Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Как русская церковь упустила свой шанс

Сообщений 241 страница 245 из 245

241

Передача Андроникова монастыря РПЦ тревожит искусствоведов

Русская православная церковь присматривается к еще одному объекту — на этот раз в столице. Сейчас там располагается Музей Андрея Рублева

Текст: Андрей Жвирблис

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2017/02/17/tass_1582199.jpg
Привратная башня Андроникова монастыря. Фото: Валентин Черединцев/ТАСС

Русская православная церковь рассматривает вопрос о передаче ей объектов Андроникова монастыря в центре Москвы, где располагается Музей Андрея Рублева. Об этом 16 февраля заявила глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).

Вполне естественно, что страсти, разгоревшиеся в последнее время вокруг предполагаемой передачи РПЦ Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, проецируются и на сообщения о том, что церковь присматривается к столичному музею. Однако речь о том, чтобы это сделать как можно быстрее, пока не идет. Это подчеркнула и игумения Ксения. «Вопрос рассматривается на перспективу», — заявила она.

Сама постановка вопроса, можно или нельзя передавать имущество церкви, не верна по сути, считает директор портала «Православие и мир», протоиерей Александр Ильяшенко.

Александр Ильяшенко
директор портала «Православие и мир», протоиерей

«Любому владельцу можно сказать, а какая нужда тебе владеть этим комплексом. Да, там есть замечательный всемирно известный музей, но ему тоже можно задать такой вопрос. Как взаимодействовать церкви и музейным работникам? Это проблема, которую нужно решать, и проблема очень трудная. Ее должны обсуждать специалисты в спокойной доброжелательной атмосфере, и, наверное, для этого требуется время».


Основанный в XIV веке Андроников монастырь — один из самых старых в Москве, а его собор — и вовсе самое древнее здание столицы. Он всегда имел огромное культурное значение для города: именно здесь до распространения книгопечатания находился один из главных центров переписки книг. Но монастырская жизнь здесь уже давно угасла: к моменту революции, вскоре после которой монастырь закрыли, в нем насчитывалось всего 17 монахов. Нет монахов в Андроникове и сейчас, рассказывает гендиректор Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Михаил Миндлин.

Михаил Миндлин
гендиректор Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева

«Монастыря там нет, там есть приход. Отношения у нас самые добрососедские, никаких противоречий. В музейном здании, принадлежащем музею, в Спасском соборе находится приход, регулярно проводится служба. Я не готов комментировать слухи. Когда я услышу такое официальное заявление или увижу документы, тогда я готов буду обсуждать».


В начале 1990-х годов, когда звучали голоса о необходимости вернуть в церковь иконы, хранившиеся в Третьяковской галерее, в частности, привезенную в Россию в XII веке Владимирскую икону Божией Матери, искусствоведы хватались за голову: древние доски, хрупкие красочные слои при транспортировке и неправильном содержании могли быстро разрушиться. В результате нашли компромисс: иконы были помещены в Храм святителя Николая, находящийся на территории галереи. За их сохранностью, за температурным и влажностным режимом следят специалисты. Сейчас потенциально возникает схожая проблема, говорит музеевед и искусствовед Александра Калякина.

Александра Калякина
музеевед, искусствовед

«Музей древнерусской живописи имени Андрея Рублева — это же уникальное собрание. Поэтому, честно вам скажу, я не очень представляю, как это все будет. Ведь нужны особые условия хранения, особые условия для реставрации, для экспонирования. Не знаю».


Как заявила игумения Ксения (Чернега), она уже призвала правоохранительные органы обратить внимание на незаконное, по ее мнению, строительство, которое ведется у стен монастыря. На это уже отреагировал первый замминистра культуры Владимир Аристархов, который заявил, что эта территория не принадлежит федеральному Музею имени Андрея Рублева.

https://www.bfm.ru/news/346979

0

242

Петербургская оппозиция проведет первомайскую акцию против передачи Исаакия РПЦ

Шествие должно пройти без партийной символики

Петербургские сторонники «Партии роста», «Справедливой России», «Яблока», ПАРНАСа и представители общественных движений подали заявку на участие в первомайском шествии в составе единой колонны, сообщила «Интерфаксу» депутат Законодательного собрания Оксана Дмитриева.

По ее словам, главной темой шествия станет протест против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. Помимо представителей политических партий, на шествие выйдут представители общественных организаций, таких как «Живой город», «Весна», Союз творческих работников Петербурга. Решено идти без партийной символики, уточнила Дмитриева.

Оргкомитет подал в Смольный заявку на участие в первомайском шествии с последующим митингом. Оппозиция предложила несколько мест в центре города: Марсово поле, Дворцовая и Конюшенная площади, а также Исаакиевский сквер. Заявленная численность мероприятия — 5 тыс. человек.

https://www.bfm.ru/news/351999

0

243

Собор без примирения: почему РПЦ не смогла преодолеть раскол с Киевом

В новом скандале с письмом главы киевской церкви Филарета Архиерейскому собору проявилась та же проблема РПЦ, что и в давнем споре вокруг царских останков, — дефицит коммуникаций с современным обществом

Архиерейские соборы Русской православной церкви (РПЦ) обычно проходят спокойно, без сенсационных неожиданностей. В последний раз конфликтная ситуация на соборе была в 2008 году, еще в патриаршество Алексия II. Тогда соборяне осудили деятельность крайне консервативного чукотского епископа Диомида, условно лишив его сана за нападки на священноначалие. Когда мятежный епископ вместо раскаяния провозгласил анафему Алексию и будущему патриарху Кириллу, то лишение сана и священства стало состоявшимся. Но скандал быстро закончился — верующие отшатнулись от бывшего архиерея, ставшего простым монахом.

Теперь же РПЦ столкнулась с куда более серьезной проблемой, чем локальный бунт. Это дефицит коммуникаций с современным обществом, который приводит к печальным последствиям.

Загадка Филарета

Главным событием собора стал конфликт вокруг обращения к собору главы киевского патриархата Филарета (Денисенко). Бывший киевский митрополит, он в 1992 году возглавил раскол, за что в том же году был лишен сана, а в 1997-м — отлучен от церкви (анафематствован). Причем в отличие от анафем Диомида это неизмеримо более серьезное действие, признаваемое всеми каноническими православными церквями. С тех пор Филарет считается в РПЦ Михаилом Денисенко, с которым воспрещено всякое церковное общение.

И вот этот Филарет обращается к собору с двусмысленным текстом, который можно трактовать по-разному, особенно если рассматривать отдельные фразы вне общего контекста. Например, в тексте Филарет просит прощения у тех, кого обидел, — это легко принять за покаяние. Но если прочитать текст целиком, видно, что речь идет о варианте типичной для православной традиции формулы «прощаю и прошу прощения», не связывающей ее автора никакими обязательствами. Равно как и отсутствие в подписи Филарета патриаршего титула не является доказательством того, что он от него отказывается. Назвав себя «собратом» адресатов (а это и патриарх, и собор), он задал читателям его текста загадку — считает ли он равным себе патриарха или многочисленных митрополитов.

Однако письмо было оглашено неожиданно и для абсолютного большинства соборян, и для СМИ, которым трудно разобраться в тонкостях стиля. Поэтому в публичном пространстве письмо Филарета было истолковано как покаяние и капитуляция. Что, разумеется, вызвало негодование самого подписанта, который не только дезавуировал свою «капитуляцию», но еще и сообщил, что члены его делегации, негласно посещавшие Москву несколько недель назад, не только вели переговоры с главой внешнеполитического ведомства РПЦ Иларионом (Алфеевым), но и служили литургию и причащались в одном из подмосковных храмов Московского патриархата. Если это так, то история серьезная — таких событий, означающих де-факто признание православности Филарета и филаретовцев, не было уже четверть века.

А еще возникает проблема с Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП). В этой церкви есть самые разные тенденции — от ориентированных на компромисс с Филаретом на основе создания независимой (автокефальной) церкви до консервативных, желающих не только сохранять, но и укреплять связи с Москвой. Особенно «промосковские» тенденции свойственны монастырям, пользующимся духовным авторитетом и привлекающим большое количество паломников. Анафема Филарету и полное игнорирование его фигуры являются аксиомами для немалой части клира и паствы УПЦ МП. Для них Филарет — враг, с которым невозможны компромиссы, а допустимо только полное и безусловное покаяние. А теперь получается, что Филарет то ли враг, то ли не совсем — и это способно внести смуту в ряды УПЦ МП.

В общем, если делалась попытка удивить общественное мнение, то она удалась. Но только плюсов от этого не видно. Общество оказалось не подготовлено к такому повороту — времена, когда его просто ставили перед фактом, ушли в историю. Филарет тоже счел себя оскорбленным. Попытка хотя бы начать «распутывание» украинского узла может привести к еще большему его запутыванию. На соборе сформирована комиссия, которая должна вести переговоры с филаретовцами, но предмет этих переговоров неясен. Если обсуждать тему автокефалии, возмутятся многие украинские верующие. Если не обсуждать, то для Филарета и его сподвижников это неинтересно.

Пресловутый ритуал

На фоне украинского конфликта тема признания аутентичности царских останков несколько отошла на второй план — но, разумеется, никуда не исчезла. В этом вопросе существуют два уровня восприятия — внутрицерковный и внешний. Внутрицерковный связан с наличием серьезной оппозиции признанию останков среди наиболее консервативной части епископата, за которой стоит немалая часть клира и паствы. В масштабах страны это не так много, но если учесть, что, по данным Левада-центра, практикующих — то есть посещающих церковь не менее чем раз в месяц — верующих в России около 14%, то удельный вес этого сообщества в церковной среде не так уж и мал.

Поэтому ни одна инстанция не может принять решение о признании мощей — несмотря на многочисленные подтверждающие экспертизы. Патриарх Кирилл заинтересован в том, чтобы переложить ответственность на коллективный разум Архиерейского собора, — консерваторы и так подвергают его резкой критике за его прошлогоднюю встречу с папой Франциском в Гаване. В то же время отсутствие единогласия на соборе может вызвать серьезную проблему, так как вопрос носит сакральный характер. А ситуация в церкви и так напряжена: наиболее консервативные украинские епископы — те самые, которые настроены промосковски — одновременно требуют сворачивания экуменических контактов с протестантами и католиками. Поэтому вопрос о мощах в очередной раз отложен — до следующего года, когда ожидаются церемонии, посвященные 100-летию расстрела царской семьи. Но все равно придется решать — государство заинтересовано в признании мощей как символа завершения гражданской войны.

И вот здесь и возникла тема ритуального убийства, которую озвучили церковные деятели, включая и епископа Тихона (Шевкунова), который считается одним из наиболее влиятельных архиереев. Для внутрицерковной среды это обсуждаемая тема, причем с явным антисемитским подтекстом. Эта тема была поднята для того, чтобы пойти навстречу реакционерам, продемонстрировать, что церковь готова учитывать их интересы. В результате возник сильный диссонанс с общественным мнением. Для внешней по отношению к церкви среды — как, впрочем, и для многих церковных людей — даже намек на «кровавый навет» выглядит неприличной архаикой. Пришлось заявить, что ритуальная версия не связана с евреями, но выглядело это запоздало и не слишком убедительно.

Церковь исторически исходит из своей самодостаточности, из того, что ее священноначалие решает, что хорошо и что плохо, а паства должна внимать. Это укоренившаяся точка зрения, которая, однако, создает церкви все более серьезные проблемы. В одном случае церковные деятели принимают за общественное мнение маргинальную точку зрения — и считают необходимым на нее реагировать. В другом — они ставят верующих перед фактом, когда речь идет об украинском вопросе, который как раз нуждается в общественной дискуссии и разъяснении причин изменения церковной позиции. Если такие тенденции будут продолжаться и далее, то авторитет РПЦ будет подвергаться все новым испытаниям.

ОБ АВТОРАХ

Алексей Макаркин
первый вице-президент Центра политических технологий

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/politics/03 … m=center_2

0

244

Патриарх Кирилл предостерег от покупки криптовалют

25.01.2018 15:30

Текст: Елена Яковлева

Выступая на XXVI Рождественских парламентских встречах, патриарх Кирилл отметил, что сегодня большое распространение получило увлечение криптовалютами или так называемыми биткоинами.

Когда человек видит на экране "неудержимый рост" биткоина по отношению к доллару, он думает "Что же я сижу?!". Зараженные таким настроением люди закладывают и продают свое имущество и покупают криптовалюту. А когда все рушится, они теряют все, что имели.

Напомнив, что Церковь воспитывает человека так, чтобы он не был увлечен страстями, а полагался на реальный праведный труд, заслуживающий достойного вознаграждения, он призвал и государство предупреждать людей о возможности крушений в рискованных погонях за мгновенными спекулятивными выгодами.

https://rg.ru/2018/01/25/patriarh-kiril … aliut.html

0

245

На Алтае настоятеля храма задержали за изнасилование несовершеннолетней

Священнику грозит до 20 лет тюрьмы

В Алтайском крае задержан настоятель храма по подозрению в изнасиловании несовершеннолетней, сообщили ТАСС в пресс-центре МВД РФ. По версии следствия, священнослужитель храма Богоявления Господня в селе Черемное Павловского района вечером 20 июля 2018 года в Октябрьском районе города Барнаула, на берегу реки Обь изнасиловал 13-летнюю школьницу.

Возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста). По ней предусмотрен максимальный срок до 20 лет тюрьмы.

По данным официального сайта общины, настоятелем вышеупомянутого храма является протоиерей Андрей Киселев. 27 сентября ему должно исполниться 50 лет. В конце 80-х после окончания средней школы Киселев отслужил в рядах Советской армии, после чего учился в Алтайском государственном университете на факультете биологии. Сан священника он принял 26 декабря 1995 года.

https://www.bfm.ru/news/393553

0