начать бескомпромиссную борьбу с коррупцией и плагиатом в вузах. Среди мер, способных повлиять на ситуацию с коррупцией, может быть создание общенационального портала обратной связи о преподавателях. 

Реформа государственной политики в сфере науки

Михаил Гельфанд доктор биологических наук, замдиректора по науке Института проблем передачи информации РАН

Все сказанное ниже относится к фундаментальной науке, целью которой является получение нового знания о мире. Область технологических разработок и инноваций – смежная, но строится по существенно другим законам и критериям.

При проведении любых реформ их следует оценивать прежде всего с точки зрения воздействия на реально работающие группы, как в перспективе, так и в переходный период. Основным должен быть принцип «не навреди». В стране осталось не так много научных групп, работающих на мировом уровне или хотя бы близко к нему: первоочередной и неотложной задачей является их сохранение и поддержка. Наивно думать, что наука может быть оазисом свободы и справедливости среди пустыни коррупции и авторитаризма. В настоящее время речь идет не о расцвете науки, а о ее выживании.

Научная экспертиза

Необходимо повышение прозрачности всех принимаемых решений и существенное улучшение качества научной экспертизы. Причем это не только должно затрагивать отдельные научные проекты – тут хотя бы есть примеры адекватных механизмов типа научных фондов, – но и включать открытое профессиональное обсуждение больших программ, выбора приоритетов, международных проектов и так далее, что в настоящее время полностью отсутствует. Уровень экспертизы должен быть соразмерен уровню финансирования: если для небольших грантов Российского фонда фундаментальных исследований может быть достаточно экспертизы внутри страны, то для проектов с финансированием в миллионы и десятки миллионов рублей уже необходима международная экспертиза. Нужна регулярная международная аттестация главных научных центров, претендующих на структурообразующую роль. Полезна также аттестация институтов, научных центров и исследовательских университетов по небольшому числу простых критериев типа публикационной активности; результаты такой аттестации должны быть общедоступны. При этом крайне важны адекватные процедуры, минимизирующие административный ресурс: форматы заявок и отчетов, принципы подбора экспертов и членов аттестационных комиссий, экспертные анкеты и т.п. Следует также отказаться от попыток оценивать все науки – от биологии и физики до филологии и математики – по одинаковым критериям, хотя принципы должны быть едины.

Грантовый принцип финансирования

Следует перейти от преимущественно сметного к преимущественно грантовому принципу финансирования. Грантовая система должна быть гибкой, с разнообразными конкурсами, области действия которых должны частично перекрываться. За счет этого должна возникать конкуренция не только между проектами, но и между программами и фондами, и тут не следует бояться дублирования механизмов. Эффективность программ и фондов должна оцениваться по эффективности поддержанных проектов. Инфраструктурные расходы научных учреждений должны в значительной степени финансироваться за счет накладных расходов проектов (overhead), которые должны не изыматься из средств проекта, а заранее предусматриваться при определении уровня финансирования. В результате учреждения будут заинтересованы в сильных группах, имеющих много грантов, и отпадет нужда в различных аттестациях и проверках.

Уничтожение бюрократических ограничений

Необходимо резкое снижение бюрократической нагрузки на действующих ученых, а точнее – улучшение административной инфраструктуры. Отчетность должна быть существенно упрощена и включать только действительно необходимые пункты – в первую очередь, количество и качество публикаций. Закупки оборудования и расходных материалов за счет средств, уже выигранных на конкурсе, должны производиться по облегченным процедурам: у себя не украдут. Следует облегчить таможенное оформление и при ввозе, и при вывозе научных материалов и приборов, в частности, отменить или радикально переписать абсурдный закон о запрете вывоза биологических образцов.

Интеграция науки и образования

Необходима глубокая интеграция науки и высшего образования. Формы такой интеграции должны быть гибкими и разнообразными: на нынешней стадии невозможно предложить одну основную модель. Не следует добиваться интеграции чисто административными мерами; не следует также механически переносить финансирование из академических институтов в университеты. Активно работающие ученые заинтересованы в сильных студентах, и следует максимально облегчать им возможности для преподавания. Необходимо радикально улучшать работу университетских администраций: в настоящее время система очень неповоротлива, и даже в лучших университетах бюрократическая нагрузка на профессоров и исследователей в среднем существенно выше, чем в академических институтах. Для профессоров и преподавателей, активно ведущих научные исследования, следует предусмотреть сокращение аудиторной нагрузки; они должны преимущественно вести спецкурсы на старших курсах и в магистратуре, а также руководить аспирантами.

Повышение мобильности

Необходимо принять меры по повышению мобильности и облегчению создания новых групп. Эта проблема частично, но не полностью решается за счет грантового механизма. Полезен будет также запрет на занятие руководящих должностей в течение продолжительного времени (более трех аттестационных циклов). Следует поощрять смену лабораторий и тематик молодыми учеными, например, путем введения специальных конкурсов, стипендий и т.п.

http://slon.ru/russia/uyutnaya_rossiya_ … 7599.xhtml

0

2

Конструктор государственных реформ. Реформа армии и спецслужб

Роман Доброхотов

Slon продолжает цикл материалов, посвященных проекту государственных реформ. В прошлом блоке речь шла о реформе науки, а также школьного и высшего образования. Темой нового блока стала реформа армии и спецслужб.

Реформа армии

Александр Коновалов Военный эксперт, директор Института стратегических оценок, профессор Высшей школы экономики

Определение стратегии и угроз

Армии нужны политические ориентиры. Чтобы выстраивать военную стратегию и формировать оборонный комплекс, надо дать ответы на три главных вопроса: к какому конфликту как к наиболее вероятному Россия должна готовиться, в каком регионе такой конфликт может случиться и, наконец, в скольких конфликтах одновременно может быть задействована российская армия. Очевидно, что без четкого определения потенциальных союзников и противников выстраивать военную стратегию невозможно.

Наиболее вероятное направление, откуда может прийти угроза, сегодня связано с югом, с Центральной Азией. Если предположить, например, что американцы раньше времени сбегут из Афганистана и сделают это панически, как в свое время сбежали из Вьетнама, то талибы быстро придут к власти в Кабуле, и идеология глобального ислама начнет распространятся на поддержку тех экстремистских групп, которые есть сегодня в странах Центральной Азии. Пока удается справляться с угрозой за счет американских налогоплательщиков, но если США покинут регион, то придется уже проливать кровь своих солдат.

Другая потенциальная угроза возникает из неопределенности, связанной с Китаем. У нас сейчас с КНР неплохие отношения, но настораживает политика Китая в области военного строительства, когда он, например, покупает небольшое количество самолетов, но множество двигателей к ним, что явно делается в расчете на то, что у них не будет какое-то время возможности купить эти двигатели у нас. Сложно себе представить агрессию Китая в отношении России, ядерной державы, но вот, например, пустынный и богатый природными ресурсами Казахстан. Можно и иначе расставить приоритеты угроз, но какое-то представление об актуальных угрозах должно быть, иначе Россия не будет готова ни к одной из них.

Определить приоритеты в закупке военной техники

На базе политических ориентиров надо выставить приоритеты в разработке и закупке военной техники. Сейчас это просто перетягивание одеяла на себя со стороны каждого рода войск, каждый хочет получить как можно больше и все хотят к 2020 году. Но так не бывает – нельзя одновременно хотеть истребитель 5 поколения и покупать 4 «Мистрали». Представляется, что преимущество в ближайшее время надо давать не покупке «Мистралей», например, а относительно легким современным надводным кораблям, подводным лодкам, некоторому количеству стратегических подводных ракетоносцев и атомных дизельных подводных лодок. Так или иначе, закупка вооружений может происходить только на базе представления об актуальных угрозах и в соответствие с какой-то военной стратегией.

Перестроить структуру закупок в ВПК

Необходимо перестроить военно-промышленный комплекс, ориентировав его на конкретные приоритеты и выстроив под них цепи субподрядчиков. При этом опираться надо не на госкорпорации, а на конкурентную рыночную среду. Представление о том, что госзаказ в ВПК двигает вперед гражданские технологии, устарело уже полвека назад, сегодня наоборот, инновации в гражданской сфере двигают вперед ВПК. Сегодня уже невозможно создавать новое оружие, не опираясь на рынок высокотехнологичной гражданской продукции, поскольку там все дешевле и качественнее, ведь создается в конкурентных рыночных условиях.

Перевести армию на контрактную основу

Современная техника не может управляться любителями, которых призывают на год, поэтому переход к контрактной армии неизбежен. Если нам нужны хорошо образованные профессионалы, которые к тому же будут хорошо мотивированны, то это должна быть обеспеченная всем необходимым, но небольшая по численности армия – бессмысленно сейчас готовиться к глобальной войне, ее никто и не ожидает, а региональные и локальные конфликты могут решаться за счет ограниченного по численности, но хорошо подготовленного контингента. При этом необходимо решить проблему мобилизационного резерва: раньше считалось, что к нему относится все мужское население, прошедшее срочную службу и получившее там какую-то специальность, но в условиях современных войн, где требуются настоящие профессионалы, эта схема не работает. А значит, помимо собственно, контрактников необходим пусть и небольшой, но хорошо подготовленный мобилизационный резерв.

Внедрение информационных технологий

Необходимо качественное совершенствование сил общего назначения за счет внедрения новых технологий. Так, например, американцы часть своих подводных лодок Trident II переориентируют на «неядерные» задачи и оборудуют обычными боезарядами, потому что военные GPS позволяют достичь такой точности, чтобы с точностью до метра доставить ракету в любую точку земного шара за 40 минут максимум. В такой ситуации уже нет необходимости в применении ядерного оружия. И поскольку роль ядерного оружия, на которое делает ставку Россия, со временем все снижается, а роль информационных технологий, наоборот, растет, сегодня необходимо делать ставку на совершенствование обычных вооружений.

Реформа спецслужб

Андрей Солдатов Главный редактор сайта Agentura.Ru, обозреватель «Новой газеты», соавтор книги «Новое дворянство: Очерки истории ФСБ».

Лишить ФСБ функции следствия

Сегодня главная спецслужба страны – ФСБ – сочетает в себе функции правоохранительного органа и, собственно, спецслужбы. Но в России уже существует Следственный комитет и происходит дублирование функций. Поэтому необходимо лишить ФСБ правоохранительной составляющей, лишить ее права на ведение следствия, убрать следственные отделы на местах. ФСБ не будет иметь права заводить уголовные дела и проводить аресты. Если ФСБ для чего-то понадобится провести арест, то для этого можно привлекать силы полиции. Так это происходит в Британии: сама MI-5 не может проводить аресты и для этого при необходимости обращается в Скотленд-Ярд.

Парламентский контроль за спецслужбами

Необходимо установить реальный парламентский контроль за спецслужбами, что должно дать возможность парламенту общественной внешней экспертизы законопроектов, касающихся как контроля над реформами в этих органах, так и распределения денег в спецслужбах. Сейчас все расходы на спецслужбы – закрытые статьи бюджета и никакие внешние экспертные учреждения до этого не допущены, все принимается самими спецслужбами и администрацией президента, Госдума лишь штампует эти решения. Парламентский контроль будет означать, что обсуждения затрат (не операций, не дай бог, а именно расходов – сколько тратится на вертолеты, сколько на прослушку) должно происходить открыто, с привлечением экспертов.

Ликвидировать региональные управления ФСБ

Еще со времен 30-х годов у ФСБ (тогда еще НКВД) существуют региональные управления. Тогда это было необходимо для того, чтобы на всей территории СССР можно было осуществлять репрессии – для этого необходим был огромный штат сотрудников. Очевидно, что сейчас эти задачи перед спецслужбами уже не стоят, но до сих пор эти достаточно серьезные структуры остались в каждом регионе. Смысла в них там никакого нет, поэтому от безделья они начинают изобретать разного рода шпионские дела. Таким образом, необходимо оставить лишь центральный аппарат плюс сотрудники, которые будут прикомандированы к особо важным объектам, как то некоторые крупные электростанции, какие-то военные части, некоторые НИИ и т.д.

Радикально реформировать СВР

Из всех российских спецслужб единственная не реформированная с момента основания – Служба внешней разведки. Единственная возможность ее реформировать – это полностью ее распустить и создать на ее месте новую разведывательную службу. Решение должно быть радикальным, потому что СВР гордится своими традициями, которые совершенно не актуальны в нынешней действительности. Скажем, СВР до сих пор считает себя наследием разведки Коминтерна, и на праздновании 90-летия в качестве главного героя назывался Ким Филби – человек, который работал не в пользу Советского Союза, а в пользу коммунистической идеи. Такой подход – совершенный анахронизм, и на оперативном уровне он приводит к тому, что мы поддерживаем за рубежом огромную и дорогостоящую сеть нелегалов, которые нам с момента окончания холодной войны совершенно не нужны.

Превратить ФСО в управление при МВД

Федеральная служба охраны как таковая не нужна и должна быть расформирована. Она была создана как имитация американской секретной службы, но в США совершенно иная специфика – там из-за права на ношение огнестрельного оружия было совершено рекордное количество покушений на лидеров государства. В России права на ношения огнестрела нет, и непонятно, зачем нужна отдельная спецслужба – с центральным аппаратом и региональными управлениями – для охраны высших должностных лиц, этим вполне может заниматься какое-либо полицейское управление, ведь это именно полицейская функция.

https://mail.google.com/mail/u/0/?shva=1#inbox

0

3

Конструктор государственных реформ. Суд, следствие, полиция

Роман Доброхотов

Slon продолжает цикл материалов, посвященных проекту государственных реформ. В первом блоке речь шла о реформе науки, а также школьного и высшего образования, темой второго блока стала реформа армии и спецслужб. Теперь же речь пойдет о реформе правоохранительных органов, а также суда и следствия.

Реформа судебной системы

Тамара Морщакова Доктор юридических наук, профессор. В 1991–2002 судья Конституционного суда Российской Федерации

Реформа судебных органов

Начинать реформу надо с реформы самих судебных органов. Тут можно выделить две меры.

Первая связана с судами общей юрисдикции, которые сейчас до федерального уровня имеют высшую инстанцию на уровне субъекта федерации. Нужно создать еще одно звено, которое бы было промежуточным между высшим судом в субъекте федерации и Верховным судом Российской Федерации. Для чего это надо? Для того, чтобы эта промежуточная инстанция могла бы быть отдельной кассационной инстанцией. В России ввели апелляцию по всем делам, и по уголовным (это заработает с 1 января 2013 года, но закон уже принят), и по гражданским, поэтому теперь необходимо, чтобы кассационная инстанция (то есть более высокого уровня, чем апелляционная) существовала не внутри судов субъектов федерации, как сейчас, а отдельно. Для этого нужно еще одно звено в судебной системе. Важно, чтобы эта третья инстанция существовала на отдельном уровне судебной системы, и этот уровень не должен быть привязан к государственно-территориальному делению. Это должны быть суды, объединяющие несколько субъектов или двух как минимум. Еще лучше, если она вообще не будет совпадать с границами субъектов. То есть должны быть образованы судебные округа, как было до революции, которые не будут совпадать с государственно-территориальным делением. Это будет способствовать тому, чтобы суд был независим от других ветвей власти.

Второй шаг в судебной системе должен быть связан с организацией того, о чем все уже давно говорят: создание административных судов. Особые административные суды тоже должны существовать в судебных округах, не совпадающих с территориальным делением на каком-то уровне. Внизу они могут объединять несколько районов, а далее тоже на уровне территориальных единиц, не совпадающих с государственно-территориальным делением. И, наконец, должен быть создан отдельный высший административный суд.

Система административных судов нужна, чтобы рассматривать споры между государством с одной стороны, гражданами с другой. Это особый вид судопроизводства во всех странах, и процедуры в нем особые. Они должны быть независимы от системы и общих судов, и арбитражных судов.

Урезать полномочия председателей судов

Далее должны быть предприняты шаги, которые изменили бы статус, положение и полномочия председателей всех судов. Сейчас они являются скорее управляющей всеми судами инстанцией, чем инстанцией, занимающейся проверкой решений в процессуальном порядке, председатели судов имеют необъятные функции. Они назначаются на шесть лет и могут быть назначены повторно еще на такой же срок – естественно, они служат, чтобы получить это повторное назначение, и являются ретрансляторами воли власти для всех судей. Кроме того, статус судьи настолько зависит от желания председателя суда, что он вообще не может чувствовать себя сколько-нибудь независимым. Должна быть реализована идея выборности председателей судов коллективами судей, притом, что их функции будут ограничены определенным сроком, и они должны лишиться большинства своих полномочий кадрового характера. Они не должны рекомендовать на должности назначаемых судей. У них не должно быть инициативы наложения на судей дисциплинарных взысканий, изгнания судей из судейского корпуса. Таких полномочий председатель иметь не должен – тогда он не будет командовать судьями, и тогда судьи смогут быть независимыми.

Создать «суд для судей»

Необходимо изменить процедуры подбора судей на судейские должности. Эти процедуры должны проходить в таких органах судейского сообщества, которые должны существовать вне судебной системы как таковой, и эти органы должны проверять кандидатов, принимать экзамены, проводить с ними собеседования и осуществлять рекомендацию в отношении кандидатов в судьи для назначения их на должность. В этих корпоративно-юридических организациях должны быть представлены как судьи (не меньше половины принято иметь в таких органах по международным стандартам), так и другие юридические корпорации, например, адвокатские, корпорации научных сотрудников. Тем самым будет представлено гражданское общество.

Во многих странах есть такие корпорации, более того, в международных актах рекомендательного характера, посвященных гарантиям независимости судей, статусу судей, например, в Европейской хартии о статусе судей прямо написано, какие органы должны обеспечивать подбор кандидатов на судейские должности, чтобы избежать протекционизма при подборе людей на эти должности. А далее может быть специальный суд, который должен заниматься вопросами дисциплинарной ответственности судьи, лишения судьи полномочий, и этот орган должен быть независимым. Тогда пришлось бы, я думаю, изменить процедуру формирования дисциплинарного суда. Каждый человек имеет право на защиту от любых санкций против него в судебных органах, и только у самих судей сейчас его нет, то есть нужен своего рода суд для судей.

Изменение судебных процедур

Должны быть совершены определенные изменения в судебных процедурах. Первый шаг – расширение компетенции судов присяжных. Расширение категории дел, которые могут ими рассматриваться, распространение этой формы судопроизводства, в том числе, и на гражданские, арбитражные дела. Второй шаг – введение обязательной аудиозаписи всех судебных заседаний. Это объективное средство контроля за тем, что происходит в суде, этим средством должны пользоваться вышестоящие судебные инстанции, когда они проверяют вынесенные судебные акты.

Кроме того, необходимы изменения в области уголовного процесса, где совершенно не обеспечены конституционные принципы состязательности и равноправия сторон. Речь должна идти о том, что защита должна приобрести равноправное положение в процедурах сбора и представления доказательств. У адвокатов, защитников должно быть больше права на представление в суд доказательств, которые не могут отвергаться судом по иному основанию, чем их недостоверность. Достоверность доказательств нужно проверять, но они не могут сразу отвергаться как недопустимые. Как недопустимые доказательства сейчас отвергается почти все, что представляют адвокаты в уголовном процессе. Скажем, если защита готова предоставить видеозапись, что задержанный активист не совершал правонарушения, а ей говорят, что запись не может быть предоставлена, потому что, дескать, эта видеозапись получена не следователем, не в установленных процессуальным законом формах. Такое доказательство признается недопустимым. Это неправильно, оно может анализироваться и должно анализироваться судом, только с одной точки зрения. С точки зрения проверки его достоверности, достоверности информации, которая содержится в этом источнике.

Кроме того, должно быть введено больше гарантий контроля суда за тем, что предъявляет суд по уголовным делам в орган предварительного расследования. Этот контроль сейчас практически не осуществляется, не осуществляется даже при принятии решения об аресте, потому что суд, принимая это решение, не анализирует материалы дела, не анализирует достаточность оснований для подозрения, в отношении не приводит никаких фактических данных, подтверждающих необходимость ареста.

Обеспечение единства судебной практики и ее прозрачности

Во-первых, должна быть введена компетенция конституционной юрисдикции, т. е. конституционного суда по проверке постановлений пленумов высших судов с точки зрения их конституционности. Без этого единства практики быть не может, потому что конституционный суд решает что-то, но суды арбитражной юрисдикции и общей юрисдикции этому не подчиняются. И вообще суды все, не только высшие, но и нижестоящие не принимают во внимание то толкование законов, которое предлагает конституционный суд, и им не следуют. Такого быть не должно. Кроме того, постановление пленумов высших судов у нас сейчас является единственным актом, который не подлежит вообще никакой судебной проверке.

Во-вторых, в судебной практике необходимо внедрять международные стандарты независимого правосудия, а не открещиваться от них, как сейчас происходит.

Ну и, наконец, – прозрачность судебной системы. Судебная статистика должна публиковаться полностью. Судебные решения должны издаваться в открытой печати.

Почему, собственно, публикация статистики так важна? Общество должно знать, что происходит в судах. Мы только время от времени узнаем, что у нас процент оправдательных приговоров снизился даже по сравнению с советскими временами во много раз – до 0,3%. Мы давно уже не знаем, сколько судебных актов обжалуется гражданами. Этот процент тоже все время падает, несмотря на то, что все выражают неудовольствие тем, как осуществляется правосудие. Надо понять, почему он падает. Может, это от того, что больше никто не верит в возможность исправления ошибочного судебного акта. И общество должно иметь возможность, наука должна иметь возможность анализировать те тенденции судебной практики, которые лучше всего отображает полная судебная статистика. Не случайная выборка, а именно полная статистика. Разве не важно знать, какой процент из всех назначаемых наказаний приходится на лишение свободы. Это очень большой процент. Суды не назначают другие виды наказания. И таких данных очень много. В последнее время резко упала статистика, связанная с применением института условно-досрочного освобождения. Раньше это было практически по каждому делу, когда человек отсидел определенную часть наказания, ему полагалось половину по не особенно тяжким преступлениям, две трети по тяжким, и каждый имел право претендовать на условно-досрочное освобождение. Падение освобождений по УДО началось после 2003 года. Это ненормальное положение, при том, что тюремное население России очень велико, порядки в наших местах лишения свободы не очень хороши, и бюджет тратится на это в очень больших размерах. Реорганизация учреждений исполнения наказаний давно назрела, это тоже требует массы средств. Все это имеет еще то отрицательное последствие, что, возвращаясь в общество, люди не могут социализироваться.

Наконец, должно быть широко распространено проведение профессиональной общественной экспертизы по конкретным судебным делам. Необходимо результатам такой экспертизы придавать большое значение. Они не могут игнорироваться судебными органами просто по той причине, что эту экспертизу проводили не сами суды. Это негодные основания. Есть в процессуальном законе признание различных фактов и обстоятельств как таких, которые требуют возобновления производства по делу. Никто не говорит, что экспертизы должны быть обязательны для судов. Но они должны быть рассмотрены в судебных процедурах. В других государствах активно проводятся общественные экспертизы, создаются соответствующие органы, как, например, так называемые «королевские комиссии» в Канаде. У нас же никакой нормативной основы для общественного контроля над правосудием не существует. А это на самом деле очень важно.

Реформа МВД 
 
Лев Пономарев Исполнительный директор общероссийского движения «За права человека», руководитель комитета «За реформу МВД»        

Передать руководство реформой независимому органу

Реформу полиции невозможно провести силами самой полиции. Руководить реформой должен непосредственно президент (который и должен нести ответственность за ее успех), а проводить ее должен комитет, в состав которого не должен входить глава МВД.

Избавить МВД от непрофильных функций

МВД должно выполнять только те функции, которые непосредственно относятся к ее сфере компетенции. Все остальные функции – вневедомственная охрана, организация дорожного движения, все функции связанные с регистрацией и выдачей лицензий и т.д., – всем этим должны заниматься отдельные профильные организации. И первое, что должно быть изъято из арсенала МВД, – это функция политического сыска: центр «Э» должен быть упразднен. Сегодня, по оценкам разных экспертных организаций, в России к экстремистам может быть причислено 10 000 – 20 000 человек, в то время как говорится о 200 000 и создается целая армия для борьбы с ними. Очевидно, что речь идет не о настоящих экстремистах, а о тех, кого власти считают «политически неблагонадежными».

Реформировать службу собственной безопасности

Необходимо реформировать управление собственной безопасности МВД, которое сегодня считается одним из самых коррумпированных. Сейчас сотрудники этого управления находятся под контролем региональных УВД, что лишает их реальной возможности бороться с коррупцией внутри ведомства и нарушением прав сотрудниками полиции. Чтобы это управление собственной безопасности заработало, оно должно стать независимым.

Провести кадровую реформу

Необходимо сократить численный состав полиции не на 20%, как сейчас планируется, а в разы. В Москве сегодня работают около 150 000 полицейских, в то время как в Нью-Йорке – 40 000, а число преступлений там в 4 раза ниже. Сокращение это необходимо проводить, выводя за штат всех сотрудников и набирая в штат по конкурсу после новой аттестации. При этом число сотрудников, работающих «на земле», может не сильно измениться – в первую очередь необходимо сократить сотрудников, занимающихся писаниной, как правило, излишней. Россия, в отличие от Грузии, страна большая, но это не значит, что у нас такой формат сокращения не сработает – просто проводить его надо постепенно, в несколько этапов, начиная с небольших регионов и затем в остальной стране, учитывая опыт первых этапов. Сэкономленные средства можно направить на социальные нужды: повышение зарплат действующим полицейским и программы по переквалификации для уволенных сотрудников.

Избавиться от палочной системы
 
Необходимо окончательно устранить палочную систему. Сегодня она, пусть и видоизмененная, но остается. Оценивать успешность действия отделений полиции в области общественной безопасности можно через соцопросы (только их организацией должна заниматься, конечно, не сама полиция), а оценивать успехи в области борьбы с криминалом можно, основываясь на судебных решениях. 

Реформа следствия 

Павел Чиков Кандидат юридических наук, председатель ассоциации «Агора»        
 
Единый следственный комитет
 
В этом году возобновились разговоры о создании в следующем году единого следственного комитета. Со стороны это может показаться несущественным изменением, говорящим лишь о продолжающейся борьбе за влияние под кремлевскими коврами. В действительности же это шаг, который может кардинально изменить принципы расследования преступлений. Советский подход с концентрацией полномочий розыска и следствия в одном ведомстве, под одним начальником привел к сращиванию этих двух функций. И опер, и следователь заинтересованы в возбуждении и направлении в суд как можно большего числа уголовных дел с сильной доказательственной базой, которая чаще всего строится на признательных показаниях обвиняемых. Поэтому годами работал конвейер: оперативники задержали, побили, «теплого» привели к следователю, допросили в присутствии государственного (читай, бесплатного и бессмысленного) адвоката и тех же оперов и отчитались «реализацией» и «направлением в суд» перед общим для них начальником отдела. Начальнику же только и надо, чтобы показатели за этот год ни на йоту не были меньше цифр «за аналогичный период прошлого года». В итоге любые вопли народные и жалобы, перегибы и превышения полномочий старательно прикрывались служебными проверками, которые признали правоту коллег – на один ведь карман работают.

Единое следствие меняет систему: теперь розыском занимаются одни ведомства – полиция, чекисты и наркополицейские, а расследованием – другие. Полиция будет вести оперативную разработку, выявлять подготавливаемые преступления, фиксировать признаки преступлений и передавать их с рапортом в следственный комитет. Следователь, получивший их, будет оценивать судебную перспективу и решать, стоит ли возбуждать уголовное дело. Для оперативника «палкой» будет считаться прежде всего переданный следователю материал, а для следователя показатель – направление дела в суд. Последний заинтересован, чтобы дело уходило только в том случае, если по нему есть досудебное соглашение, особый порядок или железная доказательственная база. После возбуждения уголовного дела полиция по нему будет работать только при наличии отдельного поручения следователя. Безусловно, полностью устранить элемент насилия будет невозможно, однако принцип разделения функций между ведомствами создает гораздо больше сдержек и противовесов.
 
Контроль над следствием
 
Создание единого следственного органа требует эффективного контроля. В противном случае может произойти дисбаланс политической власти. Однажды в 2006–2007 годах бывший Генеральный прокурор Владимир Устинов, пользуясь сверхбольшими полномочиями ведомства, уже претендовал на статус президентского преемника.

Такой контроль могут осуществлять либо прокуратура, давно воюющая с СКР, либо суд. Лучше всего полномочия по контролю за следствием передать судье. На сегодня суд только в трех основных точках может повлиять на следователя. Участник уголовного процесса вправе обжаловать любое действие или решение следователя в суде на любой стадии расследования. Это механизм (статья 125 УПК) работает слабо, поскольку ничего, кроме формального признания решения незаконным, суд сделать не может. На деле следователь через несколько дней выносит аналогичное, слово в слово, постановление, нивелируя контрольную функцию суда.

Также суд санкционирует некоторые оперативно-следственные действия, например, прослушку телефона, обыск и выемку в жилище. Часто такие постановления приносят судье распечатанными сами оперативники или следователи, оставляя незаполненными лишь места для даты и подписи с печатью. Принципиального контроля тут также нет.

Третья точка – мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога. Их в России уже 10 лет избирает только суд по ходатайству следователя. В 96% (данные Судебного департамента при Верховном суде России) суд соглашается с просьбой следствия об аресте, в 99% случаев (тот же источник) – о продлении ареста. Как видно, толку от такого контроля тоже немного.

Существенно усилить судебный контроль за следствием могло бы введение так называемого следственного судьи, который бы вел конкретное уголовное дело с момента задержания подозреваемого. В течение 48 часов полиция доставляет фигуранта к судье, тот решает вопрос о законности задержания и о дальнейшем пребывании подозреваемого под стражей. Этот же судья (а не другой) позже предъявляет обвинение, оценив собранные полицией доказательства. Он же позже фиксирует своим решением заключенную в присутствии обвиняемого, его защитника, государственного обвинителя и его самого сделку с правосудием. В США более 90% всех уголовных дел завершаются без открытого судебного процесса досудебным соглашением.

Только в тех делах, где обвиняемый от сделки отказался, проводится открытый судебный процесс, который ведет уже совсем новый, не знакомый со всем ходом следствия, а потому более беспристрастный судья.

Введение следственного судьи автоматически лишает прокуратуру функции надзора за следствием, оставляя ей лишь одну важную роль – государственного обвинения. Отсюда теряется смысл в существовании отдельного ведомства. Поэтому необходимо ввести прокуратуру в структуру Министерства юстиции России, объединив функции министра юстиции и генерального прокурора в одном лице. Сотрудники сохраняют должности, функции, классные чины, оклады, синюю форму. Только начальников становится меньше, их секретарей и служебных автомобилей с водителями.

Государственный обвинитель участвует во всех судебных заседаниях по уголовным делам, начиная с оценки законности судом задержания подозреваемого, он же, а не следователь, предъявляет обвинение, предлагает сделку и ведет переговоры с защитой по заключению досудебного соглашения.

Досудебные соглашения
 
Резкое увеличение роли досудебных соглашений, то есть так называемой сделки с правосудием. Желательно, чтобы подавляющее большинство уголовных дел завершалось без открытого судебного процесса. Основные усилия обвинения будут концентрироваться вокруг сбора бесспорных доказательств виновности, а не выбивания признания и высасывания из этого признания видимости совокупности доказательств. Защита же будет стараться доказать алиби, найти доказательства невиновности, сильных свидетелей защиты, а если крыть нечем – соображать, что бы такое предложить прокурору для сделки. Это могут быть прежде всего сведения и доказательства совершения других преступлений другими людьми, показания на подельников, в том числе, организаторов и заказчиков групповых преступлений. По коррупционным делам вообще снижение наказания и гарантии защиты в обмен на ценные сведения о начальниках-взяточниках чуть ли не единственное действенное средство.
 
Присяжные
 
По тем делам, где обвиняемый отказался от сделки, должен быть суд присяжных. В той же Америке – это откровенная рулетка. Из 10% отказавшихся от сделки с обвинением треть доказывает в суде присяжных свою невиновность. Тот же, кого жюри признало виновным, получает от судьи приговор на полную катушку. То есть честная и прозрачная политика властей – мы хотим экономить средства налогоплательщиков на уголовный процесс, поэтому продвигаем идею сделки. При этом мы уважаем право на справедливый суд и каждому обвиняемому, кто решился на открытый процесс, даем реальный шанс на победу. Такой шанс могут дать только присяжные. В России они существуют с 1991 года, за эти 20 лет небо на землю от их оправданий не рухнуло. Сначала российские присяжные оправдывали до 30% подсудимых, сейчас доля снизилась раза в два. Одновременно несколько раз сокращалось число статьей уголовного кодекса, по которым обвиняемый может выбрать присяжных. Тренд пока противоположный, но институт жюри для России не чуждый, 600–800 уголовных дел они рассматривают ежегодно. Отношение общества к нему, спасибо Никите Михалкову и Голливуду, неплохое.

Судебный прецедент
 
Ранее принятое решение суда по делу должно иметь силу закона для всех последующих с аналогичными обстоятельствами. Единообразие судебной практики должно быть зафиксировано как самоценность, а ее нарушение – как самостоятельное основание для отмены любого судебного решения. На первый взгляд, это кажется нереальным, однако в России есть все предпосылки для такого шага.

Постановления Пленума Верховного суда, обзоры судебной практики высшего судебного органа по уголовным, гражданским и административным делам – давно наиболее читаемые и используемые юристами документы. Решения Европейского суда по правам человека, согласно разъяснению того же Верховного суда России (постановление Пленума от 10 октября 2003 года), обязательны для учета судьями при рассмотрении дел. Постановления и определения Конституционного суда обязательны для любого правоприменителя и сами по себе служат основанием для отмены судебных решений.

И самое главное: в России уже открыто действует судебный прецедент – в арбитражных судах. Юристы, работающие в арбитраже, откровенно этим наслаждаются. Решения судов стали более предсказуемы. Бизнесмены прямо говорят, что нет смысла заносить взятку судье в первую инстанцию, поскольку вторая сторона может эффективно обжаловать со ссылкой на нарушение принципа единообразия арбитражной практики. Лучше, говорят, эти деньги на юристов потратить. «Арбитражисты» наотрез отказываются работать в судах общей юрисдикции: бардак, произвол, непредсказуемость, хамство. Почему бы в таком случае опыт арбитражного суда не перенести на остальные? 

http://slon.ru/russia/konstruktor_gosud … 7140.xhtml

0