Карта Москвы резиновой: растягивается летом, сжимается зимой

Георгий Неяскин

http://slon.ru/images3/6/800000/232/821028.jpg
Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Пока длится сезон отпусков, оставшиеся работать жители крупных городов тоже в какой-то степени отдыхают от своих сограждан: дороги относительно свободны, чуть лучше ситуация с общественным транспортом, а возможность поехать на дачу помогает многим восстановить силы за выходные. Однако русское лето быстротечно, и едва только горожане привыкают к более комфортному режиму жизни, наступает осень.

Насколько сильно различаются показатели заселения мегаполиса и пригородов летом и зимой? Исследователи из МГУ и РАН Алла Махрова, Татьяна Нефедова и Андрей Трейвиш взялись оценить эту разницу в статье в журнале «Демоскоп» на примере Московского региона. По их оценке, в погожий летний выходной день на территории столицы в границах 2010 года (до присоединения «новой Москвы») находятся 9 млн человек. В будний зимний – 14 млн. Таким образом, мегаполис «растягивается» и «сжимается» в зависимости от сезона на 5 млн человек. Для области, куда стекаются жители города летом, амплитуда колебаний составляет 3,3 млн человек.

При этом в зависимости от времени года заметно меняется плотность населения разных районах Москвы и области. На карте ниже приведены авторские оценки этого феномена. Плотность населения в Центральном административном округе, где сосредоточено 38% рабочих мест Москвы, в зимний будний день составляет около 40 000 человек на квадратный километр (в полтора раза больше, чем в Мумбаи – мировом рекордсмене по плотности населения), в летнее воскресенье – вчетверо меньше. Обратная закономерность – для подмосковных территорий, на 40% которых (в основном, это территории, прилегающие к основным федеральным трассам) плотность населения колеблется в 2–4 раза.

Плотность населения Москвы и Московской области зимой в будни и летом в выходной день в 2010 году

http://slon.ru/images2/blog_photo_17/20_08_12/plotnost.png
Источник: «Демоскоп», оценка авторов

«Дачеизация» – особенность типично российская. Как отмечают авторы, иногда свои «шесть соток» семья получала раньше, чем личный автотранспорт, и получалось, что поездки на дачу стимулировали домохозяйства к тому, чтобы обзавестись автомобилем.

Что касается автомобильного трафика в мегаполисе, то он также сильно зависит от времени года. Как именно, Slon попросил рассказать аналитический центр сервиса «Яндекс.Пробки», ведущий многолетние наблюдения за ситуацией на российских дорогах:

«Главными факторами, влияющими на загруженность московских дорог, являются активность автомобилистов и погодные условия... Средняя загруженность города летом и зимой может отличаться в два раза.

Самые свободные периоды в году, когда пробок в городе практически нет, – это начало января, когда страна уходит на новогодние каникулы, и период с середины июля до середины августа – видимо, наиболее популярное время для отпусков».

http://slon.ru/economics/moskva_rezinov … 1028.xhtml