Врачи рассказали, чем опасны гаджеты для здоровья школьников

http://img.beta.rian.ru/images/58035/16/580351605.jpg
РИА Новости. Максим Богодвид

12:02 29/08/2012

МОСКВА, 29 авг - РИА Новости. Российские врачи понимают, что обучение школьников сегодня невозможно без ярких канцелярских товаров и современных технических устройств, будь то ноутбук, интерактивная доска, электронная книга или смартфон. Вместе с тем медики опасаются, что использование гаджетов или некачественных ластиков и фломастеров может существенно подорвать здоровье детей.

Недетские болезни

Главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков Минздрава РФ, руководитель НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Кучма полагает, что в последние годы в регионах недостаточно внимания уделяется профилактике заболеваний, которые возникают в период учебы.

Об этом также свидетельствуют данные, которые были получены Минздравом в ходе диспансеризации подростков в 2011 году: примерно у 57% были выявлены различные заболевания. Чаще всего школьники страдают от болезней эндокринной системы, которые явились следствием неправильного питания и недостаточно активного образа жизни. На втором месте - болезни органов дыхания и на третьем - костно-мышечной системы.

"Специальные исследования, которые мы проводим, показывают, что у детей наблюдаются функциональные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и нервно-психические отклонения", - сказал врач РИА Новости.

Он напомнил, что результатом перенесенного стресса у взрослых могут быть инфаркт, инсульт и гипертонический криз. То же самое сейчас наблюдается у детей: увеличивается число подростков с повышенным артериальным давлением. Если все оставить как есть, то к 21 году школьники станут классическими гипертониками, считает главный специалист Минздрава.

В стране наблюдается дефицит школьных врачей, а специалисты, работающие в учебных заведениях, не обладают достаточными знаниями, они давно не обучались современным оздоровительным технологиям и тем более, они ничего не знают о влиянии современных информационно-коммуникационных технологий обучения на детей, считает Кучма.

Неправильные ноутбуки

Современные технологии, которыми пользуются школьники в процессе учебы, с одной стороны, дают педагогам возможность более наглядно продемонстрировать учебный материал, с другой стороны, увеличивают нагрузку на ребенка, считает Кучма.

По его словам, новые образовательные стандарты для школьников как раз направлены на разгрузку детей, они дают возможность получать знания вне уроков, заниматься проектной и творческой деятельностью, позволяют школьникам чередовать рабочую позу. Если обеспечить детям нормальную двигательную активность, как правило, улучшается физическое состояние, отметил врач.

Многие педагоги приветствуют использование учениками ноутбуков во время уроков. "Но ноутбук абсолютно не приспособлен для работы ребенка, потому что там фиксированная клавиатура и экран, он близко расположен к глазам, он не может быть удален на оптимальное расстояние, потому что клавиатура ноутбука не приспособлена к детской руке. Ни с точки зрения эргономики (приспособления рабочего места для наиболее безопасного и эффективного труда), ни с точки зрения офтальмологии ноутбук абсолютно не приемлем для ребенка, тем более как средство для обучения", - заметил Кучма.

Без телефона как без штанов

То же самое касается и использования смартфонов школьниками, отметил Кучма. Он напомнил, что сейчас учащиеся используют эти гаджеты для общения с друзьями в чатах или в социальных сетях, для просмотра фильмов или страничек в интернете. "Вы видели, как дети сейчас смотрят кино? Они закачивают их в свой смартфон и смотрят на скучном уроке или во время перемены на экранчике размером в свою ладошку", - сказал он.

С технической точки зрения у врачей нет никаких претензий к разработчикам: и планшеты, и смартфоны не превышают допустимые нормы излучения. Однако, проблема в том, что дети используют их непрерывно, добавил Кучма. Он считает, что параллельно с активным внедрением современных технологий в школах надо рассказывать и объяснять, как и сколько по времени можно пользоваться теми или иными устройствами без вреда для здоровья.

В свою очередь педагоги считают, что современный школьник не может обойтись без мобильного телефона. "Сейчас не давать мобильный телефон ребенку, все равно, что без штанов его выпускать из дома. Мама хочет знать, ел сегодня ребенок или нет, что давали на обед, какую оценку получил, не обидел ли его кто-нибудь", - заявил РИА Новости директор центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский.

При этом он категорически против использования сотовых телефонов во время уроков. "Дети - вполне разумные люди, как начался урок им надо сказать, чтобы они убрали мобильные телефоны и отключили звук, как прозвенит звонок с урока, пожалуйста, пользуйся", - добавил Рачевский.
Директор московского лицея №1518 Анна Мехед полагает, что родителям гораздо спокойнее, если у ребенка есть с собой сотовый телефон и они могут постоянно находиться на связи со своим чадом. "Как родитель, могу сказать, что мобильник нужен обязательно, чтобы знать все ли в порядке с ребенком", - сказала она РИА Новости. По ее мнению, дорогой аппарат школьнику абсолютно ни к чему. "Это родители выделываются, покупая дорогой телефон ребенку", - считает Мехед.

Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко считает, что российские первоклассники с помощью мобильного телефона смогут быстрее адаптироваться к школе и избежать стресса первых учебных дней, так как у детей будет возможность в сложные моменты позвонить родителям.

Ридеры лучше книг?

Свернутый текст

http://img.beta.rian.ru/images/64571/03/645710323.jpg

Никаких серьезных исследований о влиянии ридеров не проведено, заметил Кучма. "Разработчики не предполагали, что это будет учебная книга, которая будет лежать в каждом ранце ребенка", - сказал он.

Онищенко также считает, что электронные книги и планшетники до конца не изучены и их использование не отрегулировано. Тем не менее, отрицать, что за этими устройствами будущее, бессмысленно, отметил он.

"Электронные книги - это достаточно новая вещь, я не мог бы сказать, что она очень сильно отрегулирована. Конечно, соблазн загрузить всю школьную программу того или иного года обучения в плоский пластмассовый предмет, который весит около килограмма, - хорошая затея. Это и облегчает с точки зрения физических нагрузок на ребенка. Другое дело - насколько это применительно для зрительной работы", - сказал Онищенко РИА Новости.

По мнению главного санитарного врача, необходимо изучать и регулировать такие параметры, как яркость экрана, четкость, контрастность, шрифты и размеры букв. "Но в принципе - за этим будущее. Никуда мы от этого не уйдем и рекомендовать, что этого делать не надо, тоже смысла нет. Надо понимать, что все это должно вводиться постепенно, еще не все педагоги к этому готовы", - добавил он.

Главный офтальмолог Минздрава России Владимир Нероев отметил, что за время учебы у многих школьников ухудшается зрение, в том числе и благодаря неправильному использованию детьми современных электронных устройств. "Если сегодня у 5% первоклассников обнаруживается близорукость, то к 10-11 классу до 25-30% школьников страдают нарушением зрения - это либо близорукость, либо астигматизм, либо дальнозоркость", - сказал он РИА Новости.

Во-первых, ухудшение зрения у детей происходит из-за длительной зрительной нагрузки, при которой развивается утомляемость всех мышц глаза, отметил Нероев. Во-вторых, очень часто экран компьютера или ноутбука расположен или очень далеко, или очень близко, при этом в комнате неправильное освещение, добавил офтальмолог. По его словам, в начальных классах электронные книги, к примеру, можно использовать не более 15 минут в день, а в старших - не более двух часов.

Вредные мелочи

Глава Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" Михаил Аншаков рассказал РИА Новости, что в последнее время родители школьников все чаще жалуются на китайскую канцелярскую продукцию для школьников.

"К сожалению, никто на государственном уровне не следит за безопасностью этих товаров - ластиков, фломастеров, линеек. Они достаточно токсичны, издают едкий запах. Это говорит о том, что в них много вредных веществ, в частности фенолформальдегида. Они (канцтовары) вредные, ребенок может взять в рот, в итоге эти вещества попадают в организм ребенка. Это, конечно, плохо для здоровья детей. Они выглядят привлекательно, школьникам нравятся, а когда родители их покупают, их приходится выкидывать", - отметил Аншаков.

Он также отметил, что серьезные опасения в последнее время вызывают строительные материалы, которые используются при ремонте школ. "ОЗПП проводило экспертизу различных напольных покрытий, в том числе, ламинированных, которые при госзакупках покупают, как правило, самые дешевые. Экспертиза по ламинированным покрытиям показала, что в 10 образцах превышение токсичного вещества (фенолформальдегида) - от 4 до 20 раз. Это в дешевой ценовой категории", - заключил Аншаков.

http://ria.ru/society/20120829/73275956 … smeteo_ria